В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, трудности в обучении, учебные трудности, младший подросток, нейропсихология, нейропсихологическая коррекция.
В настоящее время поиск и устранение причин затруднений, возникающих у части детей при освоении школьной программы, является одной из главных проблем. Данное исследование акцентирует внимание на возможности коррекции трудностей в обучении у младших подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), который в последнее время встречается все чаще.Для преодоления возникающих трудностей в обучении каждому ребенку необходим индивидуальный подход, учитывающего именно его силу и слабости, на это указывали, в том числе, Пылаева Н. М. и Ахутина Т. В. [1;3].Данный подход наиболее разработан в нейропсихологии, в том числе и в отечественной нейропсихологии, основанной на идеях Л. С. Выготского и построенной А. Р. Лурия. Таким образом цель данной работы заключается в описании возможностей нейропсихологической коррекции в преодолении трудностей обучения младшего подростка с СДВГ.
Преодоление учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Главные учебные умения, которыми должны владеть младшие подростки на высоком уровне — письмо, чтение и счет. При этом должно быть сформировано умение применять эффективные мнемонические стратегии, умение давать абстрактные определения слов, анализировать языковые метафоры, а в устных, письменных рассказах и пересказах детей гораздо большее внимание уделяется описанию мыслей и чувств действующих лиц. Также необходимо уметь решать математические задачи в несколько действий, использовать разные единицы измерения и осуществлять их перевод, при этом младшие подростки должны осуществить переход от арифметических вычислений к простым алгебраическим: решать простые уравнения, задачи с формулами и т. д. Развитие понятийного мышления способствует возникновению к концу младшего школьною возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношений к окружающим людям и к самим себе.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается приблизительно у 1 из 20 современных детей и подростков [2]. СДВГ у детей главным образом проявляются в виде нарушений внимания, гиперактивности и импульсивности, которые имеют постоянный, внеситуативный и не соответствующий возрасту характер. Импульсивность подростка с СДВГ проявляется в неаккуратном выполнении заданий с многочисленными ошибками, несмотря на высокую мотивацию при выполнении задания, в несдержанности в словах, поступках и действиях [6]. Гиперактивность таких детей проявляется в следующих особенностях: пониженный уровень чувства безопасности, склонность к агрессивному поведению, повышенная тревожность, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии. В целом, для них типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем бывает в их возрасте [7].
В младшем подростковом периоде на первый план выходят когнитивные нарушения: несформированность управляющих функций, расстройства внимания и рабочей памяти. В результате дети с СДВГ испытывают явные трудности в процессе обучения.
Отечественная нейропсихология детского возраста под трудностями обучения понимает парциальное отставание развития высших психических функций у детей, относящихся как к обучающимся в коррекционном классе или по адаптированной образовательной программе в обычном классе, так и дети без клинического диагноза, но которые испытывают стойкие трудности по одному или нескольким предметам [8].
Подросток с СДВГ может концентрировать свое внимание до 10–15 минут, далее у ребенка теряется работоспособность и в целом способность спокойно дождаться окончания стандартизированного урока. При низкой способности концентрировать своё внимание в течение долгого времени, у подростка также наблюдаются низкие показатели таких характеристик внимания, как переключаемость, распределение и устойчивость. При этом внимание связано с познавательными и сенсорными процессами, а также способностью качественно организовывать свою деятельность. В связи с этим у такого подростка проявляется дефицит внимания в следующих видах: сенсорном, интеллектуальном, моторном, произвольном и непроизвольном внимании. Данные проявления являются катализатором трудностей в обучении.
Вследствие дисфункции лобных долей подростку с СДВГ сложно следовать установленным в группе правилам или инструкциям, при этом такому школьнику не под силу рационально организовать свою деятельность и как следствие неспособность качественно работать без посторонней помощи. Подростку с СДВГ в целом тяжело заниматься видами работ, требующих длительного умственного напряжения или усидчивости [4]. На фоне данных проблем формируется низкая самооценка.
Анализ нейропсихологических исследований [5;7] указывает о наличии тенденции к повышенной утомляемости и истощаемости нервных процессов, недостаточном контроле у младших подростков с СДВГ.
Общая осведомлённость и объём простых знаний, у таких подростков не отличаются от здоровых сверстников, в отличие от умения строить умозаключения. Есть и трудности в пространственном и квази-пространственном (понимание логико-грамматических конструкций) восприятии. Отмечаются низкие показатели в зрительно-предметной и долговременной слухо-речевой памяти. В области наглядно-образного мышления у детей с СДВГ заметны трудности в выделении существенных признаков предмета, в различении предметов внутри группы одного семантического поля, в актуализации образа по слову-наименованию и в номинативной функции речи. В произвольных движениях у подростков с СДВГ часто встречаются нарушения тонкой моторики, персеверации [8].
Среди детей с СДВГ часто встречаются случаи задержек психического развития, которые в большинстве случаев являются результатом проблем со вниманием, а также черт, характерных при СДВГ: беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость. В результате СДВГ часто сопутствуют негативные проявления в таких базовых учебных навыках, как чтение, счёт, письмо. Таким образом у младших подростков с СДВГ проявляется стойкая дезадаптация в школьном обучении.
