Стратегии развития высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Рахматуллина, Э. И. Стратегии развития высших учебных заведений / Э. И. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91665/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальной проблемой образовательного процесса является формирование эффективной стратегии развития высшего учебного заведения. В настоящее время образование характеризуется переходом к новому мышлению, это значит, что у человека формируются новые образовательные запросы и связано это с изменением статуса университетов как институтов познания.

Прежде чем разрабатывать стратегии развития вуза, следует подробно рассмотреть все возможные причины возникновения проблем обучения.

В первую очередь следует отметить невостребованность знаний, полученных в вузе, т. е. неприменимость полученных знаний к новым требованиям рынка труда. В итоге, получив диплом о высшем профессиональном образовании, выпускник вынужден переквалифицироваться на другую, более современную профессию, которая соответствует требованиям работодателей. Связано это с тем, что технологии постоянно меняются. В современном мире скорость изменений действительности настолько огромна, что некоторые профессии трансформируются молниеносно, а знания, актуальные сегодня, через 1–2 года уже попросту устаревают [1]. В результате, высшее образование, развивающееся по классической схеме, попросту теряет востребованность и полезность.

Чтобы избежать данной проблемы, вузам требуется пересмотреть специальности, которые не приносят значительных результатов и ввести в процесс обучения новые специальности и направления обучения, связанные с современными технологиями и инструментами, которые еще недостаточно известны общественности. В условиях конкуренции выбор новых образовательных услуг осуществляется с учетом перспектив развития вуза. Выбираются такие образовательные программы, которые с большой вероятностью должны привлечь работодателей, а значит, и абитуриентов, и создать вузу новые конкурентные преимущества. Примером является открытие во многих учебных заведениях образовательных программ в области нанотехнологий [2].

Уровень базовых знаний студентов-первокурсников является основным фактором, влияющим на результат его профессиональной подготовки. Качество школьного образования и несоответствие требуемому уровню для поступающих в университеты является проблемой, которую не желают замечать. Система школьного образования предлагает одинаковое обучение для всех, в тот время как требования для поступающих в высшие учебные заведения разнятся.

Для того чтобы уровень знаний абитуриентов соответствовал требованиям, вузы проводят подготовительные курсы для поступающих. Довузовская подготовка необходима для профориентационной работы, способствующей расширению кругозора абитуриента, его мотивации при выборе профессии и вуза, корректировки знаний по различным школьным дисциплинам, адаптации при переходе из средней в высшую школу [2]. Университеты заинтересованы в увеличении числа абитуриентов. Таким образом, это позволит отбирать более подготовленных учащихся, что положительно скажется на имидже образовательной организации.

Продолжим рассуждение о поступлении в вуз. Многие абитуриенты стремятся поступить в один из престижных вузов страны, которые находятся в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург. Но немногие жители регионов могут позволить себе поступить в такие вузы. В основном это связано с материальными возможностями, так как переезд, жилье в крупных городах стоит не мало денег, так же стоит учитывать жесткий отбор абитуриентов в головные вузы.

Мероприятием по проникновению вуза на новые территориальные рынки является создание сети филиалов. Открытие филиалов значительно снижает отток молодежи в другие города, что положительно сказывается на демографической ситуации в регионах. Также повысится доступность образовательных услуг, за счет снятия социально-бытовых проблем абитуриента (проживание, медицинское обслуживание, транспортное обслуживание, мероприятия досуга и т. д.). Базовые работодатели территориально расположены ближе к филиалам. Филиалу сложно выжить без поддержки местного бизнеса, а бизнесу тяжело придется без кадров, которые готовит подразделение вуза [3]. Поэтому филиалы вуза не имеют проблем с организацией практики, тем самым работодатели начинают отбирать студентов уже на ранних стадиях обучения.

Кроме поступления в филиалы, абитуриенты могут поступить на дистанционное обучение. В последнее время данный вид обучения стал более известным и перспективным. Онлайн формат обучения дает возможность студентам окончить учебные заведения, которые находятся в других регионах, не выходя из дома. К преимуществам дистанционного обучения относятся меньшая стоимость обучения, сокращение времени обучения, широкое использование мировых образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, тем самым повышая такие качества студента, как самостоятельность, организованность, ответственность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

Но в данный момент такой вид обучения не совершенен в полном объеме и в значительной степени уступает традиционному обучению. В первую очередь, это недостаток практических занятий, так как дистанционное обучение больше подходить для теоретических занятий, увеличение нагрузки. Таким образом, вузам следует совершенствовать дистанционные технологии для комфортного обучения.

Проведя исследование в области развития вузов, можно выделить основные стратегии:

– введение новых специальностей в образовательный процесс;

– расширение возможностей довузовской подготовки;

– создание сети филиалов;

– совершенствование технологий дистанционного обучения.

Таким образом, в высших учебных заведениях могут использоваться различные стратегии развития или их комбинации. При разработке стратегии организации высшего образования необходимо учитывать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. А это значит, что в стратегии вузов должны преобладать современные учебные программы. Вуз, который стремится идти в ногу со временем, должен ставить амбициозные цели и последовательно их реализовывать, при этом создавая: современную материально-техническую базу, которая будет соответствовать уровню развития науки и техники и оптимальные условия для развития способностей студентов в режиме опережающего образования [4].

Литература:

  1. Высшее образование потеряло актуальность? // Сноб.: [сайт]. [2021]. URL: https://snob.ru/entry/208460/ (дата обращения: 16.05.2022).
  2. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н. Л. Титовой. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 668 с.
  3. Свирина А. Нужны ли филиалы в вузах: 5 неочевидных фактов об образовании в отделениях университета // Реальное время: [сайт]. [2022]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/238002-nuzhny-li-filialy-v-vuzah-rossii (дата обращения: 12.05.2022).
  4. Кайгородцев А. А., Сарсембаева Г. Ж., Кайгородцева Т. Ф. Концепция стратегии развития вуза в условиях рыночной экономики // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 11. — С. 379–382.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, вуз, вид обучения, высшее образование, довузовская подготовка, образовательный процесс, создание сети филиалов, школьное образование.


Задать вопрос