Человек и его миры как шифры названия эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Человек и его миры как шифры названия эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91650/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ходом истории привычная цельность патриархального миропорядка нарушается усложнением психологии человека, развитием личности, новых потребностей. Именно эти процессы выразило творчество Л. Н. Толстого, перевернув жизнь России своей эпохи. Ситуации и сюжетные линии романа демонстрируют недостаточность простоты и цельности привычного героям мира.

Ключевые слова: мир, человек, творчество, роман, Россия, Толстой.

Роман называется «Война и мир», и мир здесь — образ многих смыслов. Русское слово «мир» богато значениями. По правилам орфографии времён Толстого два основных значения отличались написанием: миръ в значении «весь свет», «все люди» и т. п. И заглавие печаталось тогда как «Война и миръ». Но в тексте, наряду с этим, встречается изобилие других значений, объединённых старой орфографией в слове «мiр»[1]. У Толстого жизнь в миру — это все связи человеческих жизней, в мирное время всего мира.

Мы видим, как трактуется в книге слово «мир»: в миру, в мире (во всём мире) и миром каждая из этих форм в тексте значима, каждое из слов несёт целый пласт смыслов. «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братскою любовью — будем молиться», — думала Наташа в первые дни войны, когда слышала в церкви слова «миром господу помолимся». Новое содержание термина «миром» раскрывается в бородинских впечатлениях Пьера Безухова (его сон в Можайске), где слово «мир» означает отсутствие страха смерти.

Сами внутренние силы толстовского творчества явились выражением перемен, прежде всего — всеобъемлющий авторский анализ, так поражающий современников, его знаменитая, мастерская «диалектика души», интенсивность переживаний и самопознания героев. От собственной творческой личности автора это перешло к героям романа настолько, что после выхода эпопеи в свет, Толстого упрекали в несоответствии психологии персонажей изображаемой эпохе, в психологических анахронизмах. Критикой было замечено, например, что невозможно себе представить Князя Андрея или Пьера не читающими Достоевского или Тургенева, не знающими ни Онегина, Ни Печорина, не знакомыми с трудами Гоголя или Шопенгауэра, — как всё это уже знал сам Толстой, когда придумывал своих центральных героев.

В движении истории человечества разрыв между окружающей реалией жизни и динамикой развития личности, её сознания и культуры — чаще факт. Это противоречие Толстой чувствовал и мучительно переживал. Пройдя через творчество писателя, оно расколет судьбу его самого: через несколько лет после окончания и выпуска романа, Толстой скажет, что «писать дребедени многословной вроде «Войны и мира» никогда не стану» [10, с.247]. И далее занимается малой творческой формой, даже «примитивной»: составляет короткие детские рассказы-притчи для «Азбуки», где «коротко, просто и ясно » [10, с.283]. Вскоре Толстой объявит всё искусство Европы своего времени, в том числе собственное, заблуждением, духовным излишеством и непозволительной роскошью.

В 1862 г., когда рождался замысел романа, Толстой в статье с «говорящим и намекающим», вопрошающим, но подсказывающим верный ответ названием «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» , констатируя дисгармоничность развития человека, влияние прогресса только на развитие, а не на гармонию личности, пытался разрешить такое противоречие своим афоризмом: «Идеал наш сзади, а не впереди» [9, с. 321, 323], — ибо «сзади», в детстве, как и в детстве человечества, патриархальном общежитии, мире-общине, есть гармония, которой развитие вредит настолько, что «впереди» её нет вообще. Поэтому нам — учиться писать у крестьян, а Пьеру — у Каратаева, освобождаясь от психологических излишеств, отягощающих и не дающих умственного удовлетворения.

Заглавие будущей книги Толстого было, как будто, предугадано словами пушкинского летописца:

В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны … [11]

