Лингводидактический подход к формированию системы знаний об именах собственных в школьном курсе русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Толстыка, А. Ю. Лингводидактический подход к формированию системы знаний об именах собственных в школьном курсе русского языка / А. Ю. Толстыка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 619-621. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91815/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья рассматривает реализацию лингводидактического подхода к формированию системы знаний об именах собственных в школьном курсе русского языка. Ономастика рассматривается в рамках ее представления в различных учебных комплексах, и на разных этапах обучения в школе. Также анализируется отражение ономастики в комплексной подготовке к ЕГЭ, ГИА.

Ключевые слова: лингводидактический подход, имена собственные, школьный курс русского языка, система знаний

Человек существует в мире названий — предметов, действий, качеств, процессов, явлений. Особое место занимают слова, которые обозначают конкретные предметы и явления, отличающиеся от остальных — имена собственные, или онимы. Люди используют имена собственные ежедневно, постоянно — это имена людей и литературных героев, клички животных, названия городов, рек, стран, звезд, планет — как реальных, так и выдуманных, имена фантазийных существ — волшебников, богов, демонов, ангелов и т. д.

Разнообразие имен, их роль и функции в речи, жизни и постепенное усложнение этого языкового явления привело к возникновению ономастики, области языкознания, которая посвящена изучению имен. В переводе с греческого термин означает «искусство давать имена». Стоит отметить, что сложность ономастики определяется не только разнообразием имен и способов их образования, но и множеством исторических особенностей, в том числе, неизвестными аспектами их происхождения [Губаханова 2017: 28]

Исследование собственных имен в школьном курсе начинается с вопроса, откуда происходит то или иное имя или фамилия, как оно образовалось — как правило, большинство достаточно «старых» имен имеет свою историю происхождения. Этимология сама по себе является разделом языка, изучающим происхождение слов, однако зачастую педагоги используют этимологические аспекты для того, чтобы заинтересовать обучающихся — особенно, когда история слова (или имени в нашем случае) действительно интересна, необычна, несет в себе что-то новое [Максимчук 2017: 201].

Как таковой дисциплины «ономастика» в школьном курсе нет, то есть отдельно, как комплексный предмет, она не преподается, однако курс русского языка с начальных по старшие классы содержит представления об именах собственных — что позволяет сформировать у обучающихся систему знаний об именах собственных [Астафьева 2017: 102]

Имена собственные объединяются в особый класс слов языка, ономастика изучает их историю, закономерности образования, функционирования, использования в речи. Существуют различные разряды онимов, они изучаются через лингвистические подходы и методы, таким образом, ономастика связана и с другими лингвистическими дисциплинами.

При этом имя собственное — это и особый феномен, он обусловлен культурно-исторической реальностью, особенностями развития того или иного народа, в некотором смысле имена собственные содержат в себе много «экстралингвистического». В имени сосредоточено не только его происхождение, образование, но и зачастую традиции, обычаи, менталитет народа. В этом смысле имена собственные и ономастика в целом тесно связаны со многими другими науками: не только историей, но и географией, этнографией, социологией, этнолингвистикой.

Ономастический материал содержит в себе концентрированный культурный материал, то есть культура в нем отражена наиболее ярко, хотя это не всегда явно для говорящего или слушающего. Также следует отметить, что русская именная система тесно связана с мировой, это означает, что многие ономастические явления носят характер универсальных.

Таким образом, школьный курс русского языка, в части изучения имен собственных способствует формированию у обучающихся лингво-культурологической компетенции.

Имена собственные, а также понятие о них изучается уже с первых классов. Так, в учебном комплексе по русскому языку В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого обучающиеся учатся правильному написанию имен собственных, изучают большую букву в начале имени. В качестве примеров приводятся названия городов, рек, имена людей и т. д. [Канакина 2014: 156]

В дальнейшем работа с именами собственными в школьном курсе усложняется. Так, в учебном комплексе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. проводится более комплексная работа.

В программе для пятого класса предусматривается изучение морфологии, в котором рассматривается существительное, как часть речи. На материале существительного рассматриваются основные разряды собственных имен, формируются понятия о них, при этом изучению посвящается отдельная тема: приводятся классификационные признаки, рассматривается разница между именами нарицательными и собственными (названия «однородных» и «единичных» предметов), одновременно отрабатывается и правильное написание онимов.

Дидактическая часть представлена упражнениями, основанными на текстах об истории родины, имен, фамилий, отчеств, о связи фамилии с прозвищами и событиями из жизни и т. д. Задания в упражнениях направлено на отработку правильного употребления онимов в речи и языке: «запишите клички животных, о которых вы читали в книгах»; «подчеркните большую букву в именах собственных и собственных названиях»; «встречаются ли в вашем населенном пункте названия улиц, площадей в честь знаменитых людей?» и т. д. Такое содержание учебного материала основывается на лингводидактическом подходе и способствует формированию языковой и лингвистической компетенций у обучающихся.

Это способствует и формированию лингвокультурологической компетенции — часть дидактического материала связано с культурно-историческим контекстом: тексты о Бородинском поле, Московском Кремле, изучение имен собственных со значимым культурным значением — на этом материале обучающиеся осваивают национальный культурный код, получают представление о том, как отражается их культура в слове, имени собственном.

Некоторые элементы изучения ономастики представлены и в других темах, например, «Предложения с обращением» — в этой теме объединяется материал о правильном обращении к человеку по имени и отчеству, полному и неполному имени, отрабатываются различные речевые ситуации — бытовые, официальные. В этом случае у обучающихся формируется коммуникативная компетенция.

При изучении словообразования и морфемики дидактический материал содержит топонимические элементы наряду с этимологическими и словообразовательными — задания направлены на исторический анализ топонимов, таких как: Петербург, Берингов пролив, Новосибирск и т. д.

Имена собственные используются и в дидактическом материале при отработке навыков написания падежных окончаний имен существительных. Отработка ономастического материала позволяет расширить активный словарный запас обучающихся, повысить культурный уровень.

В учебнике для шестого класса представление об онимах у обучающихся расширяются. В дидактический материал по изучению имен существительных вводятся славянские имена и фамилии, а также иноязычного происхождения; слова в кавычках, слова-аббревиатуры. Ономастические элементы как правило дополняют основной дидактический материал, таким образом, изучение происходит постепенно, «попутно».

В учебниках для седьмого, восьмого и девятого классов ономастического материала становится меньше, однако он усложняется: например, при рассмотрении топонимов объясняется их этимология, имена собственные изучаются с точки зрения того культурного фона, который они создают в языке [Ладыженская 2016: 68].

В 10–11 классах изучение ономастики опирается по большей части на исследовательскую деятельность — обучающимся предлагаются не только упражнения на правильное употребление имен собственных, но и дается сжатое представление о понятии «ономастика», «оним». Например, в учебнике по русскому языку Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной предлагаются задания по выяснению этимологии и происхождения имен [Гольцова, 2011: 224].

Обзор и анализ различных учебных комплексов на разных этапах школьного обучения показывает, что имена собственные рассматриваются в школьном курсе как часть языка, упоминаются их особенности, правила употребления, образования, классификационные признаки и т. д. Употребление онимов изучается прежде всего в коммуникативном и лингвистическом аспектах, как отдельная дисциплина ономастика не представлена. При этом лингводидактический подход к изучению собственных имен позволяет сформировать необходимые компетенции и систему знаний об именах собственных. Изучение ономастического материала в школе соответствует логике учебной программы по русскому языку — по большей части онимы не выделяются в отдельные темы, за некоторым исключением. Наибольший объем теоретического материала приходится на 5–6 классы, что дает основы представления об именах собственных [Супрун 2017: 164].

Важным моментом при изучении имен собственных в школьном курсе является их междисциплинарный потенциал, способность опираться на межпредметные связи — с географией, историей, краеведением и т. д.

Ономастика и ее элементы представлены также в комплексной работе по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Анализ экзаменационных работ обучающихся показывает, что при написании имен собственных они часто допускают недочеты, связанные с выбором написания имени автора или его характеристикой, написанием инициалов. При этом ономастический материал представлен как при подготовке к сочинению, так и к выполнению теста по русскому языку. Так, в тестовых вариантах прошедших экзаменов встречаются задания на употребление и правописание имен собственных, выбор, обоснование и т. д.

Таким образом, ономастический материал занимает значимое место в школьной программе по русскому языку, изучение онимов способствует формированию следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, лингво-культурологической. Формированию необходимых компетенций способствует лингводидактический подход к формированию системы знаний об именах собственных в школьном курсе русского языка. В соответствии с этим подходом изучение и отработка ономастического материала основывается на множестве аспектов — от языкового до культурологического. Изучение ономастики не выделено в школе в отдельную дисциплину, однако представленность материала в учебных комплексах позволяет сформировать у обучающихся. систему знаний об именах собственных.

Литература:

  1. Астафьева И. А. Лингводидактический потенциал имен собственных в школьном курсе русского языка // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №. 4 (17). С. 100–103.
  2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Руский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М.: «Русское слово», 2011. 448 с.
  3. Губаханова Р. Л. Ономастика в школе // Развитие русского языка и культуры за рубежом: традиции и инновации. 2017. С. 28–32.
  4. Максимчук Н. А. Педагогические аспекты ономастики // Теория и практика ономастических и дериватологических исследований. 2017. С. 201–220.
  5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014. 340 с.
  6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 13-е изд. М.: Просвещение, 2016. 111 с.
  7. Супрун В. И. Лингвокультурологические и лингводидактические аспекты русской ономастики // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация, текст. 2017. С. 164–171.
Основные термины (генерируются автоматически): имя, русский язык, школьный курс, ономастический материал, дидактический материал, обучающийся, система знаний, изучение имен, большая часть, комплексная работа.


Ключевые слова

имена собственные, лингводидактический подход, система знаний, школьный курс русского языка

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Задать вопрос