В статье автор проводит анализ прогресса в области цифровой трансформации государственного управления и дает основные рекомендации по улучшению этого процесса.
Ключевые слова: государственное управление, цифровая трансформация, информационная безопасность.
Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг позволяет получить доступ ко всей необходимой информации, а также дает возможность быстро и эффективно получить необходимую государственную услугу.
Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в обществе, которые связаны с внедрением и развитием цифровых технологий. Сейчас это явление затрагивает все сферы жизни, что вполне естественно, поскольку цифровые технологии предоставляют множество возможностей, которые раньше можно было использовать лишь довольно экономно. Например, в сфере государственного управления использование цифровых технологий позволяет создать благоприятные условия для получения гражданами доступа ко всей необходимой информации и дает возможность быстро получите необходимую услугу. Действительно, это эффективный инструмент управления, который помогает повысить эффективность и качество предоставляемой информации.
Модель цифровой экономики в России. В модели РФ государство занимает активную экономическую позицию, участвует в управлении многих частных компаний, в контроле над основными отраслями экономики, банковской сфере, СМИ. Это дает возможность контролировать темпы развития экономики и существенно влиять на перераспределение общественных благ [1, с. 2673].
Функциональность органов публичного управления должна поддерживать необходимый уровень регулирования социально-экономических процессов для обеспечения стабильного общественного развития государства. Среди основных факторов, влияющих на процесс цифровизации публичного управления в зарубежных странах, можно выделить:
— активное внедрение новых знаний и глобальных информационных технологий во все сферы общественной жизнь;
— развитие гражданского общества и социального партнерства в цифровой среде;
— особенности созданной в стране модели рыночной экономики, которые выражаются в стимулировании свободы предпринимательства, свободного движения рабочей силы, конкурентности рынков;
— степень децентрализации власти и эффективность проведения структурной и региональной политики для улучшения социально-экономических условий жизни граждан;
— степень развития экономики страны, который определяет материальные возможности людей по использованию современных информационных технических средств;
— реализация социально значимых проектов, способствующих соблюдению принципов социального равенства и справедливости в цифровой экономике.
Преимущества использования цифровых технологий в анализируемой области очевидны: значительное сокращение времени, необходимого для обработки документов, упрощение бюрократических процедур, облегчение координации действий, а также достижение большей открытости и прозрачности деятельности государственного управления для граждан, что повышает их доверие к государственным институтам.
Соответственно, неудивительно, что цифровая трансформация государственного управления (далее именуемая ЦТГУ) является одним из ключевых направлений модернизации экономики как за рубежом, так и в нашей стране. Внедрен федеральный проект «Цифровое государственное управление» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Его основная задача заключается в цифровизации государственного управления, обеспечивая при этом граждан, имеющих прямой доступ к государственным услугам, платформам и суперсервисам посредством цифрового доступа. Цель включает в себя создание успешно функционирующей системы управления данными и развитие инфраструктуры электронного правительства.
В частности, к 2024 году предлагается осуществлять 70 % взаимодействий граждан с государственными органами в цифровой форме. Все государственные услуги должны быть оказаны в электронном виде к этому времени, а доля электронного документооборота государственных и бюджетных учреждений должно быть доведено почти до 100 %. Кроме того, необходимо запустить 25 сервисов. Таким образом, цифровизация ЦТГУ ставит новые амбициозные цели, что требует гибкости и скорости выполнения, и в то же время надежности и устойчивости, поэтому необходимо определить, что мешает этому процессу [4].
ЦТГУ посвящен ряд работ зарубежных и российских ученых. Например, зарубежные исследования определяют этапы цифровизации, оценивают достижения цифровизации на основе платформ производительности, анализируют электронные государственные услуги и описывают последние инструменты цифровизации. Российские авторы обсуждают особенности, принципы и направления цифровизации в государственном секторе. В этой области есть определенные достижения.
В этой сфере активно внедряются цифровые технологии и платформенные решения. Однако такой серьезный вопрос, как проблемы, связанные с внедрением цифровизации, требует более детального рассмотрения. Этому посвящено несколько работ, но трудности, связанные с ЦТГУ, рассматриваются очень схематично, и имеют неполные данные.
