В работе рассмотрены разновидности мониторинга, осуществляемого образовательным учреждением, также описаны основные особенности для составления плана внутришкольного мониторинга качества образования.
Ключевые слова: мониторинг образования, структура проекта внутришкольного мониторинга, качества образования.
Налаживание управления той или иной системой не может никак не опираться на справедливых знаниях о данной системе, поэтому запрашивается внедрения абсолютной в технологическом отношении и содержательной в собственной основе системы мониторинга. Сейчас школы стремятся гарантировать нормальное функционирование образовательного процесса, высококачественное результат итогов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый в интересах данного уровень мотивации, здоровья и формирования обучающихся. Образовательные учреждения стремятся перейти с режима функционирования в режим развития.
Немаловажным условием в управлении образовательным процессов в школе является мониторинг — основная функция управления, призванный осуществлять роль обратной связи среди подсистем внутришкольного управления.
Процесс образования одно из приоритетных направлений в политике нашей страны, одним из основных направлений является подготовка высококвалифицированного выпускника, который должен обладать определенными компетенциями, для проверки полученных знаний выпускники 9 и 11 классов проходят Государственную итоговую аттестацию (ГИА) 2. В связи с этим все чаще в школах создаются проекты, отслуживающие мониторинг качества деятельности образовательной организации.
Наравне с разными формами, методами, видами внутришкольного контролирования в школе разрабатывается школьная модель мониторинга, который ориентирован на аналитическое наблюдение действий, характеризующих количественно-качественные перемены: образовательной сферы, технологий, результатов образовательного процесса, эффективности своевременного и стратегического управления образовательным учреждением.
Диагностика в административной деятельности может помочь спланировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую могут вводиться содержательные разделы, предопределенные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Только лишь мониторинг позволит исследовать закономерности и на точной основе осуществлять эффективные административные решения.
Методы сбора информации могут быть различными, например, анкетирование, контроль качества образования на основании успеваемости учеников, психологические тестирования, опросы и т. п. 1, с. 40
Проведение внутрешкольного мониторинга подкреплено определенными задачами:
— получение и накапливание практического материала о действительно проходящих процессах в учебно-воспитательном процессе и создание планов деятельность администрации и преподавателей учреждения.
— своевременное обнаружение изменений, проистекающих в образовательном процессе, и причин, порождающих их;
— предотвращение негативных тенденций в школах;
— реализация кратковременного прогнозирования развития основных процессов на уровне организации;
— анализ эффективности и всесторонности реализации методического обеспечения образования.
— профилактика физиологических, интеллектуальных и психологических перегрузок.
В каждом исследовании обязательно указывается объект, в образовательных организациях он может проходить на разных уровнях, а именно: мониторинг конкретного ученика; класса или параллели; мониторинг деятельности преподавателей.
Стоит отметить, что основные направления внутришкольного мониторинга являются следующие виды работы:
- Дидактический мониторинг — регулярное, научно-аргументированное наблюдение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
- Педагогический мониторинг — непрерывное, научно-аргументированное наблюдение за состоянием воспитательного процесса.
- Психолого-педагогический мониторинг — непрерывное, научно-аргументированное наблюдение за состоянием психологического здоровья школьников, формированием их личностных возможностей.
- Медицинский мониторинг — непрерывное, научно аргументированное наблюдение за динамикой здоровья школьников.
Так как образовательный процесс подкрепляется документально, то помимо обязанностей у администрации учреждения существуют и ответственность:
- Уровень качества знаний, и успеваемость обучающихся является ответственность учителя-предметника и заместитель директора по учебной работе.
- Мониторинг воспитательной работы осуществляется классными руководителями для каждого конкретного класса, а несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.
- Мониторинг психолого-эмоционального состояния учащихся ведет педагог-психолог учреждения.
- Отслеживание уровня здоровья и профилактика заболеваний контролируется врачом либо школьной медицинской сестрой.
Для формирования проекта мониторинга образовательной организации крайне важным является соблюдение всех этапов, кратко рассмотрим их.
1) Подготовительный этап — определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки.
2) Практический этап — реализация методов сбора и систематизации информации.
3) Аналитический этап — обработка полученной информации и созданию коррекционных рекомендаций по каждому направлению.
Подводя итог работы, можно сделать вывод, что внутришкольный мониторинг является чуть ли не самой главной составляющей качественного и грамотно организованного образовательного процесса, благодаря регулярному контролю основных направлений можно быстро увидеть негативные изменения, нарушающие процесс и быстро скорректировать работы организации.
Литература:
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методы исследования в психологии и педагогике / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — Текст: непосредственный // Школьные технологии. — 2012. — № 1. — С. 44
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 — ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М.: Просвещение, 2010.