В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особенности применения актов прокурорского реагирования в различных правовых ситуациях, а также предлагается конкретизация компетенции прокурора в рамках рассматриваемого направления надзора.
Ключевые слова: прокурор, уголовное досудебное судопроизводство, надзор за органами, осуществляющими предварительное следствие, акты прокурорского реагирования, требование прокурора.
The article analyzes the exercise of powers by the prosecutor in the supervision of the preliminary investigation bodies by issuing acts of prosecutorial response, gives a legal description of such acts, examines the features of the application of acts of prosecutorial response in various legal situations, and also suggests the specification of the competence of the prosecutor in the framework of the supervision under consideration.
Keywords: prosecutor, criminal pre-trial proceedings, supervision of the bodies conducting the preliminary investigation, acts of prosecutorial response, the request of the prosecutor.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] (далее — Закон о прокуратуре) одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Реализация данного надзора, как и любого другого, осуществляется посредством определенных средств и методов, которые именуются мерами прокурорского реагирования. В Законе о прокуратуре не приводится понятие меры прокурорского реагирования, однако указан перечень документов, используемый прокурором для устранения выявленных нарушений. Такие документы именуются актами прокурорского реагирования и по существу являются мерами прокурорского реагирования, имеющими форму письменного документа, содержащими требуемую законом совокупность реквизитов.
Выбор того или иного акта реагирования зависит от цели, для достижения которой он применяется, и в зависимости от правовой ситуации, разрешение которой требуется. В частности, при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия первоочередными называют цели:
1) выявление и устранение нарушений закона в ходе производства по уголовному делу;
2) привлечение виновных лиц к ответственности;
3) предупреждение совершения подобных нарушений закона в будущем [2].
В рамках осуществления полномочий по рассматриваемому направлению надзора, прокурор полномочен принимать следующие акты реагирования:
- Представление прокурора об устранении нарушений закона . Данный акт реагирования вносится руководителю следственного органа при допущении руководителем следственного органа или следователями, работу которых он координирует, нарушений закона, нередко массовых и систематических при учете обстоятельства, что руководитель следственного органа полномочен устранить выявленные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению допущенных нарушений в течение одного месяца со дня внесения представления. О результатах принятых мер орган предварительного следствия сообщает прокурору.
Следует обратить внимание, что представление, как акт прокурорского реагирования, закреплено в ст. 24 Закона о прокуратуре, относящейся к главе I Закона о прокуратуре, именуемой «Надзор за исполнением законов», т. е. представление прокурора является актом реагирования, который используется прокурором при осуществлении своей служебной деятельности по надзору за соблюдением требований федерального законодательства или, как принято называть, «общему надзору». В то время как ст. 30 Закона о прокуратуре, посвященная полномочиям прокурора при осуществлении надзора за органами предварительного следствия, указывает, что такие полномочия закреплены уголовно-процессуальным законодательством и иными федеральными законами без отсылки к ст. 24 и главе I Закона о прокуратуре. Однако, применение представлений прокурора широко распространено на практике при осуществлении рассматриваемого надзора. В связи с этим, представляется правильной точка зрения авторов, считающих, что прокурор должен реагировать подобным образом при систематических нарушениях законов органами предварительного следствия в целях их пресечения и недопущения повторения, а также устранения причин и условий им способствующих [3].
- Постановление прокурора . Применительно к надзору за процессуальной деятельностью органов следствия постановление прокурора — акт прокурорского реагирования, с помощью которого прокурор самостоятельно устраняет выявленные нарушения закона. Например, постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В науке бытует точка зрения, не являющаяся бесспорной, согласно которой постановление, как акт прокурорского реагирования, при осуществлении прокурорского надзора за органами предварительного следствия является не только средством устранения нарушений законодательства, но и «побуждением органов предварительного следствия к законной деятельности» [4]. Речь идет о вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов проверки для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По нашему мнению, данное постановление принадлежит к группе полномочий по осуществлению прокурором уголовного преследования, и не имеет отношения к осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
- Требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия . Требование прокурора предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и применятся в отношении нарушений, которые возможно устранить в настоящее время. Например, подозреваемому не было обеспечено право пользоваться услугами переводчика бесплатно (п. 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Законодательно форма требования не установлена — письменная либо устная. Однако, находим верным мнение авторов, согласно которому требование прокурора должно быть изложено в письменной форме [4]. Кроме того, не ясна правовая природа требования — Законом о прокуратуре данный акт не назван в числе актов прокурорского реагирования, наряду с представлением, постановлением, протестом, предостережением. Однако, в виду сложившейся практики требование применяется как самостоятельный акт реагирования, вносимый руководителю следственного органа и содержащий указание на необходимость строгого устранения выявленного нарушения. [5] [6] [7]. Данной точки зрения придерживаются такие авторы как П. А. Пригорща, Е. Р. Ергашев, И. В. Стуконог и другие.
Необходимо также отметить, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ прокурор на этапе окончания предварительного следствия вправе вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. Представляется возможным наделить прокурора полномочиями в отношении органов предварительного следствия по аналогии с дознанием, при которых он вправе самостоятельно изменить объем обвинения на меньший, либо квалификацию в сторону уменьшения. Это позволило бы добиться наибольшей эффективности работы правоохранительных органов.
Таким образом, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, прокурор использует такие акты реагирования как представление, постановление и требование. Каждое из них обладает своими особенностями и, как было нами установлено, применяется в различных ситуациях.
Литература:
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.12.2020) // «Официальный интернет-портал информации» — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102014157/.
- Жабкин, А. С. Цели прокурорского надзора за органами предварительного расследования в системе целей уголовного судопроизводства/ Жабкин А. С. // Юристъ — Правоведъ. — 2013. — № 4. — с. 56.
- Исаенко, В. Н. Акты прокурорского надзора за исполнением законов при производстве следственных действий / В. Н. Исаенко // Законность. — 2012. — № 12. — С. 21–24.
- Огородов, А. Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: учебное пособие / А. Н. Огородов. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — С. 67.
- Пригорща, П. А. К вопросу о понятии и сущности требования как акта прокурорского реагирования современной российской прокуратуры / П. А. Пригорща // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2011. — № 1. — С. 84–86.
- Ергашев, Е. Р. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия, как новый вид актов прокурорского реагирования / Е. Р. Ергашев // Уголовное право. — 2007. — № 6. — С. 80–83.
- Стуконог, И. В. Требование прокурора как акт реагирования на нарушения, допущенные в ходе предварительного расследования / И. В. Стуконог // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под общ. и науч. ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. Краснодар: Просвещение — Юг. — 2016. — С. 217–225.