На взгляд автора, необходимо создать целостную картину. Четкая классификация проблем ЦТГУ, дополненная рекомендациями, должна быть создана. Действительно, этот вопрос следует тщательно рассмотреть, поскольку только адекватная оценка подобных проблем поможет выработать подробные рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию этой области. Это позволяет нам наметить основные направления исследований: выявление достижений и основных проблем процесса ЦТГУ с целью содействия развитию этого перспективного направления в ближайшем будущем.
Проведенный анализ эмпирических данных показывает, что цифровые технологии активно используются в государственном управлении как в России, так и за рубежом. Лидерами в области ЦТГУ в настоящее время являются США, Великобритания, Южная Корея. Эти страны разработали цифровые платформы, которые предоставляют широкий спектр государственных услуг. В частности, обзор Всемирного банка электронных государственных услуг Великобритании показывает, что, если только треть предоставляемых государственных услуг преобразуется в цифровой форме, то ежегодная экономия составит более 1 миллиарда фунтов стерлингов.
Более того, взаимодействие граждан и государства в такой форме обходится в 50 раз дешевле, чем в очном режиме работы. В России, если все государственные услуги, которые будут переведены в цифровой формат, предполагаемая выгода составит около 4 миллиарда рублей в год. Это очень впечатляющая цифра, которая объясняет, почему ЦТГУ является приоритетом [4].
Имеющиеся данные показывают, что цифровизация российского государственного сектора развивается быстрыми темпами. Это доказывается тем, что увеличился объем инвестиций в эту сферу. Например, рентабельность инвестиций в бюджетный сектор в 2018 году составила 83,4 млрд рублей. Рост составил 11 % по сравнению с данными 2017 года. Крупнейшим заказчиком является государство в лице Пенсионного фонда России, Федерального казначейства, министерств и органов государственной власти. Индекс развития электронного правительства в России также достаточно высок. В последние годы он значительно вырос и оценивается ООН как «очень высокий», что позволяет России занимать 32-е место в общем рейтинге развития электронного правительства.
Что касается предоставления государственных услуг, то на начало 2019 года на официальном портале государственных услуг Российской Федерации было зарегистрировано более 85 миллионов человек.
Объем оказанных услуг составляет более 2,6 миллиарда рублей. Более того, ЦТГУ привело к созданию многочисленных многофункциональных центров, Единого портала государственных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия.
Темпы цифровизации государственного сектора значительно ускорились из-за пандемии, что послужило важным стимулом. Например, в 2020 году было запущено 12 цифровых сервисов, включая выплату пособий, выдачу материнского капитала и регистрацию электронных пропусков. Было подано более 50 миллионов заявок и предоставлено 46 миллионов услуг [4]. Все эти услуги можно было получить, не выходя из дома, что экономит время и деньги. Все вышесказанное свидетельствует о возрастающей роли ЦТГУ. Для того, чтобы более точно определить преимущества, которые дает использование цифровизации, необходимо сначала определиться с особенностями государственного сектора.
Работа в сфере государственного управления требует выстраивания многоканальных отношений, а вся сфера сложна и масштабна. Кроме того, сотрудники органов государственного управления выполняют различные виды деятельности, требующие использования средств автоматизации. Несомненно, также важно, чтобы работник бюджетной сферы выполнял волю государства, в этом случае он не может увеличивать его доход от предоставления коммерческих услуг. В то же время каждый государственный служащий должен обеспечивать высокую эффективность управления всей организацией. Все это требует сокращения времени, необходимого для освоения цифровых технологий, повышения надежности программного и аппаратного обеспечения для их реализации, увеличения объема и скорости обработки информации, а также повышения производительности пользователей цифровых технологий [2, с. 118].
Эффективность внедрения цифровых технологий в данном случае обеспечивается за счет достижения высоких скоростей операций по работе с информацией, повышения качества расчетов за счет создания единой информационной базы и за счет ее централизованной обработки, улучшения информационных услуг на разных уровнях, за счет сокращения времени на составление и получение документов.
Основные эффекты, вытекающие из ЦТГУ, будут сведены к повышению производительности труда сотрудников и сокращению времени на принятие решений; создание новых рабочих возможностей (централизация управления, электронный документооборот, единый источник информации); накопление опыта и совершенствование деятельности за счет комплексного использования баз данных, информационных порталов, корпоративных поисковых систем; повышение гибкости управленческих решений; сокращение числа ошибок при принятии решений; минимизация времени предоставления государственных услуг за счет консолидации операций и функций.
Все вышеперечисленное показывает возможности, предоставляемые ЦТГУ с точки зрения повышения доступности, качества и функциональности, а также снижения затрат на функционирование государственного управления и минимизации затрат на национальные проекты. Необходимо рассмотреть, что мешает прогрессу в этой области.
На пути динамичного развития этой сферы существует ряд препятствий. Следует отметить несколько проблем: недостаточные нормативные нормы, ограниченное бюджетное финансирование, нехватка квалифицированных кадров в этой сфере, неадекватные технологические стандарты и низкий уровень информационной безопасности.
Первая проблема, которую необходимо рассмотреть, — это ограниченное финансирование. Распространение цифровых технологий является дорогостоящий процесс, требующий значительных инвестиций, особенно на начальном этапе цифровизации, в то время как возврат инвестиций не будет быстрым. Именно поэтому практически все страны, и Россия не исключение, испытывают финансовые проблемы при внедрении цифровизации в анализируемой сфере. Выделение необходимых средств затруднено из-за ограниченного финансирования. Так, в 2019 году на программу цифрового государственного управления было выделено всего 5,7 % от необходимой суммы денег, а проект цифровой экономики был профинансирован только на 8,3 %. В контексте оптимизации затрат вряд ли удастся профинансировать это направление в полном объеме, что может замедлить темпы цифровизации. Однако следует помнить, что эти инвестиции быстро окупятся за счет значительной экономии времени, денег и человеческих ресурсов, поэтому необходимо идти в ногу со временем и стимулировать ЦТГУ [4].
Вышеупомянутая проблема тесно связана с проблемой неадекватных технологических стандартов. Здесь мы сталкиваемся с очень противоречивой ситуацией. С одной стороны, для России характерна некоторая технологическая отсталость. Это связано с тем, что Россия начала цифровизацию позже других стран, поэтому требуется время, чтобы догнать их. В то же время многие пользователи отмечают отсутствие упрощенного и адаптированного программного продукта для обычных пользователей, в результате чего некоторые слои населения не могут эффективно пользоваться ЦТГУ. Другим аспектом является разнообразие цифровых технологий, используемых в государственном секторе, и, как следствие, трудности в интеграции и работе с различными данными при решении одной задачи требуется создание отдельного инструмента, что увеличивает стоимость выполнения конкретной задачи.
Необходимо утвердить единые технологические стандарты в этой области. В целом решение технологических проблем не лежит на поверхности, но очевидно, что нам следует продолжать работу по объединению отдельных информационных систем в единое целое, что подразумевает разработку платформ. Кроме того, следует продолжить работу по созданию стандартизированного, простого в использовании инструмента для оцифровки государственных услуг, к которому миллионы новых пользователей смогут легко получить доступ.
Проблемы с персоналом включают в себя нехватку высококвалифицированных кадров в этой сфере. Некоторые сотрудники даже имеют низкий уровень компьютерной грамотности, что мешает активному использованию цифровых технологий в своей работе. Не все сотрудники готовы приобретать новые навыки. Для решения этого круга проблем необходимо поощрять сотрудников к активному использованию цифровых технологий, повышать уровень компьютерной грамотности путем участия в семинарах и вебинарах, которые должны регулярно проводиться в организациях государственного сектора.
Проблема недостаточных нормативных норм цифровизации государственного сектора возникает из-за отсутствия координации между текущими усилиями по цифровой трансформации и действующими правовыми актами и административными регламентами. Также стоит отметить несовершенство законодательства и отсутствие единых стандартов при выборе систем цифровизации. Это подводит нас к выводу, что действующее законодательство отстает от темпов развития цифровой экономики, поэтому в качестве решения этой проблемы мы должны привести в соответствие нормативные документы, которые обязаны соответствовать скорости изменений в области ЦТГУ. Кроме того, необходимо внести дополнительные изменения в нормативную базу, чтобы это способствовало более быстрой цифровизации анализируемой области.
Наконец, важно повысить информационную безопасность в сфере предоставления цифровых услуг. Россия показывает здесь хорошие результаты, занимая 10-е место в мире. Но уровень киберпреступности растет во всем мире, поэтому нам также необходимо приложить дополнительные усилия для повышения уровня информационной безопасности [3, с. 161]. Использование технологии распределенного хранения данных (блокчейн) рассматривается как перспективное в решении проблемы безопасности данных.
В целом перспективы России с точки зрения ЦТГУ оптимистичны, и существует значительный потенциал для дальнейшего развития. По данным экспