Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сегодняшний момент призвана обеспечить информационная база данных Единого государственного реестра недвижимости.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, государственный кадастровый учет, государственная регистрация, недвижимое имущество.
Земельное законодательство дает гражданам и юридическим лицам довольно широкие права по владению и пользованию земельными участками. Но так как существуют определенные нормы и требования по отношению к земле, государство систематически выполняет проверку с целью выявления нарушений для дальнейшего их устранения.
Данными полномочиями обладает государственный земельный надзор и муниципальный контроль. В компетенции органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными инспекторами плановые и внеплановые проверки, выдача предписаний и контроль за их выполнением [1]. Органы, уполномоченные проводить мероприятия по выявлению нарушений в области земельного законодательства должны осуществлять свою деятельность в соответствии с регламентом, представленным в первом разделе данной работы и четко взаимодействовать друг с другом.
Проведение проверок за соблюдением земельного законодательства условно можно разделить на несколько этапов, которые фактически описывают порядок проведения данной процедуры.
При подготовке к проведению проверки инспектор на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, устанавливает:
– кадастровый номер и местоположение проверяемого земельного участка;
– категорию земель, на которой расположен земельный участок и вид разрешенного использования;
– площадь и план земельного участка;
– правообладателя и вид его права, номер правоустанавливающего документа и наименование органа, выдавшего его.
При проведении мероприятий по контролю за соблюдением земельного законодательства инспектор обследует земельный участок и проводит необходимые инструментальные измерения. По результатам проверки он обязан составить акт проверки, независимо от того обнаружено ли нарушение. При выявлении нарушения к акту прикладывается предписание, в котором указываются виды нарушения и сроки их устранения.
В настоящее время ситуация с осуществлением государственного и муниципального земельного контроля (надзора) неоднозначная, что, возможно, связано с недостаточно эффективной работой. Несмотря на то, что количество плановых проверок увеличивается, число устраненных нарушений уменьшается, что говорит об ухудшении эффективности контрольно-надзорной деятельности [2].
На территории Ростовской области органами, занимающимися контрольно-надзорной деятельностью, являются Департамент имущественно-земельных отношений, Росреестр, Росприроднадзор и другие ведовства.
Для хорошей и качественной работы указанные органы каждый год разрабатывают планы проверок, которые в свою очередь подлежат согласованию с органами прокуратуры. В зависимости от того, насколько тщательно и корректно будет составлен этот план, настолько результативными будут и сами проверки. Для того, чтобы наглядно увидеть динамику выявления и устранения правонарушений, выявленных в рамках проведения государственного земельного надзора на территории Российской Федерации, можно проанализировать результаты проверок за последние 5 6 лет в соответствии с официальными данными на портале Росреестра [3].
Специфика основных правонарушений связана с самовольным занятием земельных участков, использованием их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, с невыполнением предписаний государственного земельного инспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, с неповиновением требований госземинспектора или с воспрепятствованием осуществлению им служебных обязанностей, а также с использованием земель не по целевому назначению.
Несмотря на систематические корректировки законодательства, регламентирующего контрольно-надзорную систему в области земельно-имущественных отношений и соответственно совершенства проведения проверок, регламентируемых нормами действующего законодательства, на территории Ростовской области постоянно ведется работа по государственному надзору и муниципальному контролю, которая направлена на выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.
Сопоставляя количество выявленных нарушений и устраненных видна разница, причем ликвидация нарушений происходит в среднем в 50 процентах случаев. Анализируя графики, стоит отметить, что с каждым годом нарушений по количеству становится меньше, но это не исключает того факта, что меры борьбы с нарушениями реализуются слабо и обуславливает необходимость совершенствования мер пресечения и более эффективной работы уполномоченных органов по проведению соответствующих мероприятий.
Литература:
- ГИСОД ДИЗО: обобщенная база данных, сгенерированная путем межведомственного взаимодействия геоинформационных систем обеспечения деятельности департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону- URL: http://www.ifrigate.ru/project_more.html?vid=priklad&id=350 (дата обращения 28.04.2022).
- О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»): Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестра: URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrolnadzor/ (дата обращения 17.04.2022).