Система социального партнерства в учреждениях сферы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Семенова, А. М. Система социального партнерства в учреждениях сферы образования / А. М. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 657-661. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91684/ (дата обращения: 18.12.2024).



Социальное партнерство — это особый тип общественных отношений, реализующий сбалансированность важнейших социально-экономических интересов основных групп общества.

Идеи партнерства, сотрудничества, солидарности возникали постепенно. Знания были не систематизированы. Теоретико-методологические основы синтезирования наукой знаний формировались в рамках многих теоретических концепций и построений. Изучение оснований и предпосылок появления идей сотрудничества как первоосновы отношений социального партнерства следует начинать с фундаментальных основ общественного договора, теоретических платформ общественного устройства, истоков совместной жизнедеятельности людей.

Система социального партнерства действует на основе принципа трехстороннего представительства, получившего в мировой практике название «трипартизм». Трипартизм означает, что государство, работодатели, профсоюзы являются независимыми и равноправными партнерами, каждый из которых выполняет специфические функции и несет свою ответственность.

Однако, несмотря на богатую теоретическую составляющую о социальном партнерстве в учреждениях сферы образования, социологических исследований об отношении работников к социальному партнерству в бюджетных учреждениях не обнаружено. Поэтому актуально исследовать формы социального партнерства в учреждениях образования, анализируя взаимоотношения «работник-работодатель». Таким образом образуется Бипартизм, сторонами которого в бюджетной организации будут являться работодатель и профсоюз. Бюджетные организации оцениваются учеными как важная часть гражданского общества с одной стороны, с другой как обеспечение граждан благами и социальными гарантиями. Бюджетные организации отличает демократический, добровольный характер, который основан не на принуждении, а на осознанной гражданской инициативе. Именно эти черты отличают данные организации от государства и сближает их со структурами рыночной экономики.

Профсоюзы, по существу, единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, представляющая и защищающая интересы человека как носителя, субъекта определенной рабочей силы.

Состав социального партнерства в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению. В данном партнерстве задействованы все участники образовательного процесса. Чем выше статус образовательного учреждения, тем больше лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним.

Основными задачами социального партнерства в сфере образования являются обеспечение необходимыми знаниями и умениями обучающихся, повышение качества и эффективности образования и воспитания.

На каждом уровне образования имеются свои приоритетные функции. Так на уровне дошкольных учебных заведений приоритетными функциями являются подготовка ребенка к учебе, выявление его способностей, пробуждение интереса к новым знаниям, помощь в адаптации в новом коллективе, развитие способностей к коммуникациям. В школах приоритетные функции — это обеспечение ученика базовыми знаниями, раскрытие его потенциала, развитие кругозора. В учреждениях профессионального образования основными функциями являются: подготовка обучающихся к трудовой деятельности, обеспечение обучающегося профессиональными умениями и навыками.

Между всеми уровнями образования имеется тесное взаимодействие. От успешности обучения на одном уровне чаще всего зависит успешность и легкость обучения на другом уровне. На всех уровнях образования обучающая сторона заинтересована в успехах ученика, так как от этого зависит статус организации. Учебные учреждения профессионального образования заинтересованы в том, чтобы обучающиеся люди успешно заканчивали учебное заведение, трудоустраивались по специальности, потому что от данных факторов зависит дальнейшая востребованность осваиваемых профессий.

Успешное взаимодействие между школой, учреждениями дополнительного и профессионального образования с одной стороны, и государственными органами, работодателями, с другой стороны, позволяют анализировать информацию о востребованных профессиях, позволяют решать такие задачи, как переориентация на более востребованные специальности, изменение требований к уровню профессиональных знаний, развитие в потенциальных специалистах качеств, позволяющих успешно выполнять свои функции.

Виды социального партнерства в сфере образования могут быть очень разные, ничем не ограничены. Появление новых видов позволяет наиболее эффективно выполнять функции образовательного учреждения.

Обмен информацией, позволяющей управлять процессом образования, составляет основу взаимодействия между партнерами. На уровне дошкольных учебных заведений и школы партнерство чаще всего не оформляется договорными отношениями, имеет характер сотрудничества. В учреждениях профессионального образования имеются договорные отношения.

Важную роль в партнерстве в образовании играют государственные органы, выполняющие сбор, систематизацию данных по регионам, анализ и прогнозирование ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых мер для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в образовании в дошкольном учебном учреждении, так же, как и семья ребенка, помогает формированию в ученике полноценной личности, развивают кругозор, комфортность пребывания в коллективе. Социальное партнерство в дошкольном учебном заведении может происходить:

— внутри дошкольного учебного учреждения с привлечением к нему родителей, педагогов, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;

— на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности, таких как здравоохранение, культура, спорт, социальная защита.

Формы социального партнерства в дошкольных учебных заведениях:

— различные мероприятия, такие как соревнования, конкурсы, концерты;

— деятельность познавательного характера;

— дни открытых дверей;

— родительские собрания;

— индивидуальная работа с семьей;

— проведение семинаров, тренингов;

— индивидуальная подготовка детей к школе.

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

— развитие коммуникативных навыков;

— гражданско-патриотическое воспитание;

— ведение здорового образа жизни;

— получение знаний, помимо школьной программы;

— знакомство с различными видами профессий;

— помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;

— сотрудничество с дошкольными учебными учреждениями и с учебными заведениями профессиональной направленности.

На уровне школы социальное партнерство проводит различные мероприятия, такие как олимпиады, походы, соревнования, углубленное изучение иностранного языка и других предметов, организация специальных курсов.

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования особенно подвержено влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что побуждает оперативно реагировать на изменения, самосовершенствоваться.

Изменения возникают на фоне анализа данных о востребованности профессий, перспективных планах развития определенных территорий, получаемых от государственных органов; предпочтений работодателей; данных службы занятости.

На данном уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и управлении этой системой.

Социальное партнерство на данном уровне имеет формы:

— разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;

— организация производственных практик на предприятиях;

— анализ рынка труда;

— переподготовка специалистов;

— стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах.

Таким образом, социальное партнерство в образовательном учреждении тесно связано с содержанием и сущностью образовательной деятельности, субъектами образовательной деятельности, а также внешними структурами и организациями. Социальное партнерство кроме обучающей и воспитывающей выполняет ряд дополнительных функций: адаптация к современной социально-экономической ситуации; обеспечение рынка труда кадрами; объединение усилий работников образования, предприятий, профсоюзов, служб занятости в развитии производства, экономики, культуры через образование, создание единого образовательного пространства; снижение социальной напряженности и безработицы; повышение качества образования, внедрение новых форм и средств обучения.

Литература:

  1. Аракелов Г. П. Особенности развития системы социального партнерства в современной России / Аракелов Г. П. // Актуальные проблемы современной науки. — 2013. — № 5. 36–38 с.
  2. Баландина Т. М. Социология управления: Учебное пособие — [Электронный ресурс] // Бесплатная интернет-библиотека. 2016.№ 1. С. 53.
  3. Бернгард Р. Б. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социологические исследования. — 2001. — № 1. 5 -7 с.
  4. Бондаренко, К. А. О соотношении договорного и нормативного методов трудового права / К. А. Бондаренко. // Современное право. — 2014. — № 4. 92–96 с.
  5. Борисов В. А. Социальное партнерство: опять российская специфика // ЭКО. 1999. № 12. С. 89–96.
  6. Быченко Ю. Г., Логинова Л. В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества//Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1. С. 33.
  7. Гайнуллина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-политический журнал. 1998.№ 4.С.33–49
  8. Зайцев, Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учеб. пособие:/ Д. В. Зайцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К: Наука-Спектор, 2014. 263 с.
  9. Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие — [Электронный ресурс] // Учебное издание Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики. 2001. 14–15 с.
  10. Кривобороденко, О.Д Социальное партнерство / О. Д. Кривобороденко. // Специалист. — 2013. — № 12. 22–23 с.
  11. Кривошеев В. Т. Управление занятостью трудовых ресурсов в системе социального партнерства — [Электронный ресурс] // Библиотека диссертаций. 2004. 217 с.
  12. Модель И. М. Социальное партнерство в системе общественных отношений — [Электронный ресурс] // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. № 1. 79–99 с.
  13. Раджабова Д. А. Социальное партнерство — компромисс интересов — [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. 219–222 с.
  14. Ситникова В. В. Социальное партнерство: Учебное пособие // АмГУ. — 2011. 5–8 с.
  15. Терещенко О. В. Методология социальных исследований: вне количественно-качественной риторики // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие — [Электронный ресурс] // Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. 2012. 10–16 с.
  16. Тиховодова А. В. Социальное партнерство: сущность функции особенности развития в России — [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 58. 297–301 с.
  17. Харченко, К. В. Социология управления: от теории к технологии: [учеб. пособие] / К. В. Харченко; Ин-т муницип. проблем. — Белгород: 2014. 159 с.
  18. Чернова А. А. Социальное партнерство образования и производства как важный фактор успешной подготовки специалистов для современного рынка труда — [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2. 13–16 с.
  19. Шипитько А. Б. Методологические основы исследования социального партнерства хозяйственных организаций // Вестник ПАГС. — 2013. 96–98 с.
  20. Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. 4–14 с.
  21. Абузярова Е. Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дисс.... канд. Пед. Наук / Е. Н. Абузярова. Челябинск, 2009. 206с.
  22. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005, 96С.
  23. Арутюнян К. Социальное партнерство: учебное пособие. Рязань: РИНФО, 2014. 88с.
  24. Бакланова Т. И. Социально-культурное партнерство музеев и вузов как фактор формирования этнокультурной компетентности студентов / Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
  25. Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и школы как фактор формирования духовной культуры школьников: дисс. … канд. Пед. Наук / И. М. Вилкова. Тамбов, 2008, 174с.
  26. Грибкова Г. И. Социально-культурное партнерство в сфере высшего образования: из опыта работы педагогического вуза / Г. И. Грибкова, Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 11. С. 112–118.
  27. Ларина Е. Л. Социальное партнерство образовательных и досуговых учреждений по формированию экологической культуры молодежи: монография. Тамбов, изд-во ТРОО «Бизнес — наука — общество», 2014. 193с.
  28. Резник С. Д. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования: опыт и проблемы регионального вуза: монография. / С. Д. Резник, Н. А. Назарова / под общ. Ред. С. Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2010, 196с.
  29. Социально-культурное партнерство: вуз — музей — библиотека в условиях инновационного развития: монография. / под ред. Т. И. Баклановой. М.: УЦ Перспектива, 2016. 308с.
  30. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования России: институциональные и организационно-управленческие аспекты: монография / под общ. Ред. В. И. Гришина. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2013. 240с.
  31. Стаурский С. С. Теоретические основы социального партнерства: монография / С. С. Стаурский, Е. С. Стаурский. Омск: изд-во ОмГТУ, 2015. 136с.
  32. Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза: монография. Орск: изд-во ОГТИ, 2008. 199с.
  33. Тринитатская О. Г. Социальное партнерство как технология инновационного менеджмента в образовании: из опыта работы стажировочной базовой площадки МБОУ «Гимназия № 117»: учебное пособие / О. Г. Тринитатская, С. Ф. Хлебунова, Е. А. Чекунова, Н. Б. Рудь, О. Н. Тихонова. Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. 388с.
  34. Трудовой Кодекс Российской Федерации
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, профессиональное образование, образовательное учреждение, сфера образования, уровень, уровень образования, функция, дошкольное учебное учреждение, образовательная деятельность, рынок труда.


Задать вопрос