В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: инновационные технологии, управление, дошкольное образование.
Современные ориентиры модернизации системы российского образования — доступность, качество, эффективность — предъявляют повышенные требования к дошкольному образовательному учреждению. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих в их переходе на качественно новый режим — режим развития.
Другой аспект модернизации дошкольного образования связан с созданием в дошкольном образовательном учреждении оптимальных условий для проявления высокой культуры инновационной педагогической деятельности воспитателя, обладающего компетентностью, готового к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Успешное управление инновационными процессами зависит от педагогического состава образовательной организации, а значит, необходима их постоянная проработка, усовершенствование, то есть стабильное, непрерывное и прагматическое управление ими. Разрабатывая стратегию управления инновационными технологиями, управленческий аппарат ДОО, все чаще сталкивается с проблемами нехватки методических рекомендаций для специалистов дошкольной образовательной организации по данному вопросу. Это и стало актуальным в выборе темы исследований нашей магистерской работы.
Актуальность и противоречия позволили выделить проблему методического сопровождения педагогов в применении инновационных технологий в образовательный процесс ДОО: отсутствие конкретной модели повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационных технологий в управлении дошкольным образованием, хотя разработка подобной модели является, на наш взгляд, актуальной и своевременной.
Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной, С. В. Савиновой, и другими, которые показали, что информационное обеспечение управления детским садом является необходимым условием обновления дошкольного учреждения.
Исследуя данную проблему, на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области было осуществлено апробирование новой управленческой модели внедрении инновационных технологий в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс использования инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: возможности и перспективы использования средств инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
В эмпирическом исследовании принимало участие 6 педагогов из них: 1 учитель-логопед, 1 музыкальный руководитель, 4 воспитателя и руководитель учреждения — заведующий МДОУ «Солодчинский детский сад».
На начальном этапе исследования были изучены профессиональные компетенции педагогов с опорой на 3 основные компонента инновационной деятельности педагогов детского сада: личностный, когнитивный, деятельностный, выделенные авторами: С. А. Езоповой, В. А. Новицкой, О. Л. Марковой, А. В. Андреевой, А. А. Майер, Н. В. Микляевой [5, с. 24]. Диагностический инструментарий представлен в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Компонент инновационной деятельности педагогической деятельности |
Диагностические методики |
1. |
личностный |
Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» |
2. |
когнитивный |
Тест «Инновационные технологии в ДОО» |
3. |
деятельностный |
Диагностические карты О. А. Казаковой [2,с. 93]. |
По итогам первичного исследования было выявлено следующее (таблица 2).
Таблица 2
Итоговые данные первичного исследования педагогов
Анкетирование |
Тест знания инноваций |
ИКТ-компетенции |
|||
Тест ИКТ |
Карта № 1 |
Карта № 2 |
|||
Оптимальный уровень |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Достаточный уровень |
83 % |
67 % |
100 % |
50 % |
67 % |
Базовый уровень |
17 % |
33 % |
0 % |
50 % |
33 % |
Для разработки модели повышения качества образования в МДОУ «Солодчинский детский сад» Волгоградской области», мы проанализировали несколько направлений РИП (региональных инновационных площадок) г. Волгограда и Волгоградской области. Среди них мы выбрали для реализации нашей модели следующее направление: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развития с использованием театрализованной деятельности».
Цель: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программно-методическое обеспечение (модель) по управлению инновационным процессом в ДОО, способствующей повышению качеству образования данной ДОО по этому направлению.
Рис. 1. Модель повышения качества образовательного процесса в МДОУ «Солодчинский детский сад» Волгоградской области
Для реализации модели повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации через внедрение инновационных технологий в управление дошкольным образованиемнами была разработана план-программа, которая включала в себя 3 этапа.
Модель повышения качества образования через внедрение инновационных технологий в управление МДОУ «Солодчинский детский сад», основана на программе О. В. Гончаровой «Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания» [1, с.12]
Результаты работы РИП МОУ «Центр развития ребенка № 3 Краснооктябрьского района Волгограда» г. Волгограда: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста художественно-эстетическими средствами в процессе освоения программы «Театральная палитра».
Этапы реализации модели:
I этап:предполагал выявление инновационных потребностей МДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в МДОУ, планирование этапов работы.
В рамках реализации данного этапа было проведено исследование уровня подготовленности воспитателей к работе в экспериментальном режиме; предварительная диагностика детей; анализ материально-технической базы, создание художественно-эстетической развивающей среды, определена стратегия развития инновационной деятельности. Организована работа по формированию готовности педагогов к работе по экспериментальной программе; проведение работы с родителями.
Данный этап предполагал: Создание рабочей группы по реализации инновационного проекта (программы), разработка и утверждение плана-графика по реализации инновационного проекта (программы)
Продуктом реализации данного этапа выступило:
1) разработка диагностических методик по направлению художественное эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.
2) Разработка диагностических карт на владение педагогами инновационными технологиями художественно — эстетической направленности.
II этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
Инновации в работе с педагогическими кадрами.
Внедрение проектных моделей. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей: «Банк идей», который нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов. Педагогами было разработано «Педагогическое портфолио МДОУ», направленное на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа МДОУ.
С педагогами данной ДОО было проведено несколько обучающей семинаров, основной целью которых было вооружить педагогами знаниями основных инновационных технологий, художественно — эстетической направленности.
В ходе организации проведения обучающих семинаров педагоги подробно изучили современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников, проанализировали необходимость создания условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала, приобрели знания и практические умения демонстрация педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Педагоги познакомились с опытом педагогов РИП МОУ «Центр развития ребенка № 3» г. Волгограда: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста художественно-эстетическими средствами в процессе освоения программы «Театральная палитра».
В ходе внедрения разработанной нами модели управления инновационными технологиями педагогический коллектив МДОУ «Солодчинский детский сад» использовал ряд разнообразных образовательных технологий, таких как ИКТ-технологии, технологию уровневой дифференциации, проектную деятельность, игровую деятельность, здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволило не только вовлечь дошкольников в участие и обучение по направлению художественно-эстетическое развитие, но и повысить уровень знаний детей участвующих в педагогическом эксперименте.
Дальнейшая работа была посвящена разработке содержания комплексного проектирования по программе воспитания и развития детей художественно-эстетическими средствами на 2021–2022 уч. год в основу, которой положены основные направления программы О. В. Гончаровой «Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания».
Разработка комплексного проектирования предполагала формирование банка идей педагогов МДОУ «Солодчинский детский сад» Волгоградской области, определение основных стратегических направлений реализации концепции художественно-эстетического, формирование готовности педагогов к работе по экспериментальной программе, проведение работы с родителями.
III этап: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы. В ходе данного этапа педагоги приняли участие в организация работы по художественно-эстетическому воспитанию детей по программе «Театральная палитра» с учетом основных задач исследования в контексте реализации ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие».
Педагоги МДОУ «Солодчинский детский сад» приняли участие в формировании банка идеи инновационных технологий художественно-эстетической направленности. Педагогами реализована разработанная ими серия педагогических проектов художественно-эстетической и поликультурной направленности.
В настоящее время в МДОУ «Солодчинский детский сад» с целью реализации ФГОС ДО реализуются и используются следующие, инновационные проекты совместной деятельности педагогов, родителей и детей: «Тропинками музыки», «Театральный салат», «Детям об искусстве», «Инновационные методы управления дошкольной образовательной организацией».
Эффективностью дальнейшего развития управленческой модели, станет активное участие педагогического состава МДОУ «Солодчинский детский сад» в научно — практических конференциях городского и международного уровня, профессиональных конкурса педагогического мастерства, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта. Результаты апробации данной управленческой модели, по внедрению инновационных технологий, были проверены посредством повторного мониторинга профессиональных уровней педагогов. Основная цель повторной диагностики профессиональных уровней педагогов направлена на выявление уровня профессиональной компетентности педагогов, а также уровня овладения инновационными технологиями в базовых условиях инновационной среды данной ДОО.
Проведение повторной диагностики позволит отследить динамику развития знаний и профессиональных умений в рамках внедрения инновационных технологий, выявить какие направления требуют доработки и более полного изучения педагогами. Спланировать дальнейшую работу с педогамии с участием воспитанников и их родителей. Запланировать и прогнозировать дальнейшую работу по укреплению методической базы ДОО (таблица 3).
Таблица 3
Итоговые данные контрольного эксперимента среди педагогов «Солодчинский детский сад»
Анкетирование |
Тест знаний инноваций |
ИКТ — компетенции |
|||
Тест ИКТ |
Карта № 1 |
Карта № 2 |
|||
Оптимальный уровень |
50 % |
67 % |
67 % |
33 % |
33 % |
Достаточный уровень |
50 % |
33 % |
33 % |
67 % |
67 % |
Базовый уровень |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Таким образом, в ходе проведения эмпирического исследования на этапе контрольного эксперимента были изучены:
— уровень знаний педагогами основных инновационных технологий;
— наличие потребности у педагогов для самообразования и саморазвития в рамках применения инновационных технологий;
— уровень владения педагогами основными компьютерными программами, необходимые для реализации инновационных технологий;
— умение использовать цифровые электронные ресурсы для транслирования опыта своей педагогической деятельности [6, с.41].
Продуктивность внедряемой модели подтверждает динамика развития основных компонентов ИКТ-компетенций педагогических сотрудников, участвующих в эксперименте по внедрению управленческой модели применения инновационных технологий в ДОО.
Литература:
1. Гончарова О. В., М. Карташова, А. Р. Красева, С. Мирочиненко, В. Набокова, Ю. Шахина, Н. Юшкова. Вместе-дружная страна. Программа художественно-эстетического развития поликультурной направленности — 2016 г
2. Казакова, О. А. «Система методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ — компетенция» / О. А. Казакова. — Текст: непосредственный // Журнал Детский сад «от А до Я». — 2020. — № 1. — С. 93–96.
3. Кузнецова Е. Б. «Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения» [Сайт] https://educ.wikireading.ru/21727 (дата обращения: 11.05.2021).
4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Издательство «Магистр» 1997- 224 с.