В статье авторы обосновывают необходимость просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности. Предложены методы подготовки людей с нарушением слуха к корректному поведению при пожаре, полезные сотрудникам противопожарных служб в методической и просветительской деятельности.
Ключевые слова: нарушение слуха, пожарная безопасность, процесс обучения, корректное поведение.
Проблема просвещения людей с ограниченными возможностями здоровья в сфере пожарной безопасности в настоящее время является предметом исследования представителей сразу нескольких наук. Организация эвакуации маломобильных групп населения в больницах, домах престарелых, хосписах и других местах массового пребывания людей в настоящий момент становится сложной задачей, решаемой неэффективно.
6 % всего населения планеты страдает от потери слуха, это примерно 466 миллионов человек. Через 20 лет, по оценкам экспертов, эти цифры увеличатся вдвое. По оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом имеются у 8,5 % всех жителей России, что составляет 12 миллионов человек [1].
Современные системы оповещения людей о пожаре направлены и на зрительные, и на слуховые анализаторы. Во время пожара помещение задымлено и люди с нарушением слуха, для которых зрительный анализатор является основным, оказываются беззащитными.
Нарушения слуха приводят к социальной недостаточности, в виде ограничения способности к учебно-педагогическому взаимодействию, ориентации, обучению, трудовой деятельности. Способность к учебно-педагогическому взаимодействию является наиболее значимой областью жизнедеятельности, которая ограничена у людей с нарушениями слуха.
Одной из необходимых и сложных составляющих системы противопожарной профилактики представляется подготовка слабослышащего населения. Информация о поведении людей при пожаре до людей с нарушением слуховых функций может быть доведена лишь в рамках системы формального образования, чего недостаточно в виду постоянно изменяющихся бытовых условий жизни, современного производства. Мобильные просветительские программы в сфере пожарной безопасности, направленные именно на слабослышащее население, могли бы решить данную проблему. Именно состояние здоровья обуславливает необходимость в особом подходе к обучению слабослышащего населения мерам пожарной безопасности. На специфику обучения данной группы населения и на способы организации обучения влияет нарушение слуха. При выборе форм, методов, средств обучения слабослышащего населения мерам пожарной безопасности необходимо учитывать их нозологическую группу, социально-психологические особенности, медико-социальные проблемы.
Было выявлено несколько целей для создания методических рекомендаций по обучению мерам пожарной безопасности слабослышащего населения: помощь ответственным специалистам в налаживании пожарно-профилактической работы с населением по месту жительства; привлечение внимания людей к значимости проблемы по обеспечения пожарной безопасности; повышение грамотности населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Для этого необходимо учесть особенности обучения слабослышащих людей.
У пожилых людей снижение и потеря слуха происходит вследствие естественной эволюции органа слуха, сопутствующих заболеваний. Пожилые люди перестают воспринимать звуки самых высоких частот, к ним также относятся и согласные звуки, особенно важные для понимания речи, хуже слышат женские и детские голоса, пение птиц.
Способность к обучению мерам пожарной безопасности людей с нарушением слуха тесно связано со способностью их к обучению вообще.
Способность к обучению включает [2]:
— Восприятие другого человека — способность отразить его эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности;
— Понимание другого человека — способность понять значение и смысл его поступков, действий, намерений и мотивов;
— Обмен информацией — способность к восприятию, анализу, хранению, воспроизведению и передаче информации;
— Выработка совместной стратегии взаимодействия — способность разрабатывать, проводить, контролировать и при необходимости корректировать выполнение планируемого.
При оценке ограничений способности к обучению слабослышащего населения учитывают:
— способность неторопливо говорить — понимать речь, произносить чётко словесные сообщения, передавать свою мысль посредством речи;
— способность к коммуникации — понимать графические, зрительные, знаки и символы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, тактильных ощущений.
К психофизическим особенностям, влияющих на процесс обучения исследователи относят [3]:
- Зрительные раздражители. На зрение ложится основная нагрузка по переработке поступающей информации. Необходимо полностью сосредоточиться на лице говорящего человека, так как речь воспринимается посредством считывания с губ.
Такая особенность восприятия информации требует от обучающего фиксации на собственной артикуляции. Многие лица с нарушением слуха могут слышать, но неправильно воспринимают отдельные звуки. Человек может утратить способность воспринимать высокие частоты, в этом случае необходимо лишь снизить высоту голоса. В другом случае следует громче и чётче говорить, подбирая подходящий уровень. Так как данный метод обучения вызывает напряжение внимания, обучающийся быстро утомляется, снижается скорость деятельность, вследствие увеличивается количество ошибок.
- У обучающихся с нарушенным слухом процесс запоминания нового материала во многом связан с анализом материала, усвоенного раннее. В процессе обучения необходимо отводить дополнительное учебное время на закрепление основных понятий, писать на доске используемые термины, уделять повышенное внимание и контроль к усвоению тем по пожарной безопасности. Таким образом, на эффективность образной памяти влияют специфические особенности зрительного восприятия, слабослышащие люди часто выделяют несущественные признаки в окружающих их предметах и явлениях. В их памяти образы сохраняются хуже — медленно запоминаются и быстро забываются. У некоторых в процессе запоминании словесного материала наблюдаются замены слов по смыслу, звучания или по внешнему сходству.
- У людей с нарушением слуха наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим, т. е. письменная речь лучше разговорной. Поэтому в процессе обучения слабослышащих людей необходимо в большей степени использовать разнообразный наглядный материал. Звуковую информацию обязательно нужно дублировать зрительной для получения слабослышащими обучающимися информации в полном объеме. Сложные для понимания темы должны сопровождаться наглядным материалом, таким как: схемы, диаграммы, рисунки, презентации.
Так как обучение глухих и слабослышащих строится на слухозрительной основе, обучающий должен постоянно контролировать усвоение пройденного материала, корректировать и пояснять рассматриваемые понятия и темы по противопожарному режиму,
Таким образом, для обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха рекомендуется следующие методы, учитывающие представленные особенности [4]:
- Словесные методы (проведение лекций, бесед, инструктажей).
В процессе словесного метода обучения преподаватель посредством слова, объясняет и закрепляет в речи учебный материал. Лица с нарушением слуха испытывают трудности при восприятии материала в устной форме, необходимо обеспечить каждого инвалида по слуху раздаточным материалом.
Это может быть либо конспект лекции, либо диск для последующего самостоятельного изучения или повторения материала, либо терминологическими раздаточными карточками. Данный метод необходимо сочетать с наглядным.
- Наглядные методы (дублирование устной речи письменной или дактильной формой подачи).
Выделяют следующие основные виды наглядных методов обучения:
Метод иллюстрации — это метод, направленный на то, чтобы показать различные объекты, явления и процессы в их естественной форме и среде. Он включает в себя следующие формы иллюстраций: показ плакатов по пожарной безопасности, схем эвакуационных путей, знаков пожарной безопасности, а также раздача опорных конспектов, памяток и листовок;
Метод демонстрации — это метод, основанный на представлении устройств и моделей, которые показывают, как именно происходит тот или иной процесс, реальные свойства предмета и его значимость.
Он включает в себя: показ презентаций, видеосюжетов, кинофильмов с обязательным использованием субтитров или переводом сурдолога; демонстрацию первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и их использование; специальных приборов, предназначенных для слабослышащих людей при пожаре.
- Обучение в дистанционной форме (использование сети Internet; использование учебных порталов и электронных учебных пособий).
Чтобы расширить коммуникативные возможности и создать благоприятный эмоциональный тон обучающихся с нарушением слуха, обучающим можно обратиться к использованию сети Internet. В образовании глухих и слабослышащих детей она играет огромную роль. В отличие от инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды, инвалиды по слуху могут использовать в учебных целях практически любую образовательную среду в сети Интернет.
В условиях дистанционного обучения мерам пожарной безопасности, обучающиеся могут продуктивно использовать чат-вебинары, чат-консультации, видеоконференция, различные учебные порталы.
- Практический метод. Этот метод базируется на постоянном повторении усвоенного материала в практической деятельности. К этому методу относятся следующие формы: регулярное проведение тренировок по эвакуации, отработка навыков обращения со средствами первичного пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.
Методы обучения мерам пожарной безопасности целесообразно комбинировать и адаптировать для данной группы населения с нарушением слуха.
На кафедре Безопасности жизнедеятельности Южно-Уральского государственного университета, в ходе научно-исследовательской работы, была поставлена задача разработки систем просветительских методов подготовки слабослышащих людей к корректному поведению при пожаре, был разработан план исследования, определены его цели и задачи. Промежуточный результат — изучение и систематизация отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования, представленного в статье.
Литература:
- Нарушение слуха в цифрах (статистика). — [Эл. ресурс]. — URL: https://sluh.online/statistika
- Методические рекомендации (для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации). — [Эл. ресурс].— URL: https://www.invalidnost.com/publ/sotrudnikam_sluzhby_mseh/kriterii_ocenki_ogranichenij_zhiznedjatelnosti_v_uchrezhdenijakh_mseh/3–1-0–399#:~:text=Способность %20к %20общению %20включает %3A %20способность,поступков %2C %20действий %2C %20намерений %20и %20мотивов)
- Солнцева В. А., Белова Т. В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92
- Комплекс методов и форм обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих). — [Эл. ресурс]. — URL: https://studopedia.ru/20_118202_kompleks-metodov-i-form-obucheniya-meram-pozharnoy-bezopasnosti-lits-s-narusheniem-sluha-slaboslishashchih-i-neslishashchih.html