У государственно-общественного управления образованием есть одна цель — объединить усилия государства с усилиями общества в разрешении проблемных тем в образовании. Это означает, что учителям, обучаемым и их родителям дают больше прав и свобод в выборе содержания, организации, а также форм учебного процесса. Конечно, и в выборе различных типов образовательных учреждений.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, деятельность, развитие, образование, структура, система, управление.
При государственно-общественном управлении образованием человек является не только объектом образования, но и также активным субъектом, который сам решает, что выбрать из всего разнообразия образовательных программ, учебных заведений, типов взаимоотношений [1].
Я полагаю, что потребность инициативного и явного участия представителей общественности в управлении образовательной системой необходима, в первую очередь, из-за возрастающих требований к качеству образовательных услуг. Это как раз то, что мы наблюдаем в последние годы.
Стоит заметить, я полностью согласна с такой точкой зрения, что недоступность системы образования, иными словами, ее закрытость от внешнего влияния, ведет лишь к ее стагнации, то есть не развитию и малоэффективной экономической, а также управленческой деятельности.
Важность проблемы эффективности общественного внимания в управлении современным образованием взаимосвязана с внедрением в образование ФГОС нового поколения. Разработчики ФГОС объясняют это как не что иное, как общественный договор между семьей, обществом и государством [2].
Результатом выполнения данного договора считается распределение ответственности между семьей, обществом и государством за развитие личности, как социальное, так и общекультурное. Нужно знать, что развитие общественного участия в управлении образованием входит в число главных приоритетов в деятельности системы образования России [2].
Еще раз отмечу, что главная задача государственно-общественного управления образованием заключается в идеальном сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и, конечно, государства.
Значимое изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием — появление негосударственных структур, которые расширяют возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов. Исполнение принципов государственно-общественного управления образованием в развитии образовательных организаций требует разработки соответствующих нормативных актов и регламентов, что не теряет своей актуальности на протяжении последних пяти лет [1].
Если посмотреть, что показывает анализ опыта реализации государственно-общественного управления образованием, то, стоит отметить, что есть главные особенности, а именно:
— совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными организациями; процедура принятия решений, которая включает в себя обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
— передача части властных полномочий органов управления образованием структурам, которые представляют интересы определенных групп общественности, разработанная система разрешения появляющихся противоречий и споров между государственными и негосударственными структурами управления.
Стоит заметить, что участие в образовательных организациях органов государственно-общественного управления связано не только с положительными социальными эффектами, но и с некоторыми рисками: некомпетентность общественных управляющих может обозначить принятие решений, которые имеют отрицательный эффект для развития образовательных организаций; формализм деятельности общественных структур; сотрудники общественных структур станут вмешиваться в профессиональную деятельность педагогических работников, на мой взгляд, потому что нет правового регулирования общественного участия в управлении образованием; деятельность общественных структур уменьшит возможности руководителя в решении вопросов функционирования образовательной организации [2].
Как итог, сделаю вывод, что у современной системы образования есть отличительная особенность — это переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.
Миссия и задача государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы усилиями государства и общества в решении проблемных вопросов в образовании, дать педагогическим работникам, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, а также в выборе различных типов образовательных организаций [1].
На мой взгляд, прежде всего, это постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, которые выражают и представляют интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в сфере и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.
Литература:
- Маркина Л. Н., Васютенкова И. В. Критерии оценки деятельности органов государственно-общественного управления образованием: метод. рекомендации / Под ред. С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2012. — 131 с.
- Шемятихина Л. Ю. Менеджмент и экономика образования / Л. Ю. Шемятихина, Е. Е. Лагутина. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 442 с.