Данная статья посвящена сравнению особенностей конституционализма в Швейцарии, Австрии и Германии, рассматриваются особенности структуры и содержания их конституционно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.
Ключевые слова: правовая семья, конституция, федеральный конституционный закон, преамбула, парламент, суд, федерация, конституционный суд, административный суд, канцлер, президент.
This article is devoted to a comparison of the features of constitutionalism in Switzerland, Austria and Germany, the features of the structure and content of their constitutional legal acts, which have the highest legal force, are considered.
Keywords: legal family, constitution, federal constitutional law, preamble, Parliament, court, federation, constitutional Court, administrative court, Chancellor, President.
Говоря об особенностях конституционализма в Швейцарии, ФРГ и Австрии, следует отметить принадлежность этих стран к романо-германской правовой семье, что определяет некоторую общность признаков свойственных этим государствам. Далее необходимо рассмотреть содержание и структуру их конституций и конституционных законов.
Начать анализ следует с рассмотрения формы и структуры их конституций. Так конституции ФРГ 1949 г и Швейцарии 1999 года являются кодифицированными чего нельзя сказать о конституции Австрии, которая представлена рядом федеральных конституционных законов, ключевым из которых можно назвать ФКЗ Австрии от 10 ноября 1920. В структуре данных нормативных правовых актов есть определенные сходства и различия. Так конституция Швейцарии и основной закон ФРГ содержат в себе преамбулу, которой нет в ФКЗ Австрии от 10 ноября 1920, более того тексты данных преамбул в чем-то похожи друг на друга. Так обе преамбулы ссылаются на Бога и выделяют в качестве субъекта народ [1; 3]. Однако есть и отличия, так в преамбуле конституции Швейцарии нет упоминания о землях, принимающих данную конституцию, в то время как основной закон ФРГ перечисляет федеральные земли «Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Макленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Рейланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия» [3], которые принимают данную конституцию. По форме правления, Германия является классической парламентской республикой. Как отмечает А. В. Сегедов, в парламентской республике применяется несколько иной принцип разделения властей. Если для президентской республики характерно разделение власти на исполнительную (во главе с президентом), законодательную и судебную, то в парламентской республике власть делится на партийную (правящая партия и оппозиция), административную и судебную [4].
Говоря об особенностях и сходствах конституционного строя названных стран, нельзя не сказать об их формах правления. Данные государства объединены тем, что являются республиками, более того все они являются парламентскими республиками, однако тут есть различия. Основной закон ФРГ не содержит статей, которые бы прямо называли Германию республикой (кроме как название конституции) как и конституция Швейцарии, что в прочем не лишает Швейцарию и Германию статуса республиканских государств, вывод о том что данные государства являются республиками можно сделать на основе принципов закрепленных в данных конституциях, иным образом обстоят дела в ФКЗ Австрии от 10 ноября 1920, в нем ст.1 гласит о том, что Австрия — демократическая республика [1; 2; 3].
Есть и особенности в Территориальном устройстве Данных государств. Все они являются федерациями, однако в заблуждение вводит название Швейцарской конфедерации. Это связано с историческим развитием Швейцарии и с особенностями перевода с немецкого языка их официального названия: «Schweizerischen Eidgenossenschaft», что можно перевести как «Швейцарское клятвенное товарищество». До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию, однако далее она приобрела черты свойственные федеративным государствам. Совокупность данных фактов и привели к тому, что Швейцария именуется конфедерацией. Однако и здесь есть раздичия, так на основании ст. 142 Конституции Швейцарии, гласящей: «Кантоны Обвальден, Нидвальден, Базель-город, Базель-сельский, Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден имеют по половине голоса кантона» [1], что дает основания говорить о неравенстве субъектов в Швейцарской Конфедерации. Аналогичных положений нет ни основном законе ФРГ ни ФКЗ Австрии от 10 ноября 1920, в отношении собственных федеральных земель [2; 3].
В отношении политических режимов можно сказать, что все названные государства являются демократическими. В названных НПА закреплены многие права человека, включая право на участие в выборах. Однако в избирательной системе не обошлось без особенностей. Так Германии, действует особая избирательная система. Как отмечает Р. Андропов, немецкий электорат на выборах в Бундестаг обладает двумя голосами. Свой «первый голос» (нем. Erststimme) гражданин отдает за депутата в своем одномандатном округе, который будет представлять одну из 16 федеральных земель (свой регион) в Бундестаге. «Второй голос» (нем. Zweitstimme) нужен для голосования за партийный список, от чего в последующем зависит партийный состав парламента, а также и то, какая именно фракция или партийная коалиция будет обладать большинством для избрания бундесканцлера [5].
Говоря о конституционном строе данных стран нельзя обойти вопрос устройства парламента. Парламент Швейцарии и Австрии является двухпартийным и обладает широкими полномочиями, а вот парламент ФРГ (Бундестаг) состоит из одной палаты. Отличия во многом заключаются в сроках полномочий палат парламентов и кол-ве голосов (особенности Швейцарских полукантонов, имеющих по 1 голосу) [1; 2; 3].
Как уже было сказано, названные государства являются парламентскими республиками, что означает сравнительно небольшую роль президента среди органов государственной власти. Президент Швейцарии не является главой государства, так как коллективным главой государства считается весь Федеральный совет. Впрочем, его голос считается решающим при обсуждении текущих дел в Федеральном совете. Президент не обладает достаточными полномочиями, чтобы отдавать руководящие распоряжения другим членам Совета, и он продолжает возглавлять свой департамент. Избирается президент на один год парламентом из числа членов Федерального совета и обладает по большей части, представительскими функциями [1]. Федерального президента в Германии избирает Федеральное собрание — конституционный орган, созываемый специально для этой цели [3]. В его состав входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых государственными (земельными) парламентами федерации согласно принципам пропорциональности. Также как и в Швейцарии, Президент ФРГ обладает преимущественно представительными функциями, однако срок полномочий федерального президента Германии составляет 5. Федеральный президент Австрии, хотя и имеет большие конституционные полномочия, на практике он скорее является церемониальным представителем.
Судебная ветвь власти в Швейцарии, как и в иных демократических странах, является независимой. Принцип разделения властей гарантирует суду свободу от законодательной и исполнительной власти: их представители не имеют полномочий отдавать судьям распоряжения по поводу судопроизводства и не вправе аннулировать либо изменить судебные решения. Высшая судебная власть представлена Федеральным Верховным судом. Судебная система Австрийской Республики находится исключительно в федеральном ведении. Земли не вправе учреждать собственные суды. Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд Австрии совместно составляют Высокий суд [6]. В рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство, и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации.
Подводя итог можно сказать, что конституции Федеративной Республики Германии, Швейцарской Конфедерации и Австрийской Республики закрепляют принципы устройства демократических, светских, социальных, правовых государств. Имеющиеся отличия во многом обусловлены историческим путем развития данных государств.
Литература:
- Союзная Конституция Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=135
- Федеральный конституционный закон Австрии от 10 ноября 1920 года. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=160
- Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=155
- Седегов А. В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razdelenie-vlastey-kak-kriteriy-klassifikatsii-formy-gosudarstva
- Антропов Р. В. Особенности и современные тенденции развития избирательной системы Германии (на примере выборов в немецкий Бундестаг 2013 года) // Избирательное право. 2016. № 2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocobennosti-i-sovremennye-tendentsii-razvitiya-izbiratelnoy-sistemy-germanii-na-primere-vyborov-v-nemetskiy-bundestag-2013-goda
- Пронин А. В. Cудебная система Австрийской Республики. 2012 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-sistema-avstriyskoy-respubliki