В статье рассматривается и анализируется эпоха европейского Возрождения в контексте её основных тенденций историко-культурного развития. Автором исследуется и комментируется творческий расцвет величайших представителей эпохи Возрождения, что являет собой уникальный период итальянской науки и культуры. Показано, что незаурядные интеллектуальные и творческие способности многих западноевропейских деятелей смогли донести до общества свои возвышенные научно-этические идеи, овеянные духом античности и культурной жизни во благо процветания мира.
Ключевые слова: эпоха Возрождения, Европа, Италия, наука, культура, общество, гуманизм, история, развитие, мир.
The article examines and analyzes the era of the European Renaissance in the context of its main trends in historical and cultural development. The author explores and comments on the creative flourishing of the greatest representatives of the Renaissance, which is a unique period of Italian science and culture. It is shown that the outstanding intellectual and creative abilities of many Western European figures were able to convey to society their lofty scientific and ethical ideas, fanned by the spirit of antiquity and cultural life for the benefit of the world's prosperity.
Keywords: Renaissance, Europe, Italy, science, culture, society, humanism, history, development, world.
Актуальность:
В условиях развития современного общества всё более востребованным становится изучение историко-культурных истоков богатого наследия эпохи Возрождения. И данный период особенно интересен научными и социокультурными учениями, которые обладают важнейшим значением для мировой социально-исторической мысли.
Современное обращение к эпохе европейского Возрождения обусловливается особой потребностью в историко-культурном обосновании гуманистического идеала человека. И на сегодняшний день влияние творцов эпохи Возрождения может ощутимо просматриваться в духовно-культурной атмосфере развития общества во всём мире.
Методы и методология исследования
К основным методам исследования относятся: историко-культурный, сравнительный и структурный анализы, относящиеся непосредственно к изучению эпохи европейского Возрождения при использовании многочисленных первоисточников.
Ощутимый вклад в историко-культурное рассмотрение развития западноевропейского общества внесли выдающиеся учёные-исследователи (К.Бурдах, Я.Буркхардт, В. В. Васильев, В.Виндельбанд, А. Х. Горфункель, А. К. Дживелегов, А. Ф. Лосев, В. В. Соколов, И. З. Шишков и многие др.), в трудах которых показывается и анализируется жизнедеятельность творцов искусства и культуры в контексте социально-исторической обстановки эпохи Возрождения.
Результаты исследования:
Эпоха Возрождения в Европе по праву считается особым историческим периодом, где прославлялись великолепные образцы человеческой мысли, при акцентировании внимания на художественном и философско-поэтическом таланте, что открывало миру уникальность всего мироздания. Важно обратить внимание на энциклопедическую характеристику о том, что «Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) — широкое умственное и художественное движение XIV-XVI вв., давшее название эпохи в истории культуры стран Западной и Центральной Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Оно выразилось в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человечества на путях обращения к наследию как христианской, так и языческой античности» [11, c. 356]. Следовательно, необходимо отметить и то, что «в узком смысле слова «Возрождение» — это возрождение идеалов и ценностей античной культуры, начавшееся в XIV веке в Северной Италии и уже в XVI в. охватившее бóльшую часть Западной Европы» [10, c. 180]. И в результате, именно на Апеннинском полуострове, на котором, собственно, и были расположены «богатые, процветающие и чрезвычайно активные в сфере экономики и политики, города Италии стали базой формирования новой, ренессансной культуры, послужив затем образцом и для других стран Европы» [7, c. 7], что и привело ко многим значимым социокультурным преобразованиям.
Однако мы также должны отметить и то, что «эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции» [6, c. 7]. И, таким образом, активно процветающие в сфере экономики и политики, города Европы, формировали абсолютно новую, ренессансную культуру, что и создавало все необходимые условия для дальнейшего, многопланового социально-экономического развития общества.
