В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный материал.
В России начало современного этапа дистанционного обучения отмечено применением огромного число разнообразных технологических средств. В 1993 г. Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политике РФ создал сеть образовательных учреждений дистантной формы, учреждения которой обеспечили доставку учебных материалов и информации слушателю независимо от его местопребывания. На деле реализуется государственная образовательная политика, носящая гуманистический характер образования, основанная на таких принципах: как единство образовательного пространства, общедоступность и демократизм образования, адаптивность его к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, свободное развитие личности.
С 1999 по 2001 гг. Минобразование РФ вводит ряд экспериментальных программ, формирующие основы нормативно-правовой базы ДО России, но этот процесс в настоящее время так и остался незавершенным.
Дистанционное обучение в России может проводиться в разных формах:
– дистанционные курсы;
– дистанционные тренажеры;
– дистанционные вебинары;
– дистанционные видеолекции;
– дистанционные электронные учебники.
В России наибольшей популярностью пользуются дистанционные курсы. В этой форме наиболее удачно комбинируются синхронное и асинхронное обучение. В самом начале очная работа преподавателя со слушателями, затем этап самостоятельной работы слушателей с учебно-методическими материалами [1, с 123].
Дистанционный контроль преподавателя выполняется уже в асинхронном режиме. Чаще всего дистанционное обучение в России ассоциируется с курсами повышения квалификации. Очень удобно организовать переобучение персонала без отрыва от производства. Появились специализированные Центры дистанционного обучения, предлагающие огромный список образовательных услуг. В классических вузах дистанционная форма так же нашла свое применение — появились образовательные порталы для студентов, обучающихся на очной форме обучения.
Проявляется и роль государства — появилось много государственных программ, поддерживающих и развивающих дистантную технологию обучения [1, с 125].
Рассматривая дистанционное образование, хотелось бы обратить внимание на национальную уникальность России:
– колоссальная живучесть само воспроизводство и восстановление;
– необъяснимый консерватизм и потрясающая творческая активность педагогов;
– разнородность, разноуровневость в сочетании со стремлением к централизации;
– культ критики и самокритики;
– культ роста качества и количества передаваемой учащимся информации;
– стремление к фундаментальности передаваемых знаний;
– недостаток реальных связей со сферой производства и бизнеса;
– низкий общественный статус учителя и глобальные государственные планы о его подъеме;
– высокая взаимозаменяемость педагогов [2, с 53].
Современное образование уже не мыслиться без использования информационных технологий. Это отразилось на применении преподавателями в учебном процессе электронных средств обучения (тренажеры, тесты, учебники, симуляторы). Благодаря этому ранее четкая граница между традиционным и дистанционным образованием начинает стираться.
При автоматическом управлении дистанционным обучением используется сложная программная системы, позволяющая выполнять мониторинг работы слушателей. Предлагая необходимые действия, для корректировки обучения (вплоть до изменения программы обучения целиком). При ручном управлении дистанционным обучением контроль за работой слушателей дистанционного обучения полностью возлагается на ответственного за обучение тьютора, который принимает решения по всем вопросам, связанным с процессом обучения конкретным слушателем. При смешанном управлении дистанционным обучением управление обучением соответственно сочетаются обе формы.
Персонификация слушателя делает для него возможным;
– определить скорость изучения учебного материала;
– определить, когда он хочет проходить обучение;
– определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.
Обобщая, можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения:
– эффективность дистанционного обучения во многом зависит от предмета дистанционного курса;
– доступность и открытость обучения (учиться, не покидая рабочее место, семью), учиться, находясь в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет;
– дистанционное обучение дешевле очного обучения;
– гибкость, доступ к качественному образованию (выбор курса обучения,
– выбор различных учебных заведений);
– нет ограничения в количестве набранных слушателей, т. е. возможность увеличить количество студентов, а значить и оплату преподавателей);
– документирование процесса обучения (электронную версию текста можно распечатать);
– психологическая комфортность слушателей при тестировании и контроле;
– работа слушателей максимально индивидуализирована (личный стиль
работы слушателя и преподавателя не «подстраивается» под кого бы то ни было) [2, с 52].
Таким образом, на рынке дистанционного образования существует огромное количество оболочек для организации дистанционного обучения и каждая из них предполагает свой уникальный способ представления учебных материалов. Это определяет жизненный цикл учебных материалов, зависящий от значимости содержания курса. Востребованность традиционного учебника перед электронным может быть снижена только благодаря внесению в текстовый документ грамотной, удобной навигации по нему.
Литература:
- Корнейчук Ю. В. Особенности дистанционного обучения журналистике // Инновационная наука. 2015. № 10–3.
- Мирза Н. И. Особенности дистанционного обучения педагогов-психологов // ТДР. 2012. № 6.