Роману подошло бы первоначально задуманное название «Всё хорошо, что хорошо кончается», от которого Толстой отказался. Ему было важнее заголовком не подчеркнуть итог, а обозначить тему произведения, которая больше, чем просто тема: проблема противоречивости жизни, что Толстой предлагает разрешать не тем, что «кончается». «Война и мир» у Толстого звучит так же просто и спокойно, как и у пушкинского Пимена. Но летописная простота заглавия — в ситуациях, развитии сюжетных линий романа, в противоречивости использования самого слова «мир», в сложности его анализа, что не свойственно стилю летописи. Заглавие эпопеи только кажется простым, обозначающим материал о войне и победе, сменяющей войну миром. Крайняя простота двух слов, их широта и обобщённость ещё больше способствуют многозначности смысла авторского творчества. «Война и мир» у Толстого — уже не то, что у Пимена, а толстовское противоречие простого и сложного в восприятии читателя, намерение охватить всё, «сопрягать всё», побуждать современников и потомков видеть в эпопее не просто роман, но эпос. Столкновение войны (хауса интересов) и сущности мира (жизни людей в единстве, согласии как целесообразной связи). Мир у Толстого многозначен и скрыто противоречив. Жизненные опыты самых разных людей, героев романа — в этом «мире» — ёмком и обширном образе. Каждый отдельный опыт — грань цельного, но и своя особая истина со своим пониманием «мира»; тем интереснее их столкновения и даже конфликты вопреки видимому желанию автора всё согласовать. Скажем, в эпилоге, когда схватки завершены, противоречия сглажены, отношения героев решены, и они живут единым большим семейством, все «миры» сохраняют индивидуальность и самостоятельность: « Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, удерживая каждый свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое…. Каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-нибудь событию» [9, с. 345] .

Всё хорошо, что хорошо кончается, но даже не для тех, чьи судьбы описаны в эпилоге. Не кончаются противоречия их жизней, не разрешаются ни фабулой, ни развязкой романа. Толстой оказался не в силах поставить границы действия, подчеркнув тем самым относительность всякого итога. Действие всегда продолжается.

Смысл в романе рождается из единства образов, картин, мотивов, деталей. «Война и мир» — открытая во всех смыслах книга, где последние слова — мечты ребёнка, планы на жизнь, а она вся впереди. Судьбы героев романа — только звенья в цепи бесконечности опытов человечества, всего мира людей, прошлых, нас сегодняшних и будущих, которые некогда прочтут «Войну и мир».

Литература:

  1. Билинкис Я. О творчестве Л. Н. Толстого. Очерки. Л., «Советский писатель». 1959. 414 с.
  2. Бочаров С. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого. — М., «Художественная литература». 1978. — 103 с.
  3. Бочаров С. Г. Мир в «Войне и мире». // Вопросы литературы. 1970, № 8. С. 24–30.
  4. Гинзбург Л. О романе Толстого «Война и мир». // Звезда, 1944, № 1. С. 136–137.
  5. Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война и мир». — М., Гослитиздат. 1961. — 359 с.
  6. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 2. — М., «Художественная литература». 1974. — 496 с.
  7. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. — М., изд-во МГУ. 1959. — 602 с.
  8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 99 т. Т. 8, 61.- М.-Л., Гослитиздат. 1949.
  9. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. — М., «Лексика», 1996.
  10. Толстой Л.Н. Письмо А.А. Фету. Январь, 1871 г. // Собрание сочинений, т. 61, с. 247.
  11. Пушкин А.С. Борис Годунов. // Сочинения в 3-х томах. Т. 2. М., «Художественная литература». 1974. 496 сч. С. 276.

[1] Состояние спокойствия, покоя, согласия; отсутствие вражды; то же, что мирный договор (Ништадтский мир открыл новый период в истории русско-шведских отношений…).

Основные термины (генерируются автоматически): мир, Война, герой романа, жизнь, роман, слово, сюжетная линия романа.


Ключевые слова

Россия, человек, творчество, роман, мир, Толстой

Похожие статьи

Проблема нравственности в современном обществе (на примере рассказов В.М. Шукшина)

Проблема нравственности остро стоит в современном обществе. Проблему чести, справедливости решают герои рассказов В.М. Шукшина, что ярко передано в процессе речевого общения героев. Главные герои рассказов являются людьми морали, верными нравственным...

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Историческая основа производственного романа и жанровая специфичность «образа свободного труда»

В статье рассматривается влияние исторической реальности на формирование жанра производственного романа. Автор анализирует художественную реализацию мотивов «справедливости», «профессионализма» и «самореализации» в образе человека труда. Автор приход...

Похожие статьи

Проблема нравственности в современном обществе (на примере рассказов В.М. Шукшина)

Проблема нравственности остро стоит в современном обществе. Проблему чести, справедливости решают герои рассказов В.М. Шукшина, что ярко передано в процессе речевого общения героев. Главные герои рассказов являются людьми морали, верными нравственным...

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Историческая основа производственного романа и жанровая специфичность «образа свободного труда»

В статье рассматривается влияние исторической реальности на формирование жанра производственного романа. Автор анализирует художественную реализацию мотивов «справедливости», «профессионализма» и «самореализации» в образе человека труда. Автор приход...

Задать вопрос