Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Вильчик, А. С. Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. С. Вильчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91696/ (дата обращения: 18.12.2024).



Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы преодолевать трудные жизненные ситуации. Для подростков из семей, находящихся в ТЖС, проблема несформированности у них знаний, умений, навыков и копинг-стратегий поведения, помогающих в преодолении ТЖС, является не просто проблемой регулированной координации своего поведения, но и проблемой выживания, отражающаяся на взаимоотношениях с родителями.

Ключевые слова: подростковый возраст, детско-родительские отношения, тяжелая жизненная ситуация, девиантное поведение.

For the fruitful life of adolescents in modern society, it is necessary that they have stress resistance, competitiveness, the ability to self-development and self-help at a high level, which are necessary in order to overcome difficult life situations. For teenagers from families in TZHS, the problem of their lack of knowledge, skills, skills and coping strategies of behavior that help in overcoming TZHS is not just a problem of regulated coordination of their behavior, but also a problem of survival, which affects the relationship with parents.

Keywords: adolescence, child-parent relations, difficult life situation, deviant behavior.

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы преодолевать трудные жизненные ситуации [3; 8].

Отражением неспособности подростков справляться с трудными жизненными ситуациями по праву можно считать формирование у них девиантного, деликвентного, аддиктивного видов поведения и увеличение количества суицидальных случаев среди подростков. Согласно результатам исследований, у большинства подростков из семей, находящихся в ТЖС, на низком уровне сформированности находятся знания, умения, навыки и копинг-стратегии поведения, помогающие в преодолении ТЖС [2; 5; 9].

Проблемой адаптации к тяжелой жизненной ситуации и способов совладания с такой ситуацией интересуются многие исследователи уже на протяжении 70 лет. Что способствует нахождению выхода из ТЖС? Какие субъективные качества подростков из семей, находящихся в ТЖС, будут определять способность подростков противостоять, преодолевать эту ситуацию и их отношение к родителям, когда семья находится в ТЖС? В данном аспекте самым актуальным является вопрос, возможно ли помочь подросткам подготовиться к предполагаемой ТЖС?

Исследователи, интересующиеся проблемами подростков, отмечают, что самыми уязвимыми подростками из семей, находящихся в ТЖС, являются те подростки, которые и до появления такой ситуации не ощущали себя уверенно в семье [6, с. 114].

Для подростков из семей, находящихся в ТЖС, проблема не сформированности у них знаний, умений, навыков и копинг-стратегий поведения, помогающих в преодолении ТЖС, является не просто проблемой регулированной координации своего поведения, но и проблемой выживания, отражающаяся на взаимоотношениях с родителями [1; 7, 10].

На данный момент остаются недостаточно изученными стрессовые предикторы безупречной устойчивости подростков в ТЖС, а также отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной.

Теоретико-методологические основу исследования составили:

— концепция социально-исторического развития Л. С. Выготского;

— теория деятельности А. Н. Леонтьева;

— теория социальных отношений В. Н. Мясищева;

— теория возрастных особенностей Э. Эльконина;

— теория акцентуации характеров подростков А. Е. Личко;

— проблемы стилей семейного воспитания (А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Карабанова, И. М. Марковская, М. В. Сапоровская, Л. Б. Шнейдер, Е. Е. Maccoby, D. Zorc-Maver и др.).

На основании анализа теоретических основ изучения отношения к родителям у подростков из семей, находящихся в ТЖС, можно сформулировать следующие выводы:

На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с трудными жизненными ситуациями, которые требуют от него активных действий, невозможных без сформированности умений и навыков принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального благополучия и устойчивости.

Станут ли события ТЖС, провоцируя развитие кризисных состояний, или затронут другой уровень переживаний, можно спрогнозировать, только учитывая степень их субъективной значимости и уровень «субъективного стресса» у человека в момент ТЖС. Учет стечения обстоятельств, которые предшествовали ТЖС, и состояния, в котором находился человек незадолго до встречи с ней, являются необходимыми компонентами анализа ТЖС.

В такой ситуации человеку необходима социальная помощь из-за резкого сужения его собственного сознания, которое происходит под влиянием сильного аффекта. Такой вид поддержки необходим человеку для переосмысления произошедшего как неотъемлемой части жизни и внесения изменений в свою субъективную концепцию.

Построение новых экономических отношений в российском обществе, затронули всех граждан, значительно усугубив и расширив спектр ТЖС, в частности, для подростков.

В подростковом возрасте, который по праву считается всеми психологами кризисным периодом в жизни человека, когда на подростка и так наваливается куча проблем, когда даже самая простая ситуация может стать ТЖС.

