Статья посвящена актуальной в настоящее время теме управления дебиторской задолженности предприятий, возможных в практике методов. Повышение актуальности вопроса управления дебиторской задолженностью связано с результатами пандемии коронавируса и карантинными ограничениями в мире, приведшим к перебоям в поставках и перевозках товаров предприятий, изменению приоритетов потребления потребителей, и закрытию предприятий. Проблемы выражаются в задержках и невозможностью оплаты.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью.
The article is devoted to the current topic of managing accounts receivable of enterprises, possible methods in practice. The increasing relevance of the issue of accounts receivable management is associated with the results of the coronavirus pandemic and quarantine restrictions in the world, which led to interruptions in the supply and transportation of goods to enterprises, changes in consumer consumption priorities, and the closure of enterprises. Problems are expressed in delays and inability to pay.
Keywords: receivables, receivables management.
Большое значение в продуктивном использовании оборотных средств имеет управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность — главный раздел финансовой политики организации. От политики управления дебиторской задолженностью зависит, будут ли средства предприятия безнадежно «заморожены» или эти средства послужат дополнительными внутренними резервами. Актуальность настоящего исследования связана с тем, что неправильный подход к управлению дебиторской задолженностью может привести к потере средств и ухудшению финансового здоровья организации. Управление дебиторской задолженностью напрямую влияет на доходность организации и формирует кредитную политику, возможности быстрого востребования долгов и снижения доли безнадежной задолженности. На эту тему, казалось бы, написано достаточно много научных работ, однако современные условия диктуют продолжать анализировать и совершенствовать пути к оптимизации дебиторской задолженности.
Теоретическая база исследования представлена значительным количеством научных разработок, рассматривающих различные моменты в понимании экономической сущности и управления дебиторской задолженностью и определяющих ее проблематику, начиная с основоположников практики учета и анализа дебиторской задолженности — представителей античного мира до экономических деятелей нынешнего времени.
Дебиторская задолженность — это причитающаяся организации сумма долгов от юридических и физических лиц при финансовых отношениях с ними.
Рассматривая понятие дебиторской задолженности как экономическое явление, проявляющееся в финансовых отношениях между дебитором и кредитором, можно подчеркнуть ряд определяющих ее моментов:
— дебиторская задолженность представляет собой один из видов оборотных активов организации;
— есть неполученная часть выручки от продаж;
— представляет собой вид особый вид отношений, появляющихся из договора, а также вследствие причинения ущерба и т. д.
Величину дебиторской задолженности можно рассчитать как произведение однодневного оборота дебиторской задолженности на ее оборачиваемость в днях.
К ряду показателей качества дебиторской задолженности относятся:
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в оборотах, рассчитываемый как отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности;
- период оборота дебиторской задолженности в днях, рассчитываемый как отношение 360 дней к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;
- коэффициент закрепления дебиторской задолженности — обратный коэффициенту оборачиваемости;
- доля дебиторской задолженности в текущих активах — отношение средней величины дебиторской задолженности к текущим активам;
- доля просроченной задолженности в общем объеме рассчитывается как отношение просроченной дебиторской задолженности к средней величине дебиторской задолженности;
- доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме — отношение сомнительной дебиторской задолженности к средней величине дебиторской задолженности;
- оборот покупателей дебиторской задолженности в днях представляет собой отношение 360 дней к коэффициенту оборачиваемости покупателей.
Классификацию дебиторской задолженности относительно можно представить в виде ряда групп, которые представлены на рисунке 1.
Дебиторская задолженность, в любом случае, будет иметь место. И это вполне нормальное явление. Вопрос в том, насколько она превышает установленные нормы. Организация самостоятельно устанавливает оптимальный остаток согласно политике планирования дебиторской задолженности в соответствие с объемами финансово-хозяйственной деятельности и в зависимости от специфики деятельности организации.
Планирование дебиторской задолженности представляет собой механизм заблаговременных финансовых расчетов, анализа результатов принятых решений. Соответственно, какими методами будет регулироваться уровень дебиторской задолженности, будет зависеть от оптимально-установленной нормы.
Выбор оптимального уровня дебиторской задолженности зависит от специфики деятельности каждого предприятия. Например, фирмы, у которых наблюдаются недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных издержек в себестоимости продукции, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем компании, работающие на полную мощность и имеющие низкую долю прибыли в выручке от реализации [2, с. 62].
При любом состоянии на предприятии целесообразно запланировать отдел по работе с дебиторской задолженностью, ответственные сотрудники которого целенаправленно будут вести работу по долгам разных категорий.
В случае, когда по поводу дебиторской задолженности не может возникнуть опасений, и по классификации она является нормальной, мероприятия носят профилактический характер. Организации можно предложить, помимо назначенных ответственных лиц, контролирующих и мониторящих сумму дебиторской задолженности, разработать и применять в работе методологические карты по работе с покупателями и заказчиками. В методологических картах содержится разработанный стандарт оценки клиентов, от новых до потенциальных, с выбором определенной кредитной политики. К каждой категории стандарта применяется определенный подход.
