Характеристика педагогического процесса. Воспитание дисциплинированности среди курсантов ввузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Кожевин, Д. М. Характеристика педагогического процесса. Воспитание дисциплинированности среди курсантов ввузов / Д. М. Кожевин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 586-588. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91644/ (дата обращения: 18.12.2024).



В системе реформирования армии, наряду с ее оснащением новыми технологиями, вооружением и военной техникой, оптимизацией процесса подготовки военных специалистов, поднимаются вопросы переосмысления процесса воспитания личности военнослужащего. В ряду важнейших проблем — проблема воспитания дисциплины и дисциплинированности курсанта военного вуза. Как показали исследования, в армии превалирует авторитарный стиль общения, граничащий порою с унижением личности военнослужащего.

В основе воспитания данного нравственного качества преобладает нормативный подход. Воспитательные меры воздействия диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных курсантов. В военных вузах сами командиры не осознают нравственный характер дисциплинированности. Вопрос пересмотра ценностных оснований военного обучения и воспитания предполагает придание военно-педагогическому процессу гуманистического характера, то есть переосмысление его с позиции личностно-ориентированной педагогической концепции, основанной на субъект-субъектных отношениях. Обеспечение нравственной ориентации на человека как высшую ценность повысит уровень дисциплинированности курсанта.

Под дисциплиной понимается совокупность норм и правил поведения, установленных в обществе в целях совместной социальной жизнедеятельности людей.

Дисциплинированность — это интегративное качество личности, определяющее нравственное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения. Дисциплинированность как проявление нравственного отношения к человеку есть ядро формирующейся дисциплины. Мы тесно связываем понятия «дисциплина» и «дисциплинированность». С точки зрения внешней, социально-объективной, такое отношение выступает как «дисциплина», с точки зрения субъективной, внутренней, индивидуальной, это явление предстает как «дисциплинированность». И дисциплина, и дисциплинированность выступают, прежде всего, как нравственные образования, ибо объектом является человек.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что общетеоретические основы процесса воспитания дисциплинированности изложены в трудах Б. Г. Ананьева, В. В. Краевского, Р. А. Рогожниковой и других. Теоретические и практические аспекты воспитания данного нравственного качества личности в условиях воинской деятельности изложены А. В. Барабанщиковым, О. В. Дёминым, Н. Ф. Котовым, С. М. Соловьевым, И. М. Мальцевым, А. А. Федотовым и другими. Психологический аспект проблемы дисциплинированности личности рассматривали Л. Я. Дорфман, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко и другие. Вместе с тем, несмотря на значительный интерес учёных и полученные результаты, проблема воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как нравственного качества личности по-прежнему не решена в должной степени. Недостаточно разработаны компоненты педагогической теории воспитания дисциплинированности. Данная проблема решается, в основном, с нормативных позиций — отсутствует гуманистический аспект. При определении уровня дисциплинированности личности не учитывается личностная структура. Таким образом, гуманистические тенденции в воспитании данного нравственного качества не находят в достаточной мере свое отражение.

В современных условиях особенно остро стоит вопрос о защите территориальной целостности и независимости нашего государства. Решение этой проблемы напрямую связано с правильным выбором профессиональных кадров, которые смогут оперативно решать сложнейшие современные боевые задачи.

Как говорил Иосиф Виссарионович Сталин: «Кадры решают все!» [5]. В связи с этим необходим высокий уровень подготовки специалистов, который невозможен без грамотного формирования воинской дисциплины.

В настоящее время, основу российского военного образования составляет выработка и совершенствование профессиональных и нравственных принципов у курсантов. Непрерывно повышается уровень и эффективность воспитания военнослужащих.

Одним из основополагающих качеств будущего офицера является дисциплинированность, потому как именно она сможет обеспечить своевременное и результативное выполнение поставленных задач. Дисциплина является показателем ответственности военнослужащего за свои действия и понимания необходимости беспрекословного подчинения приказам командира, а личных интересов — интересам подразделения. В процессе освоения воинской дисциплины курсанты вырабатывают в себе глубокую внутреннюю потребность, устойчивую привычку выполнять все нормы и уставные положения.

