Данная статья рассматривает использование проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного на примере обсуждения вопросов раздельного сбора мусора. Статья содержит в себе практическую значимость, цели обучения, а также компетенции, приобретаемые в процессе обучения. Представлены рекомендации по проведению интерактивного урока и примеры финальных заданий.
Ключевые слова: проектная деятельность, русский язык как иностранный, экология
В настоящее время вопросы экологии играют значимую роль. «Зеленый» тренд захватывает жителей всего мира и заставляет каждого хоть на мгновение задуматься об экологической безопасности. Анализ современного состояния окружающей среды позволяет нам говорить о критической, а в некоторых регионах России и вовсе катастрофической ситуации. Именно в связи со стремительным научно-техническим прогрессом в XX веке мы видим сейчас результаты экологических проблем, которые отражаются на повседневной жизни людей. [1, с. 418]
Эта глобальная проблема тесно связана с противоречием, возникшем в обществе. С одной стороны, население мира не осознает масштабы угрозы окружающей среде или просто не видят смысла в изменении своего жизненного уклада по разным причинам. Но в это же время другая группа людей озабочена вопросами экологии. И если не все готовы посвятить свою жизнь помощи планете, то многие готовы в одиночку маленькими шагами снизить негативное воздействие на экологию. Отсюда появляются экологические активисты, которые повышают спрос на знание об окружающей среде.
Если есть заинтересованность в проблеме экологии, значит возникнет необходимость в использовании новых слов и выражений при обсуждении этого вопроса на иностранном языке. Ведь вопросы экологии затрагивают все страны, а значит важно говорить о них на всех языках мира. Таким образом, можно сказать, что перед нами проблема отсутствия знаний об экологической безопасности на иностранном языке.
Проектная деятельность как метод обучения появился в начале прошлого столетия на Западе и сразу же зарекомендовал себя как один из эффективных способов обучения. Сочетание теоретических знаний о предмете и практических заданий для решения конкретных задач помогает сделать работу обучающихся наиболее продуктивной. [2, с. 208] Проектная деятельность в свою очередь предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это позволяет сместить акцент с исключительно лингвистического на содержательный. Так учащиеся могут размышлять на различные темы одновременно с закреплением и изучением нового материла. [3, с. 302]
Современный дискурс в области педагогических наук уже долгое время сосредоточен на необходимости применения инновационных технологий. И проектная деятельность позволяет закрепить полученные знания на практике, в том числе в процессе решения сложных кейсов, на которые трудно найти ответ. [4, с. 154] Очевидными достоинствами такого метода исследователи выделяют повышение мотивации и личной уверенности учащихся; развитие «командного духа», коммуникабельности и умения сотрудничать; обеспечение критического мышления и исследовательских умений, а также возможность мыслить творчески и искать новые пути решения проблем. [5, с. 102]
Основной целью проекта следует рассматривать изучение иностранного языка. Необходимо обратить внимание на новые слова и выражения, грамматические структуры и лексику, которая возникает у русскоговорящих носителей языка при описании проблемы. Выражение причинности, способов решения ситуаций, описание статистических данных, вынесение рекомендаций и советов станут сопутствующими темами в курсе изучения русского как иностранного.
Формирование коммуникативной компетенции в свою очередь является основной целью данного проекта. Поскольку предполагается групповая или парная работа обучающихся, то каждый из членов команды получит не только способность выражать свои мысли о проблеме опираясь на знание иностранного языка, но и возможность работать в команде. Поиск информации, ее обработка, обсуждение, обмен мнениями позволят развить коммуникативную компетенцию через устное общение или письмо. И наконец, одновременно с этим вырабатывается умение как слышать, как и слушать мнение оппонента при этом уважая его точку зрения. [6, с. 265]
Дополнительной целью проекта является привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам, их мотивация на изменение привычного образа жизни и акцент на осознанном потреблении. Эта цель носит гуманистический и просветительский характер, что развивает не только коммуникативные навыки общения, но и общий культурный фон участников.
Наконец, одним из важных компонентов обучения является формирование всестороннее развитой личности, способной к полноценной межкультурной коммуникации на русском языке. Это предполагает адаптацию иностранных студентов к российским реалиям, повышение их мотивации к изучению русского языка, усвоение российской культуры общения. [7, с. 144]
При создании курса уроков, посвященных вопросам раздельного сбора мусора в России, рекомендуется соблюдать структурный план с соответствующими этапами. Вводная часть предполагает общее обсуждение экологических проблем и организационные вопросы. Теоретическая часть может быть представлена в формате интерактивной обучающей лекции от преподавателя, изучение или закрепление новых выражений и грамматических конструкций. Практическая часть сфокусирована исключительно на групповой работе учащихся, создание информационного текста, работа над употреблением новых лексических единиц, а также работа с видеоматериалами, создание собственного финального продукта. И наконец, презентация результатов, обсуждение проделанной работы и рефлексия самих обучающихся о процессе изучения.
В качестве итогового проекта предлагается подготовить видеоматериалы по разным тематикам. На данный момент предлагается три темы для выполнения задания участниками. Они отображают основную идею финального материала. Возможные темы для финального продукта:
1) Руководство по правильной сортировке мусора;
2) Мастер-класс повторного использования вещей;
3) Ближайшие точки раздельного сбора мусора.
Рекомендуется обратиться к успешной реализации смежного проекта Эко Послание, проведенного экологическим правовым центром «Белонна». [8] Несмотря на то, что ЭкоПослание проводилось для уроков английского языка, важно обратить внимание на формат презентации новой лексики и интересные статьи на русском языке для подбора аутентичных текстов. Компания «Беллона» на своем сайте предлагает массив учебных материалов для проведения ликбезов и просветительских проектов.
Необходимо обращать внимание на возраст участников проекта, то необходимо обратиться к теории поколений, представленной разными авторами в научной литературе. Например, поколение Y рожденное с 1989 по 1999 годы по статистике отдают приоритет сохранению природы, нежели чем экономическому росту. Поколение Z тоже готовы работать с вопросами экологии, но с вовлечением науки и современных технологий. [9] Но стоит отметить, что ни одно поколение не отрицает экологических проблем, а значит в равной мере будут заинтересованы в проекте. Следовательно, рекомендуется ориентироваться на возраст и предпочтения участников проекта, чтобы сделать работу более интересной и направленной на личные интересы.
Представление материала студентам на этапе теоретической части рекомендуется использовать информационные технологии и проводить занятие в интерактивном формате. Материал необходимо подавать в сопровождении с объяснением сложных терминов, а также вопросами на понимание услышанного или прочитанного. Исследователи уже давно пришли к выводу о том, что в современных реалиях работа в интерактивном формате, как и работа с видеоматериалами максимально продуктивна по сравнению с другими видами изучения иностранного языка. [10, с. 169]
Таким образом, в данной статье рассматривалась возможность применения метода проектной деятельности на уроках русского как иностранного на примере обсуждения вопросов экологии. Освящена практическая значимость проблемы, установлены цели обучения и обозначены компетенции, которые приобретаются в процессе изучения. Предоставлен общий план проведения интерактивных занятий и определены примерные финальные продукты.
Вопрос раздельного сбора мусора не только касается обучающихся, дискутирующих о проблемах экологии в академической среде, но и полезен для общекультурного развития каждого осознанного гражданина в настоящее время. Поэтому в курсе для изучения русского языка как иностранного следует уделить большое внимание экологии и осознанному потреблению в XXI веке.
Литература:
- Махотлова, М. Ш. Экологическая проблема современного мира / М. Ш. Махотлова, Д. И. Трамова. — Текст: непосредственный // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. — 2016. — №. — С. 416–419.
- Криницкая, М. Ю. Метод проектов на уроках русского языка как иностранного / М. Ю. Криницкая. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — №. — С. 207–216.
- Шмалько-Затинацкая, С. А. Проектная методика на примере преподавания РКИ / С. А. Шмалько-Затинацкая, О. С. Храброва. — Текст: непосредственный // Инновационные технологии в науке и образовании. — 2016. — № 1–1. — С. 300–304.
- Филиппова, В. О. Инновационные технологии в развитии коммуникативной личности преподавателя русского языка как иностранного в период обучения в магистратуре / Филиппова, В. О. — Текст: непосредственный // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3(63). — С. 152–156.
- Турсунова, О. С. Применение проектных работ в преподавании иностранных языков / О. С. Турсунова, С. Н. Хамидова. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2019. — № 8–3(49). — С. 101–102.
- Мамедова Т. Виды проектов, используемых на уроках русского языка как иностранного / Мамедова, Т. — Текст: непосредственный // Слово о слове: исследования молодых ученых-филологов. — Астрахань: Астраханский университет, 2021. — С. 264–269.
- Дмитриева, Д. Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку / Д. Д. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — № 3(28). — С. 43–45.
- О Беллоне. — Текст: электронный // Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА»: [сайт]. — URL: https://bellona.ru/about/ (дата обращения: 15.05.2022).
- Бабаева, Р. «Зеленые» и трендовые: как работать с поколениями по вопросам экологии / Р. Бабаева. — Текст: электронный // RUSGENERATIONS — Российская школа теории поколений: [сайт]. — URL: https://rugenerations.su/2021/07/30/зеленые-и-трендовые-как-работать-с-п/ (дата обращения: 15.05.2022).
- Нефедов, И. В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ / И. В. Нефедов. — Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2018. — № 2. — С. 168–179.