Актуальность темы исследования определена тем, что молочная продукция является основным элементом обеспечения полноценной жизнедеятельности человека. В свою очередь, тенденции современного потребителя этой продукции приводят к необходимости постоянного изучения и расширения ассортимента производственных предприятий с учетом пожеланий основных целевых групп.
Данное исследование выполнено на примере производственного предприятия ООО «Суксунское», которое осуществляет полный цикл производства основных видов молочной продукции (молока, масла, сыров, сметаны, сливок и т. п.)
Первоначально в рамках изучения темы необходимо обратиться к общему понятию ассортимента продукции, особенностям управления ассортиментной политикой сельскохозяйственных предприятий.
В. А. Горовенко предлагает рассматривать ассортимент в виде набора товаров, которые объединяются по каким- либо признакам, а признаки, в свою очередь определяются видами, классами, группами, моделями, размерами, цветовой характеристикой или другими соответствующими признаками отдельного наименования товарной единицы [2, с. 83].
А. В. Петрова указывает на то, что управление товарным портфелем обеспечивает предприятию поддержку его конкурентных позиций и связь между отбором товаров и конкурентной стратегией. Его осуществляют с целью максимизации общей ценности (стоимости), созданной портфелем, во время балансировки между рисками и производительностью [3, с. 75].
Для любого производственного предприятия характерно использование собственной ассортиментной номенклатуры продукции и товаров. Но превалирует использование простого или сложного ассортимента.
Многие авторы отмечается высокую зависимость эффективной системы управления ассортиментом в сельскохозяйственных организациях с функциями маркетинга, которые в свою очередь в анализируемой отрасли недостаточно развиты [1, с. 107].
ООО «Суксунское» осуществляет деятельности в области разведения молочного крупного рогатого скота и производства сырого молока. В последнее время данное сельскохозяйственное предприятие активизировано производство молочной продукции, которая упакована с соответствующим узнаваемым логотипом.
Более подробно в таблице 1 рассмотрим динамику и структуру выпущенной продукции.
Таблица 1
Динамика и структура выпущенной продукции ООО «Суксунское» за 2019–2021 гг., ц
Наименование показателя |
Фактическое значение показателей за период |
Изменение за 2019/2021 гг. |
|||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||||
Ц. |
Уд. вес., % |
Ц. |
Уд. вес, % |
Ц. |
Уд. вес, % |
Ц. |
Прирост, % |
Уд. вес, % |
|
Молоко питьевое пастеризованное |
29915,7 |
94,7 |
33730,3 |
95,1 |
36163,7 |
96,9 |
6248 |
20,9 |
2,2 |
Сливки |
393,9 |
1,2 |
512,5 |
1,4 |
387,1 |
1,0 |
-6,8 |
-1,7 |
-0,2 |
Масло сливочное |
152,2 |
0,5 |
74,1 |
0,2 |
45,1 |
0,1 |
-107,1 |
-70,4 |
-0,4 |
Продукты сырные и творог |
555,3 |
1,8 |
532,4 |
1,5 |
376 |
1,0 |
-179,3 |
-32,3 |
-0,8 |
Прочие молочные продукты |
573,2 |
1,8 |
609,8 |
1,7 |
346,4 |
0,9 |
-226,8 |
-39,6 |
-0,9 |
Всего |
31590,3 |
100,0 |
35459,1 |
100,0 |
37318,3 |
100,0 |
5728 |
18,1 |
0,0 |
В 2021 году по отношению к показателю 2020 года наблюдается увеличение только доли питьевого пастеризованного молока на фоне снижения удельного веса всех других видов выпускаемой молочной продукции ООО «Суксунское».
В таблице 2 представим структуру ассортимент произведенной продукции по объемам полученной выручки от реализации.
Таблица 2
Динамика и структура реализованной продукции ООО «Суксунское» за 2019–2021 гг., тыс. рублей
Наименование показателя |
Фактическое значение показателей за период |
Изменение за 2019/2021 гг. |
|||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||||
Тыс. руб. |
Уд. вес., % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Прирост, % |
Уд. вес, % |
|
Молоко питьевое пастеризованное |
63830 |
84,5 |
73500 |
83,0 |
93769 |
84,1 |
29939 |
46,9 |
-0,3 |
Сливки |
1378 |
1,8 |
3622 |
4,1 |
3749 |
3,4 |
2371 |
172,1 |
1,5 |
Масло сливочное |
3967 |
5,2 |
5653 |
6,4 |
2470 |
2,2 |
-1497 |
-37,7 |
-3,0 |
Продукты сырные и творог |
4692 |
6,2 |
3566 |
4,0 |
8016 |
7,2 |
3324 |
70,8 |
1,0 |
Прочие молочные продукты |
1711 |
2,3 |
2224 |
2,5 |
3462 |
3,1 |
1751 |
102,3 |
0,8 |
Всего |
75578 |
100,0 |
88565 |
100,0 |
111466 |
100,0 |
35888 |
47,5 |
0,0 |
Таким образом, представленные в таблице 2 данные указывают на существенный прирост объема полученной выручки от реализации сливок, сырных продуктов, творога и питьевого пастеризованного молока.