И, как мы можем видеть, эпоха Возрождения олицетворяет собой период быстрого и интенсивного научного и культурно-эстетического развития, что сменяло собой временной застой в творческом совершенствовании. При этом важно отметить, что именно Италия — является страной классического «Ренессанса», а уже все остальные ренессансы для Европы второстепенны по отношению именно к итальянскому. Однако необходимо подчеркнуть и то, что «среди предпосылок складывания ренессансной культуры в Италии проявляется высокое развитие системы образования — от густой сети школ, церковных, монастырских и особенно городских, содержавшихся на средства коммун, а также многочисленных университетов, которые в отличие от других европейских стран, значительно раньше оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки гуманитарного образования. Наконец, в Италии существовала тесная связь культуры с традициями древнеримской цивилизации. И нигде в Европе не сохранились столь многочисленные памятники античности» [7, c. 7]. И в результате, происходило важное «восстановление преемственности с античной культурой, более полное и глубокое, чем в средние века, — задача, выдвинутая деятелями Ренессанса, — и произошло это, прежде всего, в Италии, поскольку культура Древнего Рима оставалась важной частью собственного прошлого, наследием предков» [7, c. 7], и что существенно отразилось на многогранном историко-культурном развитии западноевропейского общества.
Для нас важно также пояснить, что именно ««Возрождение» (как и «Средние века») — категория не столько хронологическая, сколько духовная. Именно в области духовной жизни лежит основание своеобразия этой эпохи, позволяющее чётко отграничить её как от Средних веков, так и от Нового времени. Если не учитывать это своеобразие, то придётся присоединить Возрождение либо к Средним векам, либо к Новому времени, либо свести к несамостоятельному переходному периоду между этими двумя великими эпохами» [10, c, 180], и что категорически будет неприемлемо в социально-историческом плане.
Обратим внимание на то, что эпоха итальянского Возрождения делится на четыре основных периода:
– проторенессанс (предвозрождение) — «дученто» (вторая половина XIII в.) и «треченто» (XIV в.);
– раннее Возрождение — «кватроченто» (три четверти XV в.);
– высокое Возрождение — «чинквеченто» (конец XV — первая треть XVI в.);
– позднее Возрождение — (последние две трети XVI в.).
Основываясь на данной периодизации, необходимо отметить и то, что «для культуры итальянского Возрождения в высшей степени характерны, с одной стороны, та ведущая роль, которая принадлежала в этой культуре изобразительным искусствам и архитектуре, «искусствам рисунка», а с другой стороны — то обстоятельство, что эта роль глубоко осознавалась всеми без исключения и в первую очередь приписывалась выдающимся личностям» [3, c. 1262], в том числе, всемирно известных деятелей, среди которых мы можем выделить живописца Джотто ди Бондоне (1266–1337), поэтов Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка (1304–1374), а также писателя Джованни Боккаччо (1313–1375). Таким образом, начальный (или так именуемый «проторенессанс») эпохи Возрождения являлся специфическим итальянским явлением, что не имело аналогов по всей Европе.
В отношении Раннего Возрождения важно обратить внимание на то, что здесь «основной чертой является познание вечного изменения всех вещей, преходящести человека и в качестве утешения убеждённость в том, что величие человека продолжает жить во славе, продолжает жить и в преобразованиях» [1, c. 75]. И в результате итальянская культура начинает отражать различные социально-исторические эпохи, что делало прекрасные итальянские города сокровищницей не только европейской, но и мировой культуры. И именно в период Раннего Возрождения возникают величественные фигуры, как, например, скульптора Донателло (1386–1466), живописца Сандро Боттичелли (1445–1510), а также философа и богослова Николая Кузанского (1401–1464).
Однако необходимо заметить именно то, что западноевропейская культура эпохи Возрождения являлась антропоцентрическойи, в то же самое время — гуманистической, но при этом «её гуманизм заключается, прежде всего, в том, что впервые именно великие деятели, «титаны» Ренессанса поставили во главу угла вопрос о гуманности (человечности) человека, вопрос о его достоинстве. Тема достоинства человека стала главной для большинства творцов раннего Возрождения, которое по праву именуют эпохой гуманизма. Её связывают обычно с именами Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Джонаццо Манетти и др». [14, c. 257], а также и ряда других величайших мыслителей-гуманистов рассматриваемой эпохи европейского Возрождения.
