В данной статье автор определяет основные параметры программ развития ведущей деятельности у детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста, юношеского возраста; приводит основной учёт психических новообразований развития детей; приводит перечень используемых для развития ведущей деятельности детей упражнений и игр.
Ключевые слова: программа развития, ведущая деятельность, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, психика, психические новообразования, упражнения, игры
В развитии каждого ребёнка разных возрастов, начиная с дошкольного возраста и завершая юношеским возрастом, существует свой вид ведущей деятельности, который формирует психологические новообразования в жизни ребёнка и определяет сущностные характеристики развития ребёнка в определённом возрасте, на которые сам ребёнок опирается, постепенно познавая жизнь вокруг себя и в самом себе.
Ведущая деятельность — это главный вид деятельности, который определяет формирование основных психологических новообразований ребёнка на данной ступени развития его личности. На каждый индивидуально-возрастной фактор формирования личности педагоги и психологи составляют программы развития ведущей деятельности, что поможет ребёнку, исходя из своего возраста, своевременно получать нужные знания, умения и навыки, а также приобретать нужные привычки и черты характера, что способны сформировать личность ребёнка и определить его место в обществе [1].
Самый первый возраст, с которого начинаются более осознанные шаги в развитии ребёнка — это дошкольный возраст (3–5 лет). Ведущей деятельностью этого возраста является игра, в которой ребёнок впервые примеряет на себя определённые роли, подстраивает собственное поведение под правила игры, начинает уметь подражать типичным образцам поведения в игре-«развивашке».
Одной из таких игр, например, может быть игра «Живые камушки».
Суть данной игры заключается в том, что педагог приносит камушки разной толщины, высоты, цвета и размера, даёт детям задание нарисовать на каждом камушке интересное личико, назвать его по имени, рассказать о нём. Ребята рисуют лица на камушках, разукрашивают их, лепят на них пластилин, «наряжая» камушки. После этого каждый ребёнок представляет свой камушек, называя его по имени и рассказывая о нём интересные придуманные вещи. Представление объекта природы в качестве своего друга помогает ребёнку быть коммуникабельным, открытым. Также появляется возможность представления художественного потенциала каждым ребёнком.
Данную инсценировку игры можно рассмотреть на рисунке № 1:
Рис. 1. Игра «Живые камушки» для детей дошкольного возраста
Следом за дошкольным возрастом идёт в развитии ребёнка младший школьный возраст (6–11 лет). Ведущая деятельность данного возраста — учебная. В ней ребёнок учится дисциплине, ответственности, исполнительности, принимая новые знания от окружающего мира, подчиняясь высокопоставленным авторитетам — в данном случае новым авторитетом для ребёнка будет являться школьный учитель.
Игра “Цветик-семицветик” . На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задания конкретного учебного типа (это могут быть грамматические правила по русскому языку или математические примеры). Класс следит за отвечающим. Если ученик верно ответил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце занятия окажется 7 лепестков-7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
В подростковом возрасте детей (12–15 лет) главным компонентом ведущей деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками.
Укрепить данный компонент помогут такие игры, как «Знакомство с игровой группой (совместная игра)». В данной игре идет сперва ознакомление с задачами и правилами группы. Совместная игра, например, «Угадай слово по жестам» проводится сообща вместе с товарищами в группе, где один человек показывает конкретные знаки или образы, обозначающие то или иное слово, а группа обсуждает возможные варианты, о каком слове может идти речь.
А также следующая игра «Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост». В данной игре идёт анализ-обсуждение (либо рефлексия) ценности личности «себя» и личности «других». В ней ребёнку могут задавать такие вопросы, как: «Как ты относишься к самому себе?», «Нравится ли тебе то, что ты делаешь?», «К каким людям ты находишься ближе?», «Какого друга/подругу ты бы хотел(а) в своей жизни» и т. д.
Юношеский возраст (16–17 лет) — ведущая деятельность — профессиональное самоопределение.
В личностном становлении ребёнка в плане профессионального самоопределения помогут такие игры, как:
«Классификация профессий». В данную игру входит следующий перечень важных компонентов:
— Знакомство с классификацией профессий (просмотр презентации);
— Практикум (испытай себя в данной профессии — расскажи, что ты о ней знаешь, что сможешь в ней испытать и т. д.). Здесь могут предлагаться необычные характеристики профессий, а дети должны назвать профессию наиболее соответствующие названной характеристике, если возникают сомнения, что заявленная профессия «самая, самая…», то задаются наводящие вопросы.
— Обсуждения (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать самой денежной, сложной, простой и т. п.)
«Профессия — специальность»:
— объясняется соотношение понятий «профессия» и «специальность».
— закрепление изученного материала на примерах профессий.
— Обсуждение.
Презентационный пример данной игры можно рассмотреть на рисунке № 2.
Рис. 2. Игра «Профессия — специальность» для детей юношеского возраста
«Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении»:
— Детям необходимо дать понятие о темпераменте и характере, а также в какой профессии, какой темперамент и характер более предпочтителен в данной профессии/специальности.
— Диагностика «Характеристики человека, значимые при устройстве на работу» [2]
Исходя из приведённых выше сведений, можно сделать вывод, что на каждый возраст ведущей деятельности психологи и педагоги (с опорой на индивидуально-возрастные факторы развития ребёнка) подбирают конкретный перечень программ, наиболее подходящих и благоприятных для личностного и социального развития ребёнка в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростковом возрасте, юношеском возрасте.
Литература:
- Ведущая деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/veduschaya-deyatelnost (дата обращения: 19.05.2022)
- Программа «Развитие» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/472-programma-razvitie (дата обращения: 19.05.2022)