Наличие по-настоящему ТЖС, разрушает несформированные у подростков еще на должном уровне алгоритмы социально одобряемого и приемлемого поведения, нарушает текущую учебную деятельность, размыкает привычный для них круг общения, оказывая дополнительное стрессовое воздействие на организм и психику подростков.

В числе параметров, характеризующих ТЖС подростков, по мнению ряда исследователей, следует особо подчеркнуть еще и несформированность у подростков способности самостоятельного поиска выхода из ТЖС.

Проведенный анализ различных подходов к вопросу определения ТЖС, дает основание говорить о том, что статус подростков, находящихся в ТЖС, является комплексной характеристикой, отражающей отклонения в положении подростков в семье, в конкретный момент времени, степень и качество заботы родителей о подростках, уровень проявления педагогических и воспитательных дисфункций членов семьи.

Подростки из семей, переживающих ТЖС, как правило, очень искусно научаются манипулировать родителями, считывая такие сигналы и поведение родителя как проявления «настроения» и научается лишь выжидать подходящий момент, чтобы добиться своего. У большинства таких подростков не сформирован авторитет родителей. Подростки не доверяют им.

Проведенный теоретико-методологический анализ позволил повысить эффективность процесса психологической диагностики и прогнозирования социально-психологического функционирования подростков из семей, находящихся в ТЖС. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, обеспечивающих медико-психологическое сопровождение подростков из семей, находящихся в ТЖС, а также в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по медицинской психологии, девиантологии, социальной психологии, при подготовке выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований.

Респондентами были 15 подростков из семей, находящихся в ТЖС, и их родителей, а также 15 подростков из условно благополучных семей и их родителей, проживающих в г. Москве.

При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики: «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской; Опросник «Подростки о родителях» (ПОР).

Результаты, которые были получены, подтверждают выдвинутые нами гипотезы о том, что существуют особенности отношения к родителям у подростков из семей, находящихся в ТЖС:

— удовлетворенность отношениями с родителями у подростов из семей, находящихся в ТЖС, взаимосвязана с уровнем степени жесткости правил, устанавливаемых родителями;

— степень разногласия между родителями и подростками в различных бытовых ситуациях в семьях, находящихся в ТЖС, влияет на включенность подростков во взаимодействие с родителями;

— формальное отношение к воспитанию со стороны отцов в семьях, находящихся в ТЖС, способствует сближению подростков с матерями;

— в семьях, находящихся в ТЖС, отсутствует согласованность оценки подростками и родителями их взаимодействия.

Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, обеспечивающих медико-психологическое сопровождение подростков из семей, находящихся в ТЖС, а также в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по медицинской психологии, девиантологии, социальной психологии, при подготовке выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований.

Литература:

  1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М.: Academia, 2014. — 464 c.
  2. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге / Емельянова Елена Владимировна. — М.: Генезис, 2015. — 699 c.
  3. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. — М.: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 c.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 2008. — 500 с.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2009. — 203 с.
  6. Гиппенрейтер Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей. — М.: АСТ, 2013. — 128 с.
  7. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  8. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2015. — 420 c.
  9. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Р. С. Лазарус под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. — Спб.: Питер, 2012.
  10. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. -150с
  11. Сапоровская М. В. Межпоколенный копинг в нормально функционирующих и дисфункциональных семьях // 14th European Congress of Psychology. University of MilanoBicocca- Milan, 2015.
  12. Шнейдер Л. Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 228 с.
  13. Maccoby E. E. Family structure and children's adjustment: is quality of parenting the major mediator? Monographs of the Society for Research in Child Development. American International Journal of Social Science, June, 2018. -57(2‐3): рр.230–238.
  14. Zorc-Maver D. Youth in Extremely Difficult Life Situations American International Journal of Social Science, January, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, семья, родитель, TZHS, копинг-стратегия поведения, ситуация, медицинская психология, подростковый возраст, современное общество, социальная психология.


Похожие статьи

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Похожие статьи

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Влияние уровня эмоционального развития детей, поступающих в школу, на их адаптацию к обучению

В данной статье рассматривается влияние уровня эмоционального развития детей на их успешную адаптацию к школьному обучению. Эмоциональное развитие играет важную роль в процессе социальной и психологической адаптации первоклассников, так как способств...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией

Статья посвящена одной из форм отклоняющего поведения у детей — агрессии, причиной возникновения которой нередко служит семья, где агрессивное поведение входит в стереотип, применяемый в повседневной жизни среди членов семейной системы. Конкретные жи...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Задать вопрос