В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание,инвалиды, лиц с отклонениями в развитии.
В настоящее время в России и за рубежом в большей степени осознаются и признаются не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, интеграцию в общество, в том числе, посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом.
Адаптивная физическая культура — это система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей.
По определению Евсеева С. П., Шапковой Л. В., «адаптивная физическая культура — это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества» [2, с. 3].
Адаптивная физическая культура создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, общей и частной патологии, физическом воспитании, специальной психологии [5, с. 256].
Адаптивное физическое воспитание является видом адаптивной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Как отмечает Шипова Н. С., «адаптивное физическое воспитание (АФВ) — представляет собой науку, изучающую различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные, а также процесс формирования у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков» [6, с. 183].
В первую очередь адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию двигательных нарушений двигательной системы организма, объединяющей ее биомеханический, физиологический и психологический аспекты. Его методами и приемами являются физические упражнения, элементы спорта, подвижные игры, дыхательные упражнения и техники релаксации.
Для улучшения уровня здоровья, частичного восстановления двигательных функций, комфортного самочувствия людям с особыми потребностями необходимо не только реабилитационное лечение, но и значительное повышение уровня двигательной активности за счет различных видов адаптивной физической культуры.
Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации тесно связаны и опираются на основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Индивидуальный подход подразумевает учет присущих человеку качеств. Эти характеристики касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, черт характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранности функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных [3, с.165].
Также отмечают дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании, о котором подробно писал Попов Г. Н. Это означает объединение детей в относительно похожие группы. Основную дифференциацию проводит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которая формирует типологические группы детей одного возраста, клинику основного дефекта, показатели соматического развития [4, с.135].
Подход, основанный на принципе компенсаторной направленности педагогических воздействий, призван компенсировать недоразвитие, инвалидность или утрату. С помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов можно стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, активизируя сохраненные функции, создавая во времени стойкую долговременную компенсацию.
В настоящее время признается важность учета вариативности педагогических воздействий, что означает бесконечное разнообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регуляции, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения, речи, мелкой моторики и др. Дети с отклонениями в развитии вследствие малой вынужденной подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.
Дмитриев В. С. указывает, что приоритетную роль в адаптивном физическом воспитании играет микрообщество, которое заключается в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, и особенно с родителями. В связи с огромной ролью семьи в формировании личности ребенка такая организация микросоциума необходима для максимального стимулирования его развития, сглаживания негативного влияния болезни на физическое и психическое состояние ребенка [1, с.19].
Адаптивное физическое воспитание — явление гораздо более емкое и широкое, чем лечебная физическая культура. Исходя из этого, следует учитывать оптимальность педагогических воздействий, что означает разумно сбалансированные психофизические нагрузки, адекватную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних раздражителей. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также двигательная активность, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание является новинкой для России, активно развивающей интегративное поле образования, науки, культуры и социальной практики. Эффективная разработка и реализация программ адаптивной физической культуры в стране и в конкретном регионе возможны только при учете конкретных социально-экономических условий, национальных и этнических особенностей мировоззрения населения, климато-географических и многих других факторов.
Таким образом, теория адаптивного физического воспитания, определение его целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функций и т. д. должны основываться на учении о естественных и социальных потребностях личности каждого индивидуума с проблемами (в том числе людей с инвалидностью), а не только государства, семьи, общественные организации и учреждения. Человек с проблемами здоровья (в том числе инвалиды) рассматривается здесь как принципиально неделимая и целостная единица, как личность, обладающая уникальными свойствами.
Литература:
- Дмитриев, В. С. Адаптивная физическая реабилитация / В. С. Дмитриев // Оздоровление населения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
- Евсеев, П. С. Адаптивная физическая культура: учеб.пособие [Текст] /П. С. Евсеев, Л. В. Шапкова. — Москва: Советский спорт, 2000. — 312с.
- Матвеева, Н. Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры / Н. Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Том 20. — С.165–168. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
- Попов, Г. Н. Организационно-методические формы адаптивного физического воспитания детей-инвалидов / Г. Н. Попов // Вестник ТГПУ. Серия: ПЕДАГОГИКА. — 2015. — Выпуск 2 (46). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
- Шипова, Н. С. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой / Н. С. Шипова // Коррекционная психология и педагогика. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru