Классификация персонажей в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых из деревни Брюхо» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 20.05.2022

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Кацейко, А. Е. Классификация персонажей в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых из деревни Брюхо» / А. Е. Кацейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91709/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению классификации персонажей в пьесе Л. Улицкой; выявлены группы героев по роли в действии: главные, второстепенные и эпизодические, а также по характерологическому типу: святые и обыватели, праведники и их противники, антагонисты. Однозначное противопоставление героев свидетельствует о дидактической интенции автора.

Ключевые слова: Л. Улицкая, персонаж, система персонажей, классификация, драма.

Современное литературоведческое и критическое изучение творчества Людмилы Улицкой обращается преимущественно к наиболее популярным прозаическим произведениям писательницы, например, к романам «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого», повестям «Сонечка» и «Сквозная линия». Наша статья обращена к мало исследованному произведению — пьесе «Семеро святых из деревни Брюхо» (2001) [2]. Жанр драмы не является доминирующим в творчестве писателя, однако представлен не менее яркими, чем в прозе, персонажами.

В самом начале пьесы, как того требует жанр драматического произведения, представлен список действующих лиц, который выглядит следующим образом:

ДУСЯ, средних лет, блаженная

МАНЯ ГОРЕЛАЯ, средних лет, юродивая

АНТОНИНА, без возраста, хожалка Дуси

НАСТЯ, молодая, хожалка Дуси

МАРЬЯ, без возраста, хожалка Дуси

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ, старый священник

ТИМОША РОГОВ, совсем молодой

АРСЕНИЙ РОГОВ, около тридцати

ГОЛОВАНОВ, средних лет

НАДЯ, молодая

СУЧКОВА, старуха

ВЕРА, совсем молодая

ДЕВЧОНКА

ХУДАЯ ЖЕНЩИНА с ребенком

СЕМЕНОВ, СИДОРЕНКО, ХВАЛЫНСКИЙ, МУХАМЕДЖИН, красноармейцы, они же омоновцы

ЛЮБА

Типология героев по значительности, по участию в действии драмы: главные, второстепенные, эпизодические. Типы определялись нами по следующим критериям:

— количество сцен (эпизодов), в которых участвует персонаж,

— объем речей героя: реплики в диалогах, монологах,

— количество и значительность событий, в которых герой действует или принимает пассивное соучастие.

Таблица 1

Типология героев по участию в действиях

Главные герои

Второстепенные герои

Эпизодические герои

— Дуся,

— Маня Горелая,

— Арсений Рогов,

— Тимоша Рогов

— Антонина,

— Марья,

— Настя,

— отец Василий,

— Голованов,

— Вера,

— Надя,

— Сучкова,

— Семенов,

— Сидоренко,

— Хвалынский

— Люба,

— омоновцы,

— худая женщина с ребенком,

— девчонка

К главным героям нами отнесены: Дуся, Маня Горелая, Арсений Рогов, Тимоша Рогов, которые находятся непосредственно в центре сюжета и напрямую связаны со всеми картинами пьесы.

Второстепенных персонажей выявлено гораздо больше, к ним мы отнесли Антонину, Марью, Настю, отца Василия, Голованова, Веру, Надю, Сучкову, Семенова, Сидоренко, Хвалынского. Данная группа персонажей тоже достаточно активно участвует в сюжетном плане. Однако их главная функция — помощь в раскрытии образов главных героев.

Эпизодические персонажи тоже присутствуют в произведении: это Люба, омоновцы, худая женщина с ребенком, девчонка. Они выполняют функцию разъяснения определенных моментов, которые тоже важны для понимания смысла и некоторых ситуаций читателем.

Чтобы рассмотреть персонажей как систему, героев можно разделить на несколько групп по характерологическому, ролевому принципу:

— верующие праведники,

— обыватели — жители села,

— красноармейцы во главе со старшим Роговым, которые преследуют и казнят верующих, т. е. выступают как противники и антагонисты главных героев,

— эпизодические герои.

Типология по нравственным, социальным, характерологическим и ролевым признакам: святые, противники (грешники), обыватели.

Таблица 2

Типология по нравственным и социальным признакам

Святые

Обыватели

Антагонисты

— Дуся,

— Маня Горелая,

— Антонина,

— Настя,

— Марья,

— Отец Василий,

— Худая женщина с ребенком

— Надя,

— Тимоша Рогов,

— Голованов,

— Люба,

— Вера,

— Девчонка

— Сучкова

— Арсений Рогов,

— Красноармейцы (омоновцы),

— Семенов, Сидоренко, Хвалынский

Данная типология по нравственным и социальным признакам указывает на эксплицитный конфликт святых и антагонистов, который является центральным в произведении. Такое распределение героев относительно сторон внешнего (эксплицитного) конфликта совершенно очевидно: два общественных мировоззренческих взгляда, цель которых непосредственное верховенство одного строя над другим [1].

Группа «святых» представляют собой духовно цельных героев, силу верующих персонажей, тесно связанных между собой. Герои данной категории стремятся сохранить свои воззрения, продолжить их (те же хожалки Дуси сохраняют верность религиозным традициям; Дуся учит их этому как мать, духовный учитель). Персонажи данной структуры решительно, мужественно настроены и до конца верны своим взглядам.

Другая же группа героев — антагонистов — стремится к уничтожению веры и верующих, считая религию чем‑то вредным, пережитком прошлого. Атеистическое мировоззрение богоборцев в годы установления новой власти толкает их на искоренение веры в любом виде.

Стоит сказать, что хоть и в названии пьесы указаны семеро святых, главных действующих лиц гораздо меньше: это Дуся и Арсений как главные участники конфликтных отношений, противопоставленные друг другу и возглавляющие разные «группы».

Таким образом, Л. Улицкая тщательно продумала систему персонажей пьесы. Особенно остро мы видим это при выявлении конфликтов по типологии А. Н. Семенова в произведении [1]. Ведущий конфликт в пьесе развивается в нескольких планах: мировоззренческом, идеологическом, психологическом и социально-историческом. Подобное жесткое противопоставление героев-антагонистов и второстепенных персонажей, изображаемых в ситуации выбора, как нам кажется, указывает на дидактическую, морализаторскую позицию автора, стремящегося современным зрителям, читателям напомнить о вековых утраченных религиозных ценностях русского народа. На эту интенцию писателя указывает и финал, который изображает новый, только что построенный храм в деревне Брюхо.

Литература:

  1. Семенов А. Н. К проблеме конфликта художественного текста // Вестник Югорского государственного университета 2011 г. Выпуск 1 (20). С. 101–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-konflikta-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 29.04.22).
  2. Улицкая Л. Е. Семеро святых из деревни Брюхо. — М.: «АСТ», 50 с. — URL: https://www.litres.ru/ludmila-ulickaya/semero-svyatyh-iz-derevni-bruho/ (дата обращения: 01.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Семенов, Арсения Рогов, Худая женщина, герой, Отец Василий, персонаж, главное, группа героев, ребенок, типология героев.


Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

В данной статье поставлена задача: на примере сборника «Чемодан» С. Довлатова — рассмотреть типы рассказчиков: «он-рассказчик», «персонифицированный рассказчик», «личный повествователь». Проанализировать типы повествования (личное, безличное) и спосо...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Кто такой сценарист?

Статья представляет собой рассуждение на тему профессии сценариста. Концепция автора о сущности сценарной деятельности выстроена по аналогии «трёх лиц» режиссёра (по В. И. Немировичу-Данченко). Профессию сценариста, по мнению автора, можно определить...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского

В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, свя...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

В данной статье поставлена задача: на примере сборника «Чемодан» С. Довлатова — рассмотреть типы рассказчиков: «он-рассказчик», «персонифицированный рассказчик», «личный повествователь». Проанализировать типы повествования (личное, безличное) и спосо...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Кто такой сценарист?

Статья представляет собой рассуждение на тему профессии сценариста. Концепция автора о сущности сценарной деятельности выстроена по аналогии «трёх лиц» режиссёра (по В. И. Немировичу-Данченко). Профессию сценариста, по мнению автора, можно определить...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского

В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, свя...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Задать вопрос