Статья посвящена особенностям эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обучения. Исследование показало, что имеются существенные различия эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обучения. У подростков, обучающихся очно, выше показатели осознания своих чувств и эмоций, управления своими чувствами и эмоциями, осознания чувств и эмоций других людей, внутриличностного эмоционального интеллекта, межличностного эмоционального интеллекта и общего эмоционального интеллекта, чем у подростков в условиях семейного обучения. В условиях очного обучения у старших подростков выше показатель уверенности в структуре ассертивности, некоторые параметров самоотношения (внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность), эмпатии, эмоционального интеллекта, а также мотивации достижения и тревожности. У старших подростков в условиях семейного обучения выше уровень некоторых параметров самоотношения (самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтностность, самообвинение) и познавательной активности в отношении к учению. Прослежена связь между особенностями эмоционального интеллекта, ассертивности, эмпатии, эмоционального отношения к учению и социальной ситуацией развития старшеклассников.
The article is focused on the characteristics of emotional intelligence of older adolescents in full-time and family education. The study showed that there are significant differences in the emotional intelligence of older adolescents in full-time and family education. Adolescents studying full-time have higher indicators of awareness of their feelings and emotions, management of their feelings and emotions, awareness of feelings and emotions of other people, intrapersonal emotional intelligence, interpersonal emotional intelligence and general emotional intelligence than adolescents in family education. In the conditions of full-time study, older adolescents have a higher indicator of confidence in the structure of assertiveness, some parameters of self-attitude (internal honesty, self-confidence, self-guidance, reflected self-attitude, self-worth), empathy, emotional intelligence, as well as achievement motivation and anxiety. Older adolescents in family education have a higher level of some parameters of self-attitude (self-acceptance, self-attachment, internal conflict, self-blame) and cognitive activity in relation to learning. The relationship between the features of emotional intelligence, assertiveness, empathy, emotional attitude to learning and the social situation of the development of high school students is traced.
В современном образовании до недавнего времени уделялось недостаточно внимания многим прикладным проблемам педагогической психологии, в том числе формированию эмоционально-личностных результатов образования, в частности развитию эмоциональной сферы личности. В современных образовательных стандартах общего образования упоминаются личностные результаты, отражающие развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Работа по развитию эмоциональной сферы должна опираться на данные современных исследований, в том числе исследований эмоционального интеллекта детей и подростков.
Современное образование характеризуется неоднородностью форм и методов обучения, что ставит учеников в неравные условия, в частности в системе взаимоотношений. Так, старшеклассники, которые обучаются в условиях семейного обучения, в отличие от тех, кто обучается очно, лишены постоянных непосредственных контактов с педагогами и другими детьми, вследствие чего у них ниже коммуникативная активность и эмоциональный контакт с окружающими. Это негативно влияет на развитие их эмоционального интеллекта, эмоциональные отношения с окружающими.
Старший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является особенно важным периодом эмоционального развития человека. Становятся устойчивыми способы проявления эмоций в различных ситуациях, повышается эмоциональная восприимчивость к различным явлениям действительности, а многие действия и поступки людей начинают вызывать сильный эмоциональный отклик. Поэтому эмоциональный интеллект старшеклассников в современной психолого-педагогической науке рассматривается как фактор их личностного становления, гармоничного развития и успешной самореализации.
В нашем исследовании приняли участие 64 школьника 10–11 классов в возрасте 15–17 лет, 26 из которых обучаются в условиях семейного обучения и 38 — очно. В исследовании были применены методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ (М. А. Манойлова), опросник «Исследование уровня ассертивности» (В. Каппони, Т. Новак), методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупов).
Средние значения показателей эмоционального интеллекта в группах школьников, обучающихся очно и в условиях семейного обучения, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Различия показателей эмоционального интеллекта в группах школьников, обучающихся очно и находящихся на семейном обучении (методика М. А. Манойловой, критерий Манна-Уитни)
Показатели |
Очное обучение |
Семейное обучение |
U Манна-Уитни |
Значимость |
Средние значения |
Средние значения |
|||
Осознание своих чувств и эмоций |
6,21 |
4,12 |
307,5 |
0,01** |
Управление своими чувствами и эмоциями |
5,87 |
4,27 |
351,0 |
0,05* |
Осознание чувств и эмоций других людей |
6,21 |
3,65 |
283,0 |
0,004** |
Управление чувствами и эмоциями других людей |
5,87 |
4,38 |
392,5 |
0,16 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект |
12,08 |
8,38 |
311,5 |
0,012* |
Межличностный эмоциональный интеллект |
12,08 |
8,04 |
311,5 |
0,012* |
Общий эмоциональный интеллект |
24,23 |
16,42 |
296,5 |
0,007** |
Эмоциональный интеллект у старших подростков на семейном обучении ниже, чем у подростков, обучающихся в школе, за исключением показателя управления чувствами и эмоциями других людей. Это говорит о том, что при очном обучении в эмоциональная сфера старшеклассников более активна, они сталкиваются с более широким спектром эмоций в различных социальных ситуациях и учатся управлять проявлениями своих эмоций, что в меньшей степени доступно подросткам в условиях семейного обучения.