Для оценки эффективности управления ассортиментом необходимо проанализировать рентабельность производства продукции с учетом цены за единицу (ц.) и затраченными средствами (себестоимость на ц. продукции).
На рисунке 1 отразим сравнительную характеристику рентабельности продаж отдельных видов продукции, выпускаемой и реализуемой ООО «Суксунское».
Рис. 1. Динамика рентабельности продаж продукции ООО «Суксунское», %
На основании данных рисунка 1 необходимо сделать выводы о положительном росте рентабельности продаж по сливкам с отрицательного значения до 5,6 % в 2021 году. Но за трехлетний период отмечается снижение рентабельности продаж питьевого пастеризованного на 2,8 % и рентабельности продажи сливочного масла на 6,1 %. Отмечен положительный рост рентабельности продаж по прочим молочным продуктам на 16,4 % и по сырным продуктам и творогу на 17,1 %.
За трехлетний период на фоне роста рентабельности продаж по прочим молочным продуктам их общий объем в производстве был снижен на 32,3 %, а по производству сырных продуктов и творога на 39,6 % несмотря на их высокую экономическую эффективность. Аналогично на фоне увеличения рентабельности продаж сливок их доля в общем объеме производства была снижена.
На рисунке 2 представлена аналогичная сравнительная оценка рентабельности затрат по всем видам произведенной продукции
Рис. 2. Динамика рентабельности затрат продукции ООО «Суксунское», %
На основании данных рисунка 2 необходимо сделать выводы о том, что на фоне снижения рентабельности продаж за трехлетний период по производству и реализации питьевого пастеризованного молока на 3,2 % и снижение рентабельности затрат на 3,2 % объем производства этого вида продукции существенного увеличивается.
Максимальный рост рентабельности затрат за трехлетний период наблюдается по производству сливок (рост на 62,2 %), сырной продукции и творога на 17,5 % и по прочей молочной продукции на 21,1 %, несмотря на факт снижения общего объема выпуска данных видов продукции и их реализации на рынке.
Таким образом, на фоне существенного роста рентабельности продаж и рентабельности затрат по производству сырных продуктов, творога и прочей молочной продукции ООО «Суксунское» по этим видам ассортиментных позиций снижает объемы производства.
По результатам данного исследования сделаны выводы о том, что ассортимент — это группа товарных позиций, объединенных характерными признаками или совокупностью признаков. В аспекте организации деятельности производственного предприятия ассортимент в большей степени рассматривается как товарный ассортимент и соотносится с элементами товарного портфеля производителя.
В деятельности ООО «Суксунское» выявлена недостаточно эффективная система управления ассортиментом, так как по некоторым товарным позициями в условиях роста рентабельности продаж и рентабельности затрат наблюдается противоположное снижение производства. Соответственно, необходим тщательный анализ реализуемой ассортиментной политики, проведение анализа потребительских предпочтений целевых рынков сбыта, и принятия эффективных управленческих решений в сфере оптимизации ассортимента для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности на рынке.
Литература:
- Баранова, Л. С. Анализ основных компонентов управления продажами предприятия пищевой промышленности / Л. С. Баранова // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 3. — С. 105–108.
- Горовенко, В. А. Оптимизация товарного портфеля как фактор повышения экономической эффективности производственного предприятия / В. А. Горовенко // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты. Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч.. Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «ДОННТУ». Горловка, — 2021. — С. 82–88.
- Петрова, А. В. Факторы, оказывающие влияние на формирование товарного ассортимента предприятия / А. В. Петрова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 4–2 (74). — С. 74–77.
- Сабетова, Т. В. Анализ ассортимента аграрного предприятия как способ обоснования планов и решений / Т. В. Сабетова, А. А. Толстых // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектория развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курск, — 2020. — С. 91–96.