Тщательный анализ проблем социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Калининградской области показал, что на данный момент отсутствует целенаправленная государственная семейная политика в качестве самостоятельного направления деятельности органов государственной и муниципальной власти. Правоотношения между семьями и государством, урегулированные нормами социально-обеспечительного законодательства, складываются зачастую без учета реальных интересов семей, в том числе многодетных, стихийно. Реальное воплощение этих норм законодательства должно быть последовательно и непротиворечиво.
Перед руководством Калининградской области на современном этапе должны быть поставлены следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; обеспечение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи.
Для устранения противоречивого характера предметной области и системы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства нами были сделаны предложения по ее оптимизации.
Ключевые слова: оптимизация, социальное обеспечение, семья, материнство, отцовство, детство, мотивация, муниципальные служащие, социальная защита, государственная поддержка.
A thorough analysis of the problems of social protection of the family, motherhood, fatherhood and childhood in the Kaliningrad region has shown that at the moment there is no purposeful state family policy as an independent area of activity of state and municipal authorities. Legal relations between families and the state, regulated by the norms of social security legislation, often develop without taking into account the real interests of families, including those with many children, spontaneously. The real implementation of these legal norms should be consistent and consistent. The following tasks should be set before the leadership of the Kaliningrad Region at the present stage: fulfilling obligations for social support of families with children; ensuring the needs of families and children in social services; creating favorable conditions for the life of the family, the functioning of the family institution to eliminate the contradictory nature of the subject.
Keywords: optimization, social security, family, motherhood, fatherhood, childhood, motivation, municipal employees, social protection, state support.
Изучая основные проблемы законодательства в области социального обеспечения семей, можно сформировать мнение о том, что нарушения права человека на социальную защиту порождаются несовершенствами нормативно-правовых актов и выработавшейся правоприменительной деятельности. Чтобы их исключить или минимизировать, надо отказаться от принятия необдуманных, «быстрых» решений, выработать долговременную научно обоснованный алгоритм развития социального обеспечения, отвечающую для начала интересам человека, а экономической сферы [4].
В ходе интервью с заместителем директора Центра Бушмакиной Еленой Николаевной были определены основные проблемные зоны в деятельности ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» и предложены пути их решения.
Проблема: Большой объем выполняемой работы специалистами учреждения и постоянный рост круга обязанностей, в то время как уровень оплаты труда остается на прежнем уровне, так как индексация должностных окладов сотрудников производилась достаточно давно.
Путь решения: постоянная работа по мотивации сотрудников в процессе курсов повышения квалификации, а при возможности — ротация кадров (выездные мастер-классы работников структурных подразделений Центра, обмен опытом между структурными подразделениями путем проведения выездных конференций, перемещение сотрудников с их письменного согласия в другие структурные подразделения с целью взаимопомощи и обмена опытом среди сотрудников Центра).
Предлагаем также активно использовать нематериальные мотиваторы, влияющие на производительность труда: предоставление отгула, похвала на общих собраниях, грамоты и дипломы за проделанную работу, предоставление возможности отдыха в санаториях Калининградской области за счет средств бюджета.
Проблема: слабое техническое оснащение учреждения (дефицит бюджетных денежных средств на приобретение дополнительного оборудования).
Путь решения: за счет средств регионального бюджета с привлечением средств федерального бюджета произвести оснащённость каждого из подразделений Центра современной компьютерной сетью с выходом в Интернет; оборудование компьютерного класса в каждом из подразделений с учетом санитарно-гигиенических норм, требований техники безопасности и противопожарных норм, обосновав данные расходы тем, что техническая оснащенность Центра — залог для творческого саморазвития работников Центра, сохранения и поддержания их здоровья и, следовательно — работоспособности.
Проблема: низкий уровень информационной образованности среди населения Калининградской области, что увеличивает потребность населения в консультациях у специалистов Центра, также увеличивает количество жалоб на несправедливость решений, принимающихся на государственном уровне.
Путь решения: ведение работы по информированию населения об оказываемых Центром услугах путем предоставления информационных материалов на бумажном и электронном носителях через Многофункциональные центры Калининградской области, а также работы с обучающимися профильных классов школ, колледжей и ВУЗов.
В результате опроса сотрудников Центра был выявлен ряд проблем в работе ОГКУ «Центр социальной поддержки населения»:
слабое техническое оснащение учреждения;
недостаточное использование инновационных технологий;
отсутствие системы повышения квалификации;
преобладание эмоциональной составляющей в деловых коммуникациях сотрудников; отсутствие системы психологической защиты специалистов;
низкий уровень материальной оплаты труда сотрудников;
слабый уровень развития мотивации среди сотрудников.
Муниципальные служащие работают с большой перегрузкой, у них отсутствует мотивация к должностному росту, так как они полагают, что на более высокой должности придется работать больше [1]. Так, Андрюхина И. Ю. предлагает алгоритм расчета Индекса эффективности деятельности служащих. На основе проведенных расчетов автор предлагает формировать рейтинги государственных гражданских и муниципальных служащих органов государственной власти и местного самоуправления, для оценки потерь служебного времени в системе муниципальной службы актуализируется использование метода фотографии рабочего дня [2].
В целях повышения мотивации профессиональной деятельности сотрудников Центра, необходимо внедрить в учреждении эффективную систему менеджмента, включающую совершенствование организационной культуры учреждения, в том числе, расширение спектра поощрений сотрудников, развитие системы повышения квалификации сотрудников, совершенствование системы деловых коммуникаций, обеспечение обратной связи; совершенствование технической оснащенности рабочих мест; внедрение современных информационных технологий; создание условий для снятия эмоциональной нагрузки и профилактики профессионального выгорания.
Таким образом, особое значение в условиях реализации социальной политики в нашей стране приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить эффективность работы органов социальной защиты населения [5]. Сложившаяся на данный момент система социальной защиты населения формировалась годами, с учетом потребностей граждан в социальных услугах и социальной поддержке, специфики социальной политики территории, а также географических, национальных и культурных особенностей [7]. Однако в условиях постоянной динамичности эта система постоянно расширяется, преобразовывается и требует новых подходов к реализации ее управления [6].
Государство оказывает социальную поддержку не в связи с рождением ребёнка, а в связи с нахождением семьи с ребёнком в сложной социально-экономической ситуации, близкой к неблагоприятной [3]. Подобный подход не способствует улучшению демографической обстановки в стране и направлен на воспроизводство общего уровня неблагополучия и низкого дохода. В этой связи нельзя не отметить, что общая концепция государственной семейной и демографической политики нуждается в усовершенствовании. В число средств, направленных на совершенствование социальной защиты семьи, должны входить меры, которые бы позволяли родителям совмещать воспитание и уход за детьми с трудовой деятельностью. Поэтому в законодательстве в этой области должны содержаться положения, направленные на формирование у молодых людей желания иметь семью и много здоровых детей.
В этих целях следует предусмотреть для вступивших в брак молодых людей:
налоговые льготы;
предоставление долгосрочных кредитов на льготных условиях;
особенный порядок предоставления жилых помещений с рассрочкой его оплаты;
бесплатное предоставление земельных, садовых участков;
различные виды социальной поддержки молодой семьи;
материальную и финансовую помощь при рождении каждого ребёнка.
Отмечается большой разрыв как нормативно-правового регулирования, так и правоприменения в области скоординированности действий государственных органов в сфере охраны и защиты детства — органов опеки и попечительства, прокуратуры, судов, органов местного самоуправления, которые не всегда эффективно и быстро взаимодействуют друг с другом в вопросах охраны прав и законных интересов ребёнка.
Для этого полагаем необходимым разработать и внедрить программу социального сопровождения «Калининградская семья», в основу которой будет положен учет состава и подчиненности организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившейся практики их взаимодействия, опыта и инновационной практики реализации нормативно‒правовых документов по сопровождению замещающих семей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. Данная программа должна быть разработана для использования в обеспечении социального сопровождения семьи с детьми организациями социального обслуживания, организациями других ведомств, задействованных в социальном сопровождении с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения региона.
В рамках программы должна оказываться адресная материальная помощь семье исходя из выявленных критериев нуждаемости.
Для этого необходимо открыть целевые социальные счета для каждой семьи с привязкой к ним карт «МИР», на которые будут поступать целевые денежные средства. Данная система позволит формировать отчетность по целевым тратам денежных средств с каждого социального счета.
Также на региональном уровне необходимо отработать механизм повышения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Именно этот период наиболее сложный в жизни молодой семьи, поскольку зачастую работает в ней лишь один из родителей, а второй осуществляет уход за ребенком, что негативно сказывается на уровне благосостояния семьи. Для исключения злоупотреблений получателей пособий по уходу за ребенком в части траты пособий не на нужды ребенка, а на собственные нужды, необходимо:
отработать механизм перечисления пособия по уходу за ребенком на специальный социальный счет, и не реже 1 раза в месяц проводить мониторинг целевого расходования полученных денежных средств (в интересах ребенка);
на региональном уровне необходимо предусмотреть выплату пособия матерям, находящимся в декретном отпуске, в размере прожиточного минимума, установленного в регионе.
Предложенные меры позволят исключить злоупотребления получателей пособий по уходу за ребенком и их нецелевого использования, ущемляющего интересы несовершеннолетних детей.
Изучая основные проблемы законодательства в области социального обеспечения семей, можно сформировать мнение о том, что нарушения права человека на социальную защиту порождаются несовершенствами нормативно-правовых актов и выработавшейся правоприменительной деятельности. Чтобы их исключить или минимизировать, надо отказаться от принятия необдуманных, «быстрых» решений, выработать долговременную научно обоснованный алгоритм развития социального обеспечения, отвечающую для начала интересам человека, а экономической сферы.
Государственная семейная политика является комплексной системой мер, принципов и задач, направленных на защиту, поддержку и укрепление семьи как фундаментальной основы российского общества. Поэтому при разработке мер поддержки семьи нужно понимать, что они должны затрагивать различные отрасли законодательства, не ограничиваясь лишь отраслью семейного права.
Предложенный комплекс мер по совершенствованию деятельности ОГКУ Центр социальной поддержки населения в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детствапозволит оказать адресную материальную, социальную, юридическую и психологическую помощь каждой семье Калининградской области и свести к минимуму риск злоупотреблений как при назначении поддержки, так и со стороны ее получателей.
Литература:
- Андрюхина И. Ю. Кадровая политика: проблемы должностного продвижения муниципальных служащих//Вестник экспертного совета № 1 (24) 2021 г. С.35
- Андрюхина И. Ю. Новые подходы к оценке персонала в системе государственной и муниципальной службы// Евразийский юридический журнал за 2022 г. № 1. С.140–141
- Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы:дис.... докт. юрид. наук / Т. С. Гусева. — М., 2017. — 347 с. 2.
4. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения 25.01.2022 г.)
- Иосифович Н. Ты — босс. М.: Дело, 2018. 316 с.
- Печенкина Т. И., Колосова М. В., Морозов А. И., Петров Е. В. Особенности подготовки социальных работников в системе высшего профессионального образования Сибирского региона // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 2. № 4 (127). С. 61–69.
- Холостова Е. И. Технологии социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2017. 400 с