Средние значения показателей ассертивности в группах школьников, обучающихся очно и находящихся на семейном обучении, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Различия показателей ассертивности в группах школьников, обучающихся очно и в условия семейного обучения (методика В. Каппони, Т. Новак)
Условия обучения |
Независимость |
Уверенность |
Социальная желательность |
Семейное |
3,73 |
2,65 |
4,46 |
Очное |
4,18 |
4,66 |
3,29 |
U Манна-Уитни |
400,000 |
155,500 |
254,000 |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
0,188 |
0,000** |
0,001** |
Как мы видим из результатов, старшие подростки в условиях семейного обучения имеют незначительно более низкий уровень независимости, но их показатели автономности значимо ниже. Вследствие ограниченности социальных контактов при семейном обучении у старших подростков снижается личностная автономность и независимость, что в дальнейшем может снизить их уверенность в себе и своих возможностях, ограничить социальную активность. В то же время старшеклассники в условиях очного обучения имеют более высокий уровень автономности, что является показателем внутренней свободы. Именно из желания самостоятельно определять свою жизнь и принимать решения, а не только подчиняться определенным внешним силам, возникает личностная свобода. Более высокий показатель социальной желательности ответов у старшеклассников в условиях семейного обучения означает тенденцию испытуемых отвечать на вопросы так, чтобы выглядеть «социально положительными».
Результаты по опроснику эмпатии (И,М. Юсупов) школьников, обучающихся очно и в условиях семейного обучения, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели эмпатии школьников, обучающихся очно и в условиях семейного обучения (опросник И,М. Юсупова)
Показатель |
Очное обучение |
Семейное обучение |
U Манна — Уитни |
Значимость |
Ср. знач. |
Ср. знач. |
|||
Эмпатия |
70,11 |
61,35 |
239,0 |
0,001** |
Эмпатия у старших подростков — существенный показатель развития их личности, признак эмоциональной и социальной зрелости. Согласно полученным данным, уровень эмпатии достоверно выше в группе школьников, обучающихся очно (р<0,001). Правомерно утверждать, что их социальная ситуация развития в обучении постоянно побуждает к отклику на эмоциональное состояние другого человека. Показатели эмпатии старшеклассников в условиях семейного и очного обучения говорят о том, что в условиях семейного обучения более низкий уровень эмпатии, чем в условиях очного.
Итак, исследование показало, что в группе школьников, обучающихся очно, значимо выше ряд параметров ЭИ — показатели осознания своих чувств и эмоций, управления своими чувствами и эмоциями, осознания чувств и эмоций других людей, внутриличностного эмоционального интеллекта, межличностного эмоционального интеллекта и общего показателя эмоционального интеллекта, чем в группе школьников, находящихся на семейном обучении. Диагностика ассертивности показала, что по параметру независимости различия не достигают уровня значимости, но уверенность выше у школьников, обучающихся очно, а среднее значение показателя социальной желательности выше у подростков в условиях семейного обучения, т. е. они больше проявляют стремление выглядеть «социально положительными». Полученные данные говорят также о том, что в условиях очного обучения у подростков больше возможностей для развития эмпатии, положительных отношений с окружающими, чувства сопереживания и т. д., тогда как в условиях семейного обучения этот показатель несколько ниже, возможно вследствие недостаточности коммуникативных контактов, что приводит к более низкому уровню способности реагировать на эмоциональные состояния других людей.
Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов. Прежде всего, имеются существенные различия особенностей эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обучения. У подростков, обучающихся очно, достоверно выше показатели осознания своих чувств и эмоций, управления своими чувствами и эмоциями, осознания чувств и эмоций других людей, внутриличностного эмоционального интеллекта, межличностного эмоционального интеллекта и общего эмоционального интеллекта. Старшие подростки, обучающиеся очно, отличаются более высоким уровнем настойчивости, а также более высоким уровнем эмпатии. Полученные результаты дают основания для разработки программ психолого-педагогической поддержки эмоционального развития старшеклассников в условиях семейного обучения.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. [и др.]: Питер, 2011. — 398 с.
- Вайнер М. Э. Семейное образование как инновационная образовательная практика // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1. № 3. С.
- Выготский Л. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144с.
- Выготский, Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4: сб. ст. — М.: Эксмо, 2009. 509 с.
- Гоулмен Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
- Кочетова Ю. А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: Сборник научных статей / ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 55–63 74.
- Эмоциональный интеллект: Проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин. // Высшая школа экономики. Серия «Психология», 2014. Том 1. № 4. С. 3–26.