Пример применения методики нейропсихологической коррекции младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Анамнестические сведения: Алиса М., возраст 11 лет. Семья полная, опекунская. Имеется два брата: старший и младший. На момент проведения исследования в семье проживет 4 человека: мама, папа, младший брат (7 лет) и сама девочка. Старший брат находится в другом городе, периодически навещает семью. Девочку взяли под опеку в возрасте 4-х лет, тогда и был поставлен СДВГ. Условия для проживания хорошие, семья имеет свой дом. У ребенка есть личное пространство для сна, игровой деятельности и занятий. Уровень материального обеспечения семьи выше среднего. Психологический климат в семье благоприятный.
Жалобы со стороны матери: высокая отвлекаемость на уроках, низкая концентрация внимания, трудности в понимании заданий по математике (задания может выполнять по аналогии). При контроле со стороны родителей ошибок допускает меньше. При чтении текста не понимает смысл прочитанного, не может выделить главную мысль. Отмечается пониженное чувство страха. Девочка импульсивна, эмоционально возбудима, проявляются трудности с самоконтролем.
Исследование проводилось на базе Психологического центра Педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровска в три этапа:
- Сбор анамнеза и первичная нейропсихологическая диагностика;
- Составление и проведение коррекционной работы, основанной на нейропсихологическом подходе;
- Повторная нейропсихологическая диагностика и анализ результатов.
Выбор диагностических методик производился на основе батареи нейропсихологических тестов А. Р. Лурия, что обуславливает точность нейропсихологического исследования. Методики были подобраны с учетом возраста.
В ходе диагностики у девочки проявлялись сложности при самостоятельном решении задач с несколькими действиями, также в целом проявлялись трудности в удержании инструкции. Наблюдались трудности и в понимании скрытого и переносного смысла. Были отмечены: эмоциональная лабильность, импульсивность в высказываниях и действиях.
Результат первичного диагностического обследования выявил умеренные регуляторные трудности: серийная организация, программирование и контроль. Также дефицитарность энергетического обеспечения деятельности на фоне слабости переработки зрительно–пространственной информации и невыраженных проявлениях по типу вербальной парафазии. Указанная картина была интерпретирована в пользу функциональной слабости ретикуло-фронтального комплекса и недостаточной сформированность лобных долей, недостаточной сформированности верхних теменно-затылочных областей мозга, а также функциональной несформированность правого полушария и межполушарного взаимодействия. При этом исследование показало высокий уровень механической памяти, в том числе слухо-речевой и долговременной, что обычно не свойственно детям с СДВГ и в результате было использовано в качестве опоры во время проведения коррекционной работы.
На основе диагностики была составлена индивидуальная нейропсихологическая коррекционная программа, основанная на методике «Замещающего онтогенеза» А. В. Семенович, а также методики Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, направленной на развитие и коррекцию познавательных функций, а также входящих в них компонентов. Коррекционная работа проводилась в течение 10 месяцев 4 раза в неделю. Длительность занятий 35–40 минут. Она включала в себя: двигательную коррекцию; когнитивную и познавательную.
Полученные результаты
Сопоставление результатов первичной и заключительной диагностики показал: повышение уровня самоконтроля; увеличение объема, повышение концентрации, устойчивости, уровня распределения произвольного внимания; снятие проявлений импульсивности; развитие межполушарного взаимодействия; развитие интеллектуальных способностей; формирование абстрактного мышления, способностей к обобщению и категоризации.
В учебной деятельности девочка стала проявлять усидчивость, самостоятельность. Задачи несколько действий больше не вызывают трудностей. Существенно уменьшилось количество таких ошибок в работах по русскому языку: повторы и пропуски слов и букв, пропуски знаков препинания, написание начала предложения с маленькой буквы. Улучшена способность к пониманию скрытого и переносного смысла.
Заключение
Как показывают результаты исследования анализ сильных и слабых сторон психических функций ребенка позволяет создать наиболее эффективную программу коррекции трудностей обучения младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Данное исследование будет интересно дефектологам, психологам, нейропсихологам, а также родителям детей с СДВГ.
Литература:
- Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе: пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева; Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — Москва: Секачев В. Ю., 2012. — 46 с.
- Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения / Н. Н. Заваденко // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — № 4. — С. 48–53.
- Пылаева Н. М. Нейропсихология и школа / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2012. — № 2. — С. 116–122.
- Сёмина М. В. Проблемы школьного обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / М. В. Сёмина, А. И. Чинчикова // Международный научный журнал «символ науки». — 2015. — № 11. С. — 224–226.
- Терещенко Е. Е. Принципы коррекции познавательной сферы младших подростков с трудностями в обучении. / Е. Е. Терещенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 7. С. — 86–89.
- Фотекова Т. А. Динамика высших психических функций в младшем подростковом возрасте. / Т. А. Фотекова, К. А. Богомолова // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 5. С. 10–12.
- Цветков А. В. Методы нейропсихологической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. / А. В. Цветков // Московский психолого-социальный институт. — 2010. — № 4. С. 33–40.
- Шумакова Н. Б. Особенности креативности в младшем подростковом возрасте. / Н. Б. Шумакова // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». — 2017. — № 4. С. 108–117.