Такое нужное и важное качество, как дисциплинированность, не дается военнослужащему вместе с погонами и не рождается вместе с человеком. Ее формирование происходит только при обязательном самовоспитании и, безусловно, целенаправленном педагогическом воздействии.

Педагогический процесс при выработке дисциплинированности у курсантов должен характеризоваться целенаправленностью, двусторонностью и целостностью.

Целенаправленность педагогического процесса означает подчинение его содержания, методов, задач и форм взаимодействия конкретной цели, а именно — выработка и совершенствование профессиональных и нравственных принципов у военнослужащих. В частности — формирование дисциплинированности.

Под двусторонностью педагогического процесса понимается наличие в нем двух активных взаимосвязанных сторон. С одной стороны — преподаватель, который создает все возможные условия для выработки дисциплинированности; с другой — курсант, деятельность которого направлена на принятие тех норм, знаний и ценностей, которые предлагает преподаватель.

Целостность педагогического процесса означает комплексный подход к формированию вышеупомянутого качества, который предполагает учет всех аспектов воздействия на курсанта.

Если обратиться к истории, то постоянное упорядочивание жизнедеятельности человека, разработка норм, правил и законов для регулирования поведения членов социума в различных ситуациях, было необходимо на протяжении всего развития человеческого общества. Особенно явно это прослеживается в воинской деятельности, которая в процессе эволюции человечества вырабатывала у людей такие качества, как, строгое исполнение приказов, исполнительность и являлась важнейшей регулирующей функций в обществе. К примеру, древнегреческий философ Платон считал дисциплинированность основой общества, его фундаментом: «Поистине, афиняне, дело обстоит так, где кто занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, тот там, по моему мнению, и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью и всем, кроме позора» [6].

Особое внимание воинской дисциплине уделялось и в Древней Руси. Примером могут служить «Поучения» Владимира Мономаха — один из первых письменных документов, который содержит в себе взгляды полководца на воинскую дисциплину. В нем князь призывал дружинников к неукоснительному исполнению приказов, а воевод обязывал быть примером в сражениях для своих подчиненных.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что дисциплинированность образуется путем самовоспитания и целенаправленной педагогической работы. Формирование дисциплинированности, как значимого и профессионального качества курсантов военного учебного заведения предполагает своеобразный педагогический процесс, который способствует овладению военнослужащими знаниями правил и норм воинской дисциплины, формированию подчинения, исполнительности и ответственному отношению к воинскому долгу.

Таким образом, дисциплинированность курсантов, которые в последствие станут полноценной боевой единицей, является основополагающим фактором, определяющим боеготовность и потенциал российской армии. И постоянная работа по выработке военной дисциплины является первостепенной необходимостью как для каждого курсанта, военнослужащего, так и для Вооруженных Сил в целом.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  2. Краевский, В. В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования / В. В. Краевский // Труды научного семинара «Философия — образование — общество». — М., 2005. — Т. 2. — С. 9–21.
  3. Рогожникова, Р. А. Подготовка студентов педвузов к воспитанию сознательной дисциплины школьников: автореф. дис.... канд. пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. — Москва, 1992. — 16 с.
  4. Рогожникова, Р. А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку: дис. … д-ра пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. — Пермь, 1998. — 327 с.
  5. Выступление Генерального секретаря ВКП (б) Иосифа Виссарионовича Сталина в Кремлевском дворце 4 мая 1935 года.
  6. Пир. Апология Сократа / Платон; пер. С. К. Апт, М. С. Соловьев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 89 — (Серия: Антология мысли).
Основные термины (генерируются автоматически): воинская дисциплина, педагогический процесс, курсант, воинская деятельность, выработок дисциплинированности, дисциплинированность, нравственное качество, нравственное качество личности, формирование дисциплинированности.


Похожие статьи

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Задать вопрос