Рис.1. Классификация дебиторской задолженности [1, с. 48]
А также ответственными лицами Организации регулярно ведется мониторинг финансового состояния предприятий, с которыми заключены договора и заблаговременное оповещение о наступлении срока платежа.
Функции ответственных лиц по работе с дебиторской задолженностью должны быть документально закреплены во внутренних положениях, инструкциях и нормативах Организации, с пошаговым алгоритмом описания обязанностей и действий при различных возможных ситуациях.
При анализе групп сумм дебиторской задолженности по срокам возникновения, к примеру, с 30-дневным периодом, выявляются суммы сомнительной и безнадежной задолженности.
Таблица 1
Классификатор оценки покупателей и заказчиков
Категория |
Информация о клиенте |
Применяемые действия |
А |
новый клиент |
отказ, дополнительные гарантии, предоплата 100 %, залог, поручители. |
В |
разовое сотрудничество |
предоплата 50 %, |
С |
постоянный клиент |
без дополнительных гарантий, наличие скидок |
Таблица 2
Анализ фактического состояния дебиторской задолженности
Примечание. Составлено автором на основе источника [3, c. 189]
Просроченная дебиторская задолженность, представленная долгами, которые не были погашены в сроки, установленные по договору, сомнительная и безнадежная, представляет сложности для Организации, влияя на финансовую устойчивость и, вследствие этого требует повышенного внимания и кардинально-действенных мер.
Если у организации имеется сомнительная дебиторская задолженность, то должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам, созданный по результатам инвентаризации задолженности на момент последнего отчетного периода. Его размер устанавливается индивидуально касательно каждого должника.
Основная работа по возврату долга ответственными лицами ведется индивидуально с каждым предприятием-должником. Анализируется финансовое состояние должника, проводятся переговоры, договоры, звонки, оповещения, предлагаются компромиссные варианты в виде погашения долга за счет активов предприятия-должника.
К дополнительным методам погашения дебиторской задолженности относят:
— взаимозачет
— предоставление частичного погашения долга при расчете
— механизм факторинга, к преимуществам которого относятся немедленное получение большей части платежа, снижение рисков и вероятности трансформации сомнительного долга в безнадежный. Однако для оформления сделки необходим достаточно объемный пакет документов с обеих сторон для предъявления и значительная комиссия банку-посреднику.
— механизм цессии, минусом которой служит высокая стоимость.
— страхование дебиторской задолженности, преимуществом которого является кредиты в банке на выгодных для организации условиях. Минусом является высокая стоимость услуги.
Безнадежная дебиторская задолженность — это сумма, которую организация не может взыскать с должника по причине отсутствия имущества к взыскиванию, по причине истечения срока исковой давности, ликвидации предприятия, банкротства должника.
Касательно безнадежных невозвратов также необходим анализ финансового состояния и в качестве завершающей стадии передача информации юристам. Если предприятие может позволить себе, запланировать Отдел по взыскиванию безнадежной задолженности или Бюро по взыскиванию задолженности, где назначенные лица будут искать пути возврата долгов с юридической стороны, получать доступы к информации о наличии активов предприятия-должника, к наличию счетов владельцев, информации по поручителям, если таковые имеются, занимаются судебными разбирательствами и т. д.
Судебные разбирательства занимают определенное время, что влечет за собой потерю стоимости дебиторской задолженности и не гарантируют положительного результата.
Политика управления дебиторской задолженностью предусматривает ряд мер и методов, имеющих свои плюсы и минусы. Чем сложнее ситуация с задолженностью, тем меры глобальнее по времени и по затратам. Именно поэтому Организации не стоит надеяться на действия юристов Отдела по взыскиванию, а жестко контролировать механизм производства продаж законодательно доступными подходами.
Литература:
- Гордиенко М. С. Дебиторская задолженность лизинговой компании: учебное пособие/М. С. Гордиенко [и др.]. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 128 с.
- Закирова О. В. Управление финансовыми потоками и бюджетирование на предприятии/ О. В. Закирова, Е. Е. Гамова. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. — 156 с.
- Воронина М. В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров/ М. В. Воронина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. — 384 с.
- Арутюнов Ю. А. Антикризисное управление: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ю. А. Арутюнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 327,329
- Непримеров С. Н. Управление дебиторской задолженностью предприятия // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 200–202.
- Тарасова Е. Ю. Управление дебиторской задолженностью// Управление. — 2015. — № 4 (10). — С. 41–48.
- Гусельникова, Т. А. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации / Т. А. Гусельникова; Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). — Новосибирск: б.и., 2021. — 63 с.: схем., диагр., табл. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=618557 (дата обращения: 18.03.2022).