В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов на развитие этого сектора экономики, а также меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона.
Всем известно, что уровень экономической безопасности всего государства складывается из уровня экономической безопасности его субъектов. Достижение такого состояния региональной экономики, при котором будет обеспечиваться устойчивость, конкурентоспособность, а также гарантированная защита экономических интересов субъекта и всего населения, которое в нем проживает — первостепенная задача государства.
Одним из ключевых факторов обеспечения экономической безопасности региона является развитие малого и среднего предпринимательства, поскольку именно оно является источником создания новых рабочих мест, благодаря которым происходит повышение доходов населения, улучшается их благополучие, а государство, в свою очередь, получает стабильный источник налоговых поступлений. Благодаря таким предприятиям молодое население региона всегда может найти работу или открыть собственное дело, а товары и услуги, которые реализуются этими предприятиями, делают жизнь населения области значительно комфортнее.
Рассмотрим состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области. Его можно охарактеризовать следующими показателями:
1. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году в области составило 87 208, что на 4,5 % меньше, чем в 2019 году. Из них 39603 — юридические лица (36291 — юридические лица микропредприятий, 3091 — юридические лица малых предприятий, 221 — юридические лица средних предприятий), 51734 — индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели категории микропредприятия — 51253, индивидуальные предприниматели категории малые предприятия — 478, индивидуальные предприниматели категории средние предприятия — 3)
2. Общая среднесписочная численность работников составила 200 515, что на 12 % ниже, чем в 2019 году. Средняя численность сотрудников микропредприятий снизилась на 11,2 %, малых предприятий на 17,5 %, средних предприятий на 5,8 %.
Такой спад обусловлен не только коронавирусным кризисом, но и общим ухудшением экономической обстановки в стране. Санкции, введенные против Российской Федерации, оказывают сильное воздействие на положение бизнеса в нашей стране. Больше всего пострадали малые и микропредприятия, так как их проще всего ликвидировать: меньше вложенных средств, меньше численность посредников, объём кредиторской задолженности и прочее.
Следовательно, малое и среднее предпринимательство зависит от многочисленных внешних факторов, которые определяют его дальнейшее развитие. Исходя из этого, финансовое регулирование со стороны государства, которое направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства, в наши дни является необходимостью.
Подпрограмма поддержки, реализуемая в Иркутской области -«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019–2024 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019–2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года № 828-пп создана для развития благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса [1]. Общий объем финансирования в 2022 году составляет 210 956,2 тыс. рублей. Из них 85 105,7 тыс. рублей — финансирование за счет средств областного бюджета и 125 850,5 тыс. рублей — за счет средств федерального бюджета. Эти средства пойдут на оказание поддержки малому и среднему предпринимательству в связи с распространением коронавирусной инфекции, на создание системы ускоренного развития субъектов малого и среднего бизнеса, привлечение большего количества людей к предпринимательской деятельности и оказание расширенного доступа к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию.
Также, структуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутской области можно представить в виде совокупности как государственных, так и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, которые способны оказывать предпринимателям различные услуги по каждому направлению ведения предпринимательской деятельности, среди которых выделяются [3]: Центр «Мой бизнес» (Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области); Фонд микрокредитования Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный Фонд; Корпорация развития Иркутской области и прочие общественные предпринимательские сообщества и организации.
Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства в регионе во многом обусловлено влиянием внешней среды. Государственная поддержка помогает благоприятному воздействию внешних факторов, способствует устойчивому развитию предпринимательства, что во многом определяет экономическую безопасность региона.
Литература:
1. Постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года № 828-пп
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Иркутской области/ [Электронный ресурс] /URL — https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.05.2019&level=0&fo=7&ssrf=38&t=1652782206379&t=1652782206379
3. Официальный портал Иркутской области. Государственная поддержка среднего и малого бизнеса / [Электронный ресурс] /URL —https://irkobl.ru/region/economy/business/
4. А. А. Харченко. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области/Бизнес-образование в экономике знаний — 2019. — № 2 — С. 68