Анализ эффективности управления ассортиментом ООО «Суксунское» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Тихомирова, Е. М. Анализ эффективности управления ассортиментом ООО «Суксунское» / Е. М. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 510-513. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91794/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность темы исследования определена тем, что молочная продукция является основным элементом обеспечения полноценной жизнедеятельности человека. В свою очередь, тенденции современного потребителя этой продукции приводят к необходимости постоянного изучения и расширения ассортимента производственных предприятий с учетом пожеланий основных целевых групп.

Данное исследование выполнено на примере производственного предприятия ООО «Суксунское», которое осуществляет полный цикл производства основных видов молочной продукции (молока, масла, сыров, сметаны, сливок и т. п.)

Первоначально в рамках изучения темы необходимо обратиться к общему понятию ассортимента продукции, особенностям управления ассортиментной политикой сельскохозяйственных предприятий.

В. А. Горовенко предлагает рассматривать ассортимент в виде набора товаров, которые объединяются по каким- либо признакам, а признаки, в свою очередь определяются видами, классами, группами, моделями, размерами, цветовой характеристикой или другими соответствующими признаками отдельного наименования товарной единицы [2, с. 83].

А. В. Петрова указывает на то, что управление товарным портфелем обеспечивает предприятию поддержку его конкурентных позиций и связь между отбором товаров и конкурентной стратегией. Его осуществляют с целью максимизации общей ценности (стоимости), созданной портфелем, во время балансировки между рисками и производительностью [3, с. 75].

Для любого производственного предприятия характерно использование собственной ассортиментной номенклатуры продукции и товаров. Но превалирует использование простого или сложного ассортимента.

Многие авторы отмечается высокую зависимость эффективной системы управления ассортиментом в сельскохозяйственных организациях с функциями маркетинга, которые в свою очередь в анализируемой отрасли недостаточно развиты [1, с. 107].

ООО «Суксунское» осуществляет деятельности в области разведения молочного крупного рогатого скота и производства сырого молока. В последнее время данное сельскохозяйственное предприятие активизировано производство молочной продукции, которая упакована с соответствующим узнаваемым логотипом.

Более подробно в таблице 1 рассмотрим динамику и структуру выпущенной продукции.

Таблица 1

Динамика и структура выпущенной продукции ООО «Суксунское» за 2019–2021 гг., ц

Наименование показателя

Фактическое значение показателей за период

Изменение за 2019/2021 гг.

2019 год

2020 год

2021 год

Ц.

Уд. вес., %

Ц.

Уд. вес, %

Ц.

Уд. вес, %

Ц.

Прирост, %

Уд. вес, %

Молоко питьевое пастеризованное

29915,7

94,7

33730,3

95,1

36163,7

96,9

6248

20,9

2,2

Сливки

393,9

1,2

512,5

1,4

387,1

1,0

-6,8

-1,7

-0,2

Масло сливочное

152,2

0,5

74,1

0,2

45,1

0,1

-107,1

-70,4

-0,4

Продукты сырные и творог

555,3

1,8

532,4

1,5

376

1,0

-179,3

-32,3

-0,8

Прочие молочные продукты

573,2

1,8

609,8

1,7

346,4

0,9

-226,8

-39,6

-0,9

Всего

31590,3

100,0

35459,1

100,0

37318,3

100,0

5728

18,1

0,0

В 2021 году по отношению к показателю 2020 года наблюдается увеличение только доли питьевого пастеризованного молока на фоне снижения удельного веса всех других видов выпускаемой молочной продукции ООО «Суксунское».

В таблице 2 представим структуру ассортимент произведенной продукции по объемам полученной выручки от реализации.

Таблица 2

Динамика и структура реализованной продукции ООО «Суксунское» за 2019–2021 гг., тыс. рублей

Наименование показателя

Фактическое значение показателей за период

Изменение за 2019/2021 гг.

2019 год

2020 год

2021 год

Тыс. руб.

Уд. вес., %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Прирост, %

Уд. вес, %

Молоко питьевое пастеризованное

63830

84,5

73500

83,0

93769

84,1

29939

46,9

-0,3

Сливки

1378

1,8

3622

4,1

3749

3,4

2371

172,1

1,5

Масло сливочное

3967

5,2

5653

6,4

2470

2,2

-1497

-37,7

-3,0

Продукты сырные и творог

4692

6,2

3566

4,0

8016

7,2

3324

70,8

1,0

Прочие молочные продукты

1711

2,3

2224

2,5

3462

3,1

1751

102,3

0,8

Всего

75578

100,0

88565

100,0

111466

100,0

35888

47,5

0,0

Таким образом, представленные в таблице 2 данные указывают на существенный прирост объема полученной выручки от реализации сливок, сырных продуктов, творога и питьевого пастеризованного молока.

Для оценки эффективности управления ассортиментом необходимо проанализировать рентабельность производства продукции с учетом цены за единицу (ц.) и затраченными средствами (себестоимость на ц. продукции).

На рисунке 1 отразим сравнительную характеристику рентабельности продаж отдельных видов продукции, выпускаемой и реализуемой ООО «Суксунское».

Динамика рентабельности продаж продукции ООО «Суксунское», %

Рис. 1. Динамика рентабельности продаж продукции ООО «Суксунское», %

На основании данных рисунка 1 необходимо сделать выводы о положительном росте рентабельности продаж по сливкам с отрицательного значения до 5,6 % в 2021 году. Но за трехлетний период отмечается снижение рентабельности продаж питьевого пастеризованного на 2,8 % и рентабельности продажи сливочного масла на 6,1 %. Отмечен положительный рост рентабельности продаж по прочим молочным продуктам на 16,4 % и по сырным продуктам и творогу на 17,1 %.

За трехлетний период на фоне роста рентабельности продаж по прочим молочным продуктам их общий объем в производстве был снижен на 32,3 %, а по производству сырных продуктов и творога на 39,6 % несмотря на их высокую экономическую эффективность. Аналогично на фоне увеличения рентабельности продаж сливок их доля в общем объеме производства была снижена.

На рисунке 2 представлена аналогичная сравнительная оценка рентабельности затрат по всем видам произведенной продукции

Динамика рентабельности затрат продукции ООО «Суксунское», %

Рис. 2. Динамика рентабельности затрат продукции ООО «Суксунское», %

На основании данных рисунка 2 необходимо сделать выводы о том, что на фоне снижения рентабельности продаж за трехлетний период по производству и реализации питьевого пастеризованного молока на 3,2 % и снижение рентабельности затрат на 3,2 % объем производства этого вида продукции существенного увеличивается.

Максимальный рост рентабельности затрат за трехлетний период наблюдается по производству сливок (рост на 62,2 %), сырной продукции и творога на 17,5 % и по прочей молочной продукции на 21,1 %, несмотря на факт снижения общего объема выпуска данных видов продукции и их реализации на рынке.

Таким образом, на фоне существенного роста рентабельности продаж и рентабельности затрат по производству сырных продуктов, творога и прочей молочной продукции ООО «Суксунское» по этим видам ассортиментных позиций снижает объемы производства.

По результатам данного исследования сделаны выводы о том, что ассортимент — это группа товарных позиций, объединенных характерными признаками или совокупностью признаков. В аспекте организации деятельности производственного предприятия ассортимент в большей степени рассматривается как товарный ассортимент и соотносится с элементами товарного портфеля производителя.

В деятельности ООО «Суксунское» выявлена недостаточно эффективная система управления ассортиментом, так как по некоторым товарным позициями в условиях роста рентабельности продаж и рентабельности затрат наблюдается противоположное снижение производства. Соответственно, необходим тщательный анализ реализуемой ассортиментной политики, проведение анализа потребительских предпочтений целевых рынков сбыта, и принятия эффективных управленческих решений в сфере оптимизации ассортимента для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности на рынке.

Литература:

  1. Баранова, Л. С. Анализ основных компонентов управления продажами предприятия пищевой промышленности / Л. С. Баранова // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 3. — С. 105–108.
  2. Горовенко, В. А. Оптимизация товарного портфеля как фактор повышения экономической эффективности производственного предприятия / В. А. Горовенко // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты. Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч.. Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «ДОННТУ». Горловка, — 2021. — С. 82–88.
  3. Петрова, А. В. Факторы, оказывающие влияние на формирование товарного ассортимента предприятия / А. В. Петрова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 4–2 (74). — С. 74–77.
  4. Сабетова, Т. В. Анализ ассортимента аграрного предприятия как способ обоснования планов и решений / Т. В. Сабетова, А. А. Толстых // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектория развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курск, — 2020. — С. 91–96.
Основные термины (генерируются автоматически): уды, трехлетний период, вес, питьевое пастеризованное молоко, продукт, молочная продукция, положительный рост рентабельности продаж, производственное предприятие, прочая молочная продукция, фактическое значение показателей.


Задать вопрос