Для нас может быть интересен и факт того, что сами итальянские мыслители-гуманисты, являющиеся страстными поклонниками античной культуры, «заимствовали слово humanitas (человечность) у Цицерона и Сенеки, которые в своё время хотели им подчеркнуть то, что понятие «человечность», как важнейший результат культуры, выработанный в древнегреческих полисах, прижилось и на римской почве» [13, c. 428]. И в результате мы можем понимать то, что «гуманизм — это интерес и любовь к древности, как к таковой, вызванной запросами личности. Гуманизм явился, когда основные предпосылки Возрождения были уже налицо, он мог стать господствующим в общественном сознании фактом, когда Возрождение сделало все свои главные завоевания» [8, c. 69], и становясь неотделимым явлением в развитии культуры и научно-технического прогресса.
Обратимся к концу XV века, который ознаменовал собой ведущие позиции ренессансной культуры во многих сферах научной и духовно-нравственной жизни западноевропейского общества. Именно в это время «культура Возрождения в Италии подошла к поре своего высшего расцвета — Высокому Возрождению, охватывающему первые три десятилетия XVI века» [7, c. 13], однако, ещё намного раньше, западноевропейская культурная образованность становится нормой в обществе.
Важно обратить внимание на то, что связующим звеном между Ранним и Высоким Возрождением является сам Леонардо да Винчи (1452–1519) , который «был новатором во всём и бóльшую часть времени отдавал науке… Однако мало какие его научные идеи находили отклик у современников, они слишком опережали время и воспринимались как гениальная фантазия…» [9, c. 264], но всё же являясь уникальным шагом по отношению к прогрессивному будущему.
К выдающимся творцам периода Высокого Возрождения необходимо отнести и художника Рафаэля Санти (1483–1520),чьё имя«стало синонимом классического искусства, а его полотна на целые столетия определили вкусы живописцев академического направления» [9, c. 267]. К числу именитых мастеров итальянского Возрождения относился и сам Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который «выделяется даже среди величайших художников этой эпохи. Его искусство знаменует собой не только кульминацию эпохи Возрождения, но и её завершение» [9, c. 269], при этом его потрясающие работы носят поистине духовно-эстетический характер, что создавало атмосферу полной гармонии. Необходимо отметить и то, что для эпохи Ренессанса характерна особенность в том, что «заказывалось, писалось, оплачивалось много тысяч картин для церквей. И большинство этих картин пронизано таким глубоким, проникновенным религиозным чувством, выразить которое больше не удаётся (или очень редко удаётся) современным художникам» [1, c. 95]. И в результате, было расписано превеликое множество религиозно-культовых сооружений в различных городах Италии.
Таким образом, подлинный европейский Ренессанс, обозначенный рамками XIV-XVI столетий, «вырастает из глубочайшего жизненного ядра италийского народа. Он набирает силу тогда, когда античное наследие уже не воспринимается как общее живое достояние Европы в повседневном пользовании, когда его начинают рассматривать как элемент и источник благоговения и почитания, как памятник более чистой молодости людей, как средство нравственно-религиозного возвышения» [1, c. 88], и что способно знаменовать собой единовременный, но при этом высочайший подъём науки, литературы, философии, живописи и скульптуры.
И, как мы можем понимать, неимоверными темпами в эпоху европейского Ренессанса начинает развиваться научно-исследовательская деятельность, а прогрессивный ход книгопечатания увековечивает данный исторический период на столетия, ведь имеющиеся на сегодняшний день «сочинения, изданные философами со времён эпохи Возрождения, вполне доступны для исследования, а случаи возникновения сомнений относительно подлинности, времени возникновения и т. д. крайне редки» [5, c. 22]. И среди величайших умов эпохи Возрождения мы можем назвать имя Джордано Бруно (1548–1600),икоторый«считается одним из наиболее ярких и последовательных натуралистических пантеистов позднего Ренессанса» [12, c. 582], однако, к сожалению, сожжённого на костре строгой инквизиции за свои научно-философские воззрения.
