В статье исследуется роль антикоррупционной экспертизы, её цели, функции, некоторые недостатки, а также пути их решения.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы, коррупция, противодействие коррупции.
В настоящее время все большее внимание в работе государственных органов уделяется вопросам противодействия коррупции. Работа в этой сфере приобретает свойства системности, охватываются наиболее значимые сферы общественных отношений, подверженные коррупционным рискам. Важным фактором, обусловливающим уровень коррупционности в государстве является состояние законодательства. Пробельность, противоречивость законодательного массива, наличие в нем коррупциогенных факторов способствуют коррупционному поведению, что приводит к неблагоприятным последствиям для общества, повышению уровня коррупции, оказывает негативное влияние на развитие институтов правового государства, тормозит его экономический рост.
Противодействие коррупции является приоритетным направлением деятельности органов государственной власти. В последнее время прослеживается активная работа нашего государства в этом направлении: внесено множество изменений в законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции.
В настоящее время реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» [3]. Также проводится и немало научных исследований этого вопроса, однако, несмотря на это, коррупция продолжает оставаться одной из ключевых проблем Российской Федерации.
Безусловно, профилактика коррупционных правонарушений должна начинаться на стадии формирования правовых норм. Так, антикоррупционная экспертиза является важнейшей превентивной мерой по противодействию коррупции, качественная проработка законопроектов имеет решающее значение для эффективности их реализации. Уже на этапе разработки проекта нормативного правового акта авторы законопроекта прогнозируют результат применения норм, а именно определяют, как новые нормы будут реализованы, как они будут «взаимодействовать» с уже действующими нормами, и какие последствия следует ожидать от реализации нового нормативного правового акта.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов определена Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] как мера по профилактике коррупции. Данная экспертиза представляет собой деятельность специалиста по выявлению в тексте законопроекта и описанию положений, которые самостоятельно или в сочетании с другими нормами способствуют или могут способствовать совершению коррупционных правонарушений в процессе применения данного законодательного акта.
Так, основной и первоочередной целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и их проектах положений, которые самостоятельно или в сочетании с другими нормами способствуют или могут способствовать коррупционному поведению.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы являются Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2] и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») [4].
Значимость антикоррупционной экспертизы обусловлена её функциями, среди которых можно выделить:
контрольную функцию (тщательный анализ проектов нормативно-правовых актов и действующих нормативно-правовых актов);
предупредительную (превентивную) функцию (устранение коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов и предупреждение коррупционных правонарушений вследствие реализации нормативного правового акта);
информационную (аналитическую) функцию (анализ и оценка качества проектов нормативных правовых актов).
Несомненно, антикоррупционная экспертиза является эффективным правовым инструментом по профилактике коррупции, использование которого способствует обеспечению качества и эффективности нормативных правовых актов и их проектов, однако следует понимать, что сама по себе антикоррупционная экспертиза не является панацеей в борьбе с коррупцией. Вместе с тем, её эффективность значительно снижена в силу некоторых факторов. Так, например, для дальнейшего продвижения законопроекта достаточно лишь наличия заключения по результатам экспертизы, отсутствуют гарантии того, что выявленные коррупциогенные факторы будут устранены авторами акта, а не просто рассмотрены. Представляется, что какой бы высококачественной не была экспертная деятельность по анализу законопроекта, она будет факультативным элементом в законодательном процессе до тех пор, пока заключения экспертов не будут носить императивный характер. Закрепление за автором акта обязанности по учету результатов антикоррупционной экспертизы является необходимостью.
Негативное влияние на эффективность антикоррупционной экспертизы также оказывает фрагментарное и пробельное правовое регулирование института экспертизы. Экспертиза является сложным процессом, требующим четкой, ясной, прозрачной и последовательной регламентации всех её аспектов. Несовершенство правовых основ экспертизы может привести к изданию дефектных нормативных правовых актов, поскольку неурегулированность такого ключевого элемента законодательного процесса существенно снижает уровень проработки законопроектов. В отсутствие надлежащего правового регулирования невозможно на основании единых критериев оценить качество экспертного заключения.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза является неотъемлемым элементом законотворческого процесса Российской Федерации, предпосылкой к качественному нормативному правовому акту, ее значимость нельзя преуменьшить. Между тем, в настоящее время назрела настоятельная необходимость совершенствования антикоррупционной экспертизы, ее правовых основ, в целях повышения эффективности.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 01.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6228; 2022. N 14. ст. 2203.
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. ст. 3609; 2018. № 42 (часть II). ст. 6376.
- Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. N 34. ст. 6170.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 10. ст. 1084; 2017. № 29. ст. 4374.