Изучение религиозной жизни города Октябрьска может дать ценный материал не только по русской церковной истории, но и культурно-политической жизни этого региона. В Сызранском филиале Центрального государственного архива Самарской области сохранились официальные документы, относящиеся к деятельности Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря, и церковная летопись Прихода храма в честь Вознесения господня, которая старательно велась её настоятелями на протяжении нескольких десятилетий — с 1881–1907 гг. Авторы летописи, описывали не только церковные и административные события приходской и епархиальной жизни, но и политической. Также в летописи присутствует нравственная характеристика людей, описываются некоторые обряды. Таким образом изучение названных архивных материалов в значительной степени будет способствовать изучению истории не только религиозной жизни города Октябрьска, но и определенной части Самарского края.
Актуальность исследования заключается в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все ранее известные и вновь открытые факты из истории религиозной жизни г. Октябрьска.
Объект исследования: Религиозная жизнь города Октябрьска с момента основания до начала XX века.
Предмет исследования: история возникновения и развития религиозной жизни города Октябрьска с момента основания до начала XX века на примере деятельности Прихода храма в честь Вознесения Господня и Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря.
Цель исследования: изучить историю возникновения и развития религиозной жизни города Октябрьска с момента основания до начала XX века на примере деятельности Прихода храма в честь Вознесения Господня и Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря на базе, имеющейся научной литературы и архивных материалов.
Задачи исследования:
- Найти и изучить сведения и материалы о возникновении и развитии религиозной жизни города Октябрьска с момента основания до начала XX века;
- Изучить историю Прихода храма в честь Вознесения Господня и Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря и г. Октябрьска на основе архивных данных;
- Представить историческую картину образовательной, социально-бытовой и духовно-нравственной жизни людей, проживающих в городе Октябрьске с момента основания до начала XX века;
- Раскрыть значение Прихода храма в честь Вознесения Господня и Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря в духовной и культурной жизни города и её жителей.
Методологическая базой исследования явились данные фонда государственного архива г. Сызрани, научная литература, публикации по истории Церкви.
В Сызранском филиале Центрального государственного архива Самарской области сосредоточены 35 фондов, отражающих деятельность РПЦ в дореволюционный период.
В них можно найти разнообразную информацию о святынях волжского края, в том числе и генеалогическую информацию. Обращаю внимание, что в архиве хранятся источники, которые помогают всем нам проводить поисковую работу по заданной теме или проблеме. Чаще всего сведения из фондов используют для составления истории семьи.
Это генеалогические источники. Перечисляю некоторые из них:
– метрические книги;
– брачные обыски;
– клировые ведомости;
– посемейные списки;
– церковные летописи;
Малоизвестно, что такая уникальная форма исторического творчества как летопись, встречается в документах Сызранского филиала. Так, наиболее массовый характер летописание, которое в единичных случаях не прекращалось и в XVIII — нач. XIX в., приобрело во второй половине XIX в. В этот период получило распространение церковноприходское летописание. Это уникальное явление отечественной историографии, феномен культуры. В течение нескольких десятилетий в тысячах приходов Русской православной церкви, в том числе; и в церквах Сызранского уезда велись летописи, в которых фиксировались представления о прошлом, события повседневной жизни, история Церкви, страны в целом. Церковно-приходские летописи отражают менталитет приходского духовенства, фиксируют многие стороны общественного сознания прихожан, в первую очередь, крестьян. Как разновидность исторических источников, церковно-приходские летописи обладают многосторонним источниковедческим потенциалом.
В последние годы происходит возрождение краеведения и возрастание интереса к региональной истории, которая является неотъемлемой частью всемирной истории человечества. Развитие исследований в области микроистории, истории повседневности, истории быта «обычных людей», истории ментальностей, изучение функционирования в различные исторические периоды различных локальных структур (семья, община, приход и т. д.) актуализирует проблему источников по локальной и региональной истории, ценной разновидностью которых являются церковно-приходские летописи.
В документах религиозных фондов можно выделить несколько групп.
Первую составляют организационно-распорядительные документы (Указы Симбирской Духовной консистории, договоры о хозяйственных работах, планы и отчеты и др.), вторая группа источников — переписка (прошения, рапорты в духовную консисторию, о продаже и пожертвованиях и пр.), третья группа — финансовые документы (сметы, счета). Особую важность в источниках имеют летописи, различные списки и метрические книги. Из этих источников можно составить достаточно полное представление о разнообразной деятельности монастырей и храмов на Сызранской земле. Это и хозяйственная, и благотворительная, и образовательная, и духовно-религиозная и др. деятельность.
Например, церковные летописи дают представление не только о самой церкви, но и содержат сведения о селе или городе. Исследуя различные списки и метрические книги, кроме имени и фамилии, можно узнать информацию о социальном статусе, месте жительстве и роде занятий; проследить социальную структуру общества; проанализировать распространенность определенных заболеваний на территории отдельного прихода или населенного пункта, а также оценить степень грамотности притча.
На высоком крутом волжском берегу, в 15 верстах от Сызрани располагалось одно из древних поселений Сызранского уезда — Городищенская слобода, первое упоминание о которой относится к 1684 году. Со временем населенный пункт стали называть село Вознесенское. Мужчины занимались хлебопашеством, женщины, овладев ткацким и швейным ремеслом, шили верхнюю рабочую одежду для крестьян — костычи. Село Вознесенское среди крестьян окружающих деревень все чаще стали называть Костычи, так, в официальных источниках появилось новое название населенного пункта. Костычевские крестьяне были свободными, их не коснулась крепостная зависимость, но тяжелая жизнь заставляла их уходить от нищеты на свободные земли. Погрузив на лодки свои разобранные старые дома, костычевцы переправлялись на левый берег реки волги, назвав сое новое поселение Новые Костычи. Костычи правобережья получили новое название — Старые Костычи.
В 1869 году близ села старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии была основана женская община сестер-келейниц, впоследствии преобразованная в монастырь. Основателем общины был крестьянин этого села Петр Савельевич Прохоров, дивный подвижник, более 40 лет трудившийся в уединении, посте и молитве. В 1840 году на святой горе Афон П. С. Прохоров был пострижен в мантию, а в 1866 году в схиму под именем Пантелеймона. Годом основания монастыря считается 1869 год, когда была построена и освящена на земле схимонаха Кладбищенская церковь во имя иконы Смоленской иконы Божьей Матери.
В 1887 году с назначением на должность начальницы общины послушницы Сызранского Сретенского монастыря Марфы Кислинской, которая в 1889 году приняла постриг с именем Маргарита. С мудрой осторожностью игуменья Маргарита приступила к воссозданию общины, которая затем разрослась в монастырь. При Маргарите проводилась активная просветительская работа — для общины приобретались газеты «Вестник Красного Креста» и «Церковные ведомости»; в Консисторию направлялись отчеты об исполнении Указов Симбирской Консистории, касающихся образования, регулярные кружечные сборы на церковно-приходские школы.
К 1894 г. в общине числилось 70 монашествующих сестер и 5 богодельных стариц.8 В 1910 году в монастыре числилось 2 игуменьи, одна из которых была настоятельницей, вторая уже находилась на покое, 12 манатейных монахинь, 14 рясофорных и указных послушниц и 103 послушницы.
По тому времени монастырь был богат: ценные иконы, церковная и храмовая утварь, большое количество пахотных земель, вишневых и яблоневых садов, огороды, хранение денег в Государственном банке.
В сложный период революционных событий и последующий за ним период Смоленский женский монастырь пока еще действовал. В это время обитель активно занималась ликвидацией неграмотности. Монахини учили читать и писать не только малограмотных послушниц, но и местное население, вели переписку с инспектором земских школ Сызранского уезда, предоставляли жилье учителям.
В феврале 1920 года из Симбирского Епархиального Совета игуменья Руфина, последняя настоятельница женского монастыря, получила подробную инструкцию об открытии трудовой промысловой артели. Но монастырь продолжал существовать за счет пожертвований, кружечных и тарелочных сборов и доходов от недвижимости.
В голодные 1921–1922 годы в обители проводились тарелочные сборы в пользу голодающих, но вскоре имущество монастыря было описано новой властью и все церковные ценности изъяты.
23 ноября 1928 года постановлением малого президиума Средневолжского областного исполнительного комитета монастырь был закрыт. Все монастырские постройки и церкви были переданы в распоряжение Сызранского окружного исполнительного комитета для использования их под сельскохозяйственные учреждения.
Однако основной базой исследования для данной работы явилась церковная летопись, ведением которой занимались священнослужители Вознесенской церкви. Летопись включает в себя не только исторические сведения, но немалое внимание уделяется и описанию обычаев, погодных явлений и нравственного состояния народа. Архивные материалы дают обзор материальной части жизни Прихода и выпискам из метрических книг. Летопись состоит из шестидесяти семи рукописных листов.
Из церковных документов, хранящихся в Сызранском филиале государственного архива видно, что в последней трети прошедшего века здесь был уже самостоятельный приход, Вознесенско-Городищенский, в состав которого входили, кроме местного села, три деревни, а именно: Батраки, Яковка и Мосты; сегодня эти деревни находятся на левом берегу Волги [4].
Из церковно-приходской летописи:
«Приблизительно, время образования прихода можно отнести к 1740 году. Дозволяет допустить такое предположение следующий факт. В приделе Иоанна Богослова в настоящее время употребляющийся при совершении Литургии антиминс, составлявшей принадлежность прежнего храма деревянного, сгоревшего в 1805г., освящен, как видно, из надписи, на нем, в 1740 г. Если нельзя предполагать длинного промежутка между освещением антиминса и передачею его в храм для священнодействий, то с достоверностью можно сказать, что около 1740 г. был здесь храм, а вместе и самостоятельный приход с причтом, так как в то время не было вблизи приходов куда бы житель здешней местности могли обращаться со своими духовными нуждами. Село получило название Городище — о причине названия такого сказано ниже.
Какого племени прихожане и давно ли занимают настоящее место жительства?
Все прихожане староруссы. Жители села Городище, составившие, так сказать, основание прихода, первоначально поселились на настоящем месте в числе только нескольких семейств.
По рассказам старожил, послушав от своих отцов и дедов, это первоначальное поселение предков относят к первой трети прошедшего века (1680 г.). Начальные поселенцы на первых порах заняли небольшую площадь, именуемую нынче церковную, которая тогда окружена была тыном с глубоким рвом с внешней стороны. Крепость эта начиналась от склона Волги с Южной стороны в сажень 30 от теперешнего храма и, окружая церковную площадь, опиралась другим концом в берег Волги вблизи большого оврага, что за домами священно-церковнослужителей.
В последствии, как говорит предание, к этим начальным поселенцам перешли на жительства семейства из других не дальних сел, как-то: из Усы, Рачейки и др., а около 1740 г. можно уже здесь предполагать существование уже многолюдного селения, которые как сказано выше, около того времени имело уже возможность устроить храм и к которому около того времени, как к центру прихода присоединились деревни: Батраки, Яковка и Мосты.
Изменения в приходе. В начале настоящего века увеличение числа жителей в здешнем селе, не удобство владения землею в луговой стороне (на левом берегу Волги), привели некоторых особенно крупных землевладельцев к мысли перейти на жительство за Волгу на землю, принадлежавшую здешнему обществу. Выселенцы из села на левый берег Волги составили большое селение, это Новые Костычи; вскоре устроили здесь церковь с образовавшимся у себя самостоятельным отдельным от Городище приходом. К этому образовавшемуся приходу причислены были деревни: Яковка и Мосты. Таким образом, около 1805 г. Городищенский приход состоял только из села Городище и Батраков.
Существующие предания о причине названий села: Городище и Костычи. По всей вероятности, бывшая здесь крепость подала первым поселенцам повод дать название селению — Городище.
Что касается усвоения селу другого наименования — Костычи, то относительно этого обстоятельства существуют два сказания. Одни говорят, что окружавший селение на дальнее расстояние непроходимый лес, современным первым поселенцам предоставляет им случай промышлять костышами крупных птиц, которые водятся здесь во множестве, гоняли их в известное время года.
Инородцы употребляли костыши для стрельбы из луков. Другие говорят, Костычи — название татарское, в переводе на русский язык, обозначает населенную местность.
Существующие предания о замечательных личностях. Между старожилами существует настойчивое предание, будто до завоевания русскими низовья Волги, крепость, сохранившаяся в здешней местности до первых поселенцев (о чем было выше упомянуто), в древности была жилищем инородного Хана. Об этом указывают и кладбище этих древних хозяев.
В ночь на 19 июля 1805 храм постигла беда, от удара молнии он сгорел. Из храмозданной грамоты, данной Архиепископом Казанским Амвросием, видно, что прихожанам села на их средства дозволялось вместо деревянного сгоревшего храма устроить новый каменный храм в честь Вознесения Господня с приделом во имя Иоанна Богослова. Работы по постройке храма были окончены в 1818 г и том же году с благословления Архиепископа Казанского Амвросия 21 мая (в день праздника Вознесения Господня) совершено освящение нового каменного храма Сызранским протоиереем Валентином Лентовским.
В 1844 году при храме удельным начальством была открыта Приходская школа для мальчиков с трех годичным курсом. До освобождения крестьян от Удельной зависимости обучалось в школе от 30 до 40 мальчиков; но со времени освобождения от Удела число учащихся ежегодно возрастало и в последнее время увеличилось до 80 мальчиков. Это увеличение учащихся особенно стало заметно со времени правительственного дарования льгот при отбывании воинской повинности мужчин, успешно окончивших курс в одноклассных школах. И при том за последнее время само обучение в школах стало более удовлетворять желаниям крестьян.
По мере роста церковной общины, возникла необходимость расширить церковь. Священнослужителями испрошено было у Епархиального Начальства дозволение на средства церкви расширить трапезную часть церкви на две стороны: северную и южную, по две сажени (по 4 метра) на каждую сторону. Одновременно же испрошено разрешение об устройстве нового предела церкви в честь Мученицы Параскевы. Все назначенные работы местными жителями были окончены к маю 1867 г и как говорится в летописи, весьма добросовестно и тщательно. Пределы с благословения Епископа Симбирского Евгения освящены в 1867 г. протоиереем села Усолья Сергием Преображенским, Южный предел во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 30 мая, а 31 мая — во имя Мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, освещен предел северный.
Во время перестройки храма, была обнаружена непрочность колокольни, стоявшей в связи с пределами церкви, на ней обнаружились большие трещины. Прихожане села решили на свои средства устроить новую каменную в 15 сажень высоты (32 м.). При бескорыстном и энергичном усердии колокольня окончательно была построена в 1869 г.
Вслед за окончанием устройства колокольни, в 1870 году крестьяне изъявили желание из общественной суммы сделать кругом церкви каменную ограду, что в и в том же году была устроена.
Из летописи мы знаем, что 15 января 1885 г. на средства настоятеля священника Михаила Фёдорова при храме была открыта женская церковно-приходская школа на 30 человек, что было для того времени очень необычно.
Так же из летописи сообщается, что с 15 ноября 1895 г. для прихожан церкви была открыта «Старо-Костычевская народная бесплатная библиотека-читальня». На 1896 г. всех читателей приходилось до 1500 человек, а берущих книг на дом 148 человек. Всего жителей в селе в 1895 г. проживало 4987 человек.
22 октября 1896 г. в день празднования Казанской Божьей Матери, после окончании литургии на церковной площади близ школы было совершено молебное пение Спасителю и Святым равноапостольным первоучителям и просветителям Кириллу и Мефодию с освящением нового здания Костычевской церковно-приходской женской школы. По окончании освящения, заведующий школою священник Михаил Федоров сказал прочувствованную речь о необходимости женского образования, о влиянии воспитательного значения образованной женщины. Это здание построено вблизи храма Божия, фасадом к солнечной стороне, здание просторное, светлое на 70 человек учащихся с помещением для дьякона учителя, особою кухней и надворными постройками. В 1896 г. в церковно-приходской школе обучается 53 девочки.
Нравственное состояние жителей прихода вместе с материальным благосостоянием непрестанно возрастало. Хорошие урожаи яблок и фруктов в садах предшествовали урожаю хлеба и крестьяне, выгодно продавшие ягоды и фрукты, на вырученные деньги своевременно убирали свой хлеб. Но бывали и не урожайные года, и эпидемии холеры. Тогда прихожане усиленно молились и каялись.
Начиная с 1900 года, все стало меняться. Заражённые идеями революции и неверием крестьяне все меньше посещали храм. Октябрьская революция коренным образом изменили церковную и религиозную жизнь прихода.
В 1922 г. после выхода декрета «Об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих» церковь была разграблена. А в конце 30-х г. перепрофилирована под хозяйские нужды.
В 1937 г были расстреляны последние священнослужители Вознесенской церкви: священник Павел Вениаминович Писарев (1877 г.р.) и дьякон Иван Дмитриевич Савичев (1896г.р.). С этого времени церковь Вознесения Господня была разрушена и прекратила своё существование. (Подвижники Самарской земли / авт.сост. И.Макаров, А.Жоголев. — Самара: [Духовный Собеседник], 1995.)
По свидетельству, церковь некоторое время использовалась под различные хозяйственные нужды, а после подожжена и разрушена до основания. На ее месте была построена прачечная, поскольку рядом находилась Волга.
В данной исследовательской работе предпринята попытка пробуждения интереса к истории своей малой родины. В ходе знакомства с архивными документами Сызранского филиала Центрального государственного архива Самарской области приобретен навык исследовательской и аналитической работы. Эта большая источниковая база позволила приоткрыть одну из страниц истории Сызранского уезда в конце XIX — начале XX века, познакомиться с деятельностью Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря и Прихода храма в честь Вознесения Господня, их закрытием и разрушением.
Также нахождение и изучение архивных документов дали возможность более легче представить историческую картину образовательной, социально-бытовой и духовно-нравственной жизни людей того времени.
Мы считаем, что такие исследования сегодня актуальны и необходимы. Выявляя все новые факты из истории религиозной жизни городов, а равно и общецерковной истории, мы тем самым, создаем полную картину происходящих в те годы событий. Пусть эта работа послужит одним из шагов на пути к осмыслению роли православных приходов и монастырей в истории Церкви и Православного государства. Правильное понимание истории приведет к осмыслению того, как надо строить духовное образование сегодня, а вместе с ним и возрождение духовности общества в целом.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях на уроках ОПК, классных часах, на уроках краеведения, во внеклассной работе, в учреждениях дополнительного образования, в работе библиотек и музеев.