Необходимо отметить также и всемирно известного итальянского учёного Галилея (1564–1642),которыйобозначил«основные черты для развития естественно-научного мировоззрения. И его учение является важнейшим вкладом Италии в историю европейской науки» [4, c. 74]. Следовательно, научные открытия и прогрессивное влияние естествознания являлись переломным моментом в осознании человеком самого себя, и кроме того, в Европе появляется основа всех будущих научно значимых открытий.
Проводя историко-культурный анализ, важно рассматривать «ренессансную культуру Италии как целостное явление, имеющее свою специфику, черты отличия и от средних веков, и от последующего Нового времени. Историческая функция культуры Возрождения именно в том, что она смогла осуществить поворот от «корпоративности» средневековья к «раскованной индивидуальности» Нового времени» [2, c. 542]. При этом в дальнейшем прослеживается положение того, что «в основе концепции итальянского Возрождения лежит тезис о его своеобразии, неповторимости, типологической ограниченности от культурного развития предшествующей и последующей эпох. Это проявилось не только в синтезе «народного духа» с классическим наследием, мощным проявлением которого стал индивидуализм, не только в светской ориентации ренессансной культуры, но и в общей эстетической окраске жизни эпохи, заметной во всём — от государственной системы до праздников» [2, c. 542]. Немаловажным основополагающим тезисом в концепции эпохи европейского Возрождения, выдвинутым исследователем Я. Буркхардом, является особое «становление ренессансного индивидуализма, ведь именно в раскрепощении и расцвете личности он видит главное проявление того нового, что привнесла Италия в развитие европейской цивилизации. И, несмотря на все препятствия, этот процесс набирал силу, выводя Италию в лидеры передовых стран» [2, c. 543], и что на сегодняшний день отчасти видится достаточно верным положением.
Заключение
Завершая данное исследование, для нас важно подчеркнуть именно то, что эпоха западноевропейского Возрождения является особым историческим периодом, где были прославлены великолепные и неповторимые образцы человеческой мысли, с проявлением научно-философского, художественного и литературно-поэтического таланта, открывавшие миру уникальность и востребованность прогресса культуры для общества.
И несмотря на все волнения того времени, важнейшим итогом историко-культурного развития западноевропейского общества является именно то, что принципам и установкам прогресса эпохи Возрождения творцы сумели предоставить прочное основание, с успехом закрепившееся в общественном сознании. Всё это позволяло постоянно привлекать новые интеллектуальные силы и поддержку высокопоставленных общественных деятелей сначала в самой Италии, а затем и во многих других странах Европы.
В общем плане рассматриваемая эпоха западноевропейского Возрождения хотя и обладала довольно небольшим историческим периодом, но в то же самое время — является блестящим примером насыщенной интеллектуальной, культурной и высоконравственной жизни величайших умов Европейского континента. Следовательно, именно многогранный расцвет культуры и искусства представлялся особым путём, ведущим к высшей добродетели, что было способно привести каждого человека к истинному счастью и умиротворению.
Литература:
- Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. / Перевод с нем. — М.: РОССПЭН, 2004. — 208 с.
- Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. — М.: Юристь, 1996. — 591 с.
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе / Пер. с итал. — М.: Издательство АЛЬФА КНИГА, 2008. — 1278 с.
- Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х томах. // Том 1: От Возрождения до Просвещения. — М.: Гиперборея, 2007. — 640 с.
- Виндельбанд В. История философии / Перевод с немец. — М.: Ника-Центр, 1997. — 560 с.
- Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения // Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. / Под ред. Л. М. Брагиной. — М.: Наука, 2004. — 363 с.
- Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения: в 2-х кн. / Книга 1. — М.: Республика, 1998. — 352 с.
- Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. // 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 544 с.
- История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. — М.: Академический Проект, 2005. — 680 с.
- Культура Возрождения: Энциклопедия. В 2-х томах. / Том 1. А-К. — М.: РОССПЭН, 2007. — 865 с.
- Соколов В. В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. / Учеб. для высш. школы. — М.: Академический проект, 2004. — 912 с.
- Соколов В. В. Философия как история философии. — М.: Академический Проект, 2010. — 848 с.
- Шишков И. З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания // Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 848 с.