В современном обществе, в котором постоянно происходят изменения в социально-экономической сфере, актуальна готовность человека сообразно идентично реагировать на происходящие изменения и, в частности, выбирать релевантные сценарии выполняемых задач для достижения максимального успеха и преодоления трудных ситуаций, в личной и профессиональной сферах. Происходящие постоянно изменения в современном обществе предопределяют необходимость формирования долговременной личной и профессиональной готовности к изменениям.
Ключевые слова: профессиональная сфера, органы опеки, личностная готовность, профессиональная готовность.
In a modern society in which changes in the socio-economic sphere are constantly taking place, the relevance of a person's willingness to respond in an identical manner to the changes taking place and, in particular, to choose relevant scenarios of tasks to achieve maximum success and overcome difficult situations in personal and professional spheres. The ongoing changes in modern society predetermine the need to form a long-term personal and professional readiness for change.
Keywords: professional field, guardianship authorities, personal readiness, professional readiness.
Личная и профессиональная готовность к изменениям может рассматриваться с разных позиций и ракурсов: как динамическое состояние, с точки зрения функционального подхода к данной проблеме, как совокупность социально значимых психических свойств в личностно-ориентированном подходе, а также как характерная особенность или совокупность характерных особенностей с точки зрения личностно-деятельностного подхода. Личная и профессиональная готовность к изменениям может быть длительной или ситуативной, что способствует выделению долговременной личной и профессиональной готовности к изменениям в субъективное характерологическое качество личности человека. Динамическую личную и профессиональную готовность к изменениям принято рассматривать как психический процесс. Отечественные исследователи проблемы личной и профессиональной готовности к изменениям, как правило, интересуются условным выделением ее составляющих по причине цельной интегративности личной и профессиональной готовности к изменениям [3; 5].
Рассматривая личную и профессиональную готовность к изменениям с точки зрения личностно-деятельностного подхода, можно высказать предположение о том, что она является частным случаем психологической ресурсной способностью к инициативным действиям в новых условиях. Для личной и профессиональной готовности к изменениям характерна многокомпонентность ее структурно-функционального образования, основной функцией которого является идентифицированное формулирование потенциальной вероятности осуществления определенного выбора с опорой на субъективное оценивание изменившейся ситуации. Также личная и профессиональная готовность к изменениям, способствует классификации и нахождению оптимального из всех существующих возможных выборов с принятием во внимание потенциально допустимых вероятных опасностей и переосмысливания накопленного ранее опыта. Сформированность личной и профессиональной готовности к изменениям в современном обществе трансформировалась в причинное условие осуществления деятельности в любой сфере на всех ее этапах [2; 7; 9].
Требования к личной и профессиональной готовности к изменениям специалистов органов попечительства и опеки в профессиональной сфере постоянно трансформируются и растут. Специалистам органов попечительства и опеки необходимы:
— сформированные навыки приводить в действие трансформационные механизмы, побуждать принять в них участие других специалистов, организованно генерировать общее видение и действенно плодотворную позиционную оценку к изменениям, противостоять сопротивлению;
— умения работать с дифференциально разнообразными типами обоснованными стимулами других специалистов органов попечительства и опеки и клиентов на протяжении всего цикла защиты их прав и интересов.
Специфика профессиональной деятельности специалистов органов попечительства и опеки опосредует необходимость сформированности у них готовности к изменениям, владения стратегиями преодоления. Индивидуальные способы взаимодействия с динамически изменяющейся ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью и психологическими возможностями адекватного реагирования на нее часто становятся объектом и предметом исследований отечественных и зарубежных исследователей в тождественном соотношении с «совладанием» и «копинг-поведением». Проблемно-ориентированное и эмоционально-ориентированное преодоление принято рассматривать как комплексное объединение процесса деятельности и результата этой деятельности, ориентированных на урегулирование конкретных ситуаций. В отечественной науке концептуальными вопросами личностной и профессиональной готовности к изменениям занимались Н. В. Анненкова, М. Б. Бондаренко, З. И. Борисова, С. А. Дружилов, Л. А. Жигун, Ю. А. Жуйкова, В. В. Казьмина, Н. А. Канаева, Е. В. Камнева, Ю. П. Поваренков, М. В. Полевая, Н. С. Пряжников, Р. А. Ширванов, Е. А. Урожок и др. Данная проблема представлена в исследованиях таких зарубежных авторов, как Р. Лазарус, P. Goodson, J. Zhang и др. [12; 15].
Существует неоднозначность понимания определения «личная и профессиональная готовность к изменениям» в современных психологических исследованиях. На данный момент принято включать в него как потенциальные возможности человека к трансформационным изменениям в условиях, негативно влияющих на функционирование и жизнедеятельность человека, так и принципиальные точки зрения об обстоятельствах, контроль над которыми требует от человека существенной результативной деятельности, отличительной чертой которой является высокий уровень личностно-индивидуального ощущения индефинитности. Исследованием данной проблемы занимались Н. В. Анненкова, Л. И. Анцыферова, Ф. Е. Василюк, Р. В. Кадыров, Е. В. Камнева, К. Муздыбаев, М. С. Яницкий и др. [4; 5; 11].
Достаточно часто исследуются личная и профессиональная готовность к изменениям специалистов опасных профессий. Но на данный момент недостаточно изученными остаются личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к изменениям в профессиональной сфере. Это связано с тем, что исследователей интересует в первую очередь субъективная готовность человека к ситуациям нарушающих жизнедеятельность в общем плане. Следовательно, остается неразрешенным вопрос существуют ли особенности личной и профессиональной готовности специалистов органов опеки и попечительства к изменениям в профессиональной сфере.
Теоретико-методологические основу исследования составили:
— деятельностный и компетентностный подходы (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, и др.);
— готовность к выполнению профессиональных задач в определенной области, приводящие к успешному достижению поставленных целей и решению проблемных ситуаций (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Э. Э. Сыманюк и А. А. Печеркина).
При росте уровня стресса специалисты органов опеки и попечительства лучше начинают контролировать свои потенциальные и резервные, основанные на взаимодействии тела и психики, функциональные ресурсы организма, для обеспечения оптимального своего выполнения профессиональных обязанностей в ситуации изменений в профессиональной сфере.
В стрессовых ситуациях у специалистов органов опеки и попечительства снижается их способность к пониманию других людей, проявляя сочувствие и эмпатию, и ставить себя на их место.
С возрастом специалисты органов опеки и попечительства хуже контролируют свои потенциальные и резервные, основанные на взаимодействии тела и психики, функциональные ресурсы организма, для обеспечения оптимального своего выполнения профессиональных обязанностей в ситуации изменений в профессиональной сфере. Но, чаще сопереживают и соучаствуют окружающим, идут на личные контакты и способны осознанно воспринимать окружение, проявляя сочувствие и эмпатию, и ставить себя на место партнера по коммуникации. А также стремятся отказываться от непосредственной коммуникации, считая неприличным демонстрировать заинтересованность в другом человеке.
Проведенный теоретико-методологический анализ позволил изучить особенности личной и профессиональной готовности специалистов органов опеки и попечительства к изменениям в профессиональной сфере, также позволит использовать полученные результаты при коррекционной работе психологов со специалистами органов опеки и попечительства по повышению их личной и профессиональной готовности к изменениям в профессиональной сфере.
Респондентами были 50 специалистов органов опеки и попечительства (11 мужчин и 39 женщин) в возрасте от 24 до 55 лет.
При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики: Шкала профессионального стресса (Рогов Е. И.); Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (Рыбников В. Ю.); Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Результаты, которые были получены, подтверждают выдвинутые нами гипотезы о том, что личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к выбору индивидуальных способы взаимодействия с динамически изменяющейся ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью и психологическими возможностями адекватного реагирования характеризуется многокомпонентностью структурно-функционального образования, основной функцией которого является идентифицированное формулирование потенциальной вероятности осуществления определенного выбора с опорой на субъективное оценивание изменившейся ситуации, формирование личной и профессиональной готовности специалистов органов опеки и попечительства к изменениям в профессиональной сфере обеспечивается совокупностью понимания ситуаций, с которыми сталкиваются специалисты, ответственные за принятие кардинальных решений с учетом специфики развития компонентов готовности.
Результаты исследования позволят использовать полученные результаты при коррекционной работе психологов со специалистами органов опеки и попечительства по повышению их личной и профессиональной готовности к изменениям в профессиональной сфере.
Литература:
- Бондаренко М. Б. Психологическая готовность к профессиональной деятельности (на примере военных профессий) // диссертация кандидата наук, Ярославль, 2020.- 217 с.
- Василюк Ф. Е. Методология психологии. Проблемы и перспективы// Центр гуманитарных инициатив, 2017.
- Дружилов С. А. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности / С. А. Дружилов // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 7 [Интернет-ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595 (дата обращения: 19.11.2020).
- Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD). Состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. Издание: Речь, 2021.
- Камнева Е. В., Анненкова Н. В. Специфика «профессионального выгорания» государственных служащих
- Канаева Н. А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности: Материалы междунар. науч. конф. «Психология: традиции и инновации» (г. Уфа, октябрь 2012 г.) / Н. А. Канаева. — Уфа, 2012. — С. 67–71.
- Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Р. С. Лазарус под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. — Спб.: Питер, 2012.
- Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии (лекции 15–52)», Academia, Смысл, М., 2010.
- Мажар Н. Е. Особенности профессиональной адаптации будущих социальных работников / Н. Е. Мажар, Е. В. Нехорошева // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 319–323.
- Мудрик А. В. Социализация человека. МПСИ, МОДЭК., 2011.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Семенова. М.: Либроком, 2010. 248 с.
- Поваренков Ю. П. Проблемы профессионального становления личности: монография/ Ю. П. Поваренков. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. — 322 с.
- Поваренков Ю. П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала/ Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогические науки), 2017. — № 4. — С.186–194.
- Яницкий О. Н. Социальные изменения и управление [Электронный ресурс] / Яницкий // Полис, 2016.- № 5.- С. 134–143.- Режим доступа: https://rucont.ru/efd/528904
- Zhang J., Goodson P. Predictors of international students' psychosocial adjustment to life in the United States: A systematic review //International Journal of Intercultural Relations. — 2011. — T. 35. — №. 2. — C. 139–162.