Изучение здоровья и репродуктивного здоровья с точки зрения социологического анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Варина, Е. Д. Изучение здоровья и репродуктивного здоровья с точки зрения социологического анализа / Е. Д. Варина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 648-650. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91656/ (дата обращения: 17.10.2024).



Исследование здоровья в рамках социологической отрасли начинается с изучения «социологии гигиены» и «социологии медицины» [1]. Многих зарубежных и отечественных ученых привлекала тема изучения социологии здоровья, одни рассматривали её как часть медицины, другие — как часть социологии, третьи выдвигали как науку на границе социологии и медицины. Зарождение данного понятия напрямую связано с тем, что человек является объектом исследования как в медицине, так и в социологии. В дальнейшем исследовании здоровья человека стало охватывать более обширную систему показателей, характеризующих не только физиологическое здоровье человека, но и психологическое, социальное и духовное здоровье.

Становления социологии здоровья как науки можно разделить на несколько этапов:

На первоначальном этапе исследования здоровья человека ведущими факторами изучения были смертность и заболеваемость. Ученые начали исследовать заболеваемость населения по данным из медицинских учреждений, а именно посещение врачей. В этот период ведутся научные споры о том, кем и когда были выдвинуты первые теории социологического анализа здравоохранения, первичная терминология в этой области знаний. Нет общего понимания, есть только предположения и первые попытки возникновения социологии медицины [2].

Вторая ступень развивалась в начале XX века и обуславливается углублением в проблематику изучения заболевания в социальном контексте в это время социология здоровья прошла период своего оформления [2].

Третий этап можно охарактеризовать периодом становления и развитии истории социологии здоровья. (20–40-е годы XX века). Для этого отрезка свойственны уже более дифференцированные исследования с использованием выборочных методов. Кроме того, именно в этот период происходит разграничение исследований от социальной гигиены и их объединение с социологией.

Социология здоровья как самостоятельная дисциплина проявляется на четвертом этапе развития (70–80-е годы XX века). В этот период происходит осмысление значимости роли социологического видения на здоровье человека и медицину в целом. Обозначается объект и предмет социологии здоровья.

Пятый этап и есть современный период состояния науки (с начала 90-х годов до настоящего времени), характеризуется значительным увеличением проведения социологических исследований, направленных на решение всевозможных проблем в области медицины. На данном этапе происходит продвижение и усовершенствование главных вопросов социологии здоровья, теперь данная дисциплина пытается ответить не только на вопрос «Почему человек болеет?», но и на вопросы, касаемо продвижения и укрепления здоровья. Здоровье с точки зрения социологического понятия рассматривали такие ученые как Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Ирвинг Гоффман и др. [3].

Таким образом, развитие социологии здоровья как самостоятельной дисциплины было крайне необходимо, так как проблемы сохранения здоровья, нормализации функционирования человеческого организма и образ жизни человека со временем начали прогрессировать. Данные проблемы начинают касаться довольно большой части населения, что непосредственно необходимо рассматривать с позиции общей социологии.

Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей понятия «здоровье». Оно определяет не только состояние репродуктивной системы организма человека, но и полное физическое, умственное и социальное благополучие репродуктивной системы, а также определяет способность людей любого поколения к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей, в т. ч. предупреждение нежелательной [4]. Репродуктивное здоровье складывается из сексуального здоровья, безопасных методов планирования семьи, а также безопасного материнства. Отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение, в т. ч. репродуктивное здоровье, являются одним из важнейших элементов культуры общества.

Воспроизводство населения является необходимым условием для развития любого государства. Любые нарушения системы воспроизводства, деторождения влекут за собой негативные последствия демографической ситуации. В Российской Федерации с 1990 года наблюдалась картина естественной убыли населения, где уровень смертности превышал уровень рождаемости, такая тенденция сохранялась вплоть до 2001 года, постепенно, начиная с 2004 года миграционный приток стабилизировал демографическое положение страны, остановив снижение численности населения. Положительная динамика возрастания численности населения удержалась относительно недолго, до 2014 года. В настоящее время в России наблюдается тенденция увеличения доли семей, откладывающих рождение первого ребенка на более поздний срок, что ведет к малодетности, а в некоторых случаях и бездетности. Демографический кризис в стране обусловлен различными факторами, среди которых наблюдаются и социально-экономические изменения, которые привели к снижению значимости статуса семьи и мотивации на рождение детей. Здесь можно отметить прямую связь между репродуктивным здоровьем населения и демографической ситуации в стране. Таким образом, можно сделать вывод о том, насколько важно сохранение и поддержание репродуктивной системы любого индивида. Для этого необходимо более детально изучать репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и здоровье различных социальных групп и общества в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, насколько важно изучение репродуктивного здоровья для современной действительности. Полное осмысление репродуктивного здоровья как социального феномена невозможно без рассмотрения различных его аспектов.

Специфику социологического подхода к изучению здоровья, в том числе репродуктивного, следует понимать через обращение к предметному полю социологии.

Отправным положением является то, что социология — это наука, во-первых, о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; во-вторых, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными общностями, между личностью и общностями; в-третьих, о закономерностях социальных действий.

Исходя из этого внимание социолога применительно к репродуктивному здоровью должно быть сконцентрировано на:

— социально-обусловленных факторах, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие репродуктивной системы; самосохранительном поведении и здоровом образе жизни.

— отношении к здоровью человека и общества; здоровье как социальной жизненной ценности.

— общих и специфических социальных условиях, т. е. макро- и микросреде формирования индивидуального и общественного здоровья.

— взаимосвязях и взаимодействии человека с социальной средой по поводу здоровья.

— болезни как состоянии, препятствующем реализации репродуктивной, психической, физической жизнедеятельности индивида.

— охране репродуктивного здоровья, здравоохранении как социальной системе и социальном институте.

В современном социологическом дискурсе существует ряд категорий, концептов, отражающих сущность социологического подхода к здоровью. К числу наиболее изученных относится категория «социальные детерминанты здоровья». Под социальной детерминантной понимается фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление и имеющие социальную обусловленность. Применительно к здоровью это будет означать, что оно зависит, определяется комплексом социальных факторов, явлений, процессов, институтов, совместное действие данных детерминант порождает тот или иной уровень, состояние здоровья индивида, социальной группы, общества в целом [5].

Важными факторами при изучении репродуктивного здоровья с точки зрения социологии являются информированность (включая степень осведомленности, каналы информации, потребность в информации), репродуктивные установки (включая установки на деторождение, а также установки относительно использования средств контрацепции), отношение к репродуктивному здоровью (включая самооценку здоровья, а также особенности заботы о нем) и поведенческие стратегии относительно взаимодействия с медицинскими учреждениями и врачами [6].

Совместное действие данных факторов будет порождать тот или иной уровень состояния репродуктивного здоровья как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, социология занимает особое положение в системе наук, сделавших здоровье предметом своего анализа. Рассматривая репродуктивное здоровье как социальный феномен, социология концентрирует внимание на социальных детерминантах репродуктивного здоровья, его социальной природе, месте в системе социокультурных ценностей, регулирующих поведение человека и др.

Литература:

  1. Решетников А. В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): руководство. М.: Медицина, 2002.
  2. Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: учебное пособие для вузов. М.: Гэотар-Медиа, 2008
  3. Верхименко Ю. В. Социологическая интерпретация здоровья // Социальные проблемы. 2008. № 1. С. 37–44.
  4. Бардакова, Л. И. Репродуктивные права и репродуктивное здоровье в свете реализации Программы действий Международной конференции в Каире / Л. И. Бардакова // Народонаселение. — 2004. — № 3. — С. 28–36.
  5. Лебедева-Несевря Н. А. Социология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Лебедева-Несевря, С. С. Гордеева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. — Пермь, 2011.-С 37–38
  6. Киселева, Е. Е. Социальные факторы репродуктивного здоровья женщины / Е. Е. Киселева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 384–386. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21633/ (дата обращения: 16.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивное здоровье, здоровье человека, социология здоровья, демографическая ситуация, отдельный человек, репродуктивная система, самостоятельная дисциплина, социальное благополучие, социальный феномен, социологический подход.


Похожие статьи

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта

Использование комплексного показателя эколого-экономической оценки в контексте достижения устойчивости региона

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Анализ практического значения криминологического прогнозирования назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Похожие статьи

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта

Использование комплексного показателя эколого-экономической оценки в контексте достижения устойчивости региона

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Анализ практического значения криминологического прогнозирования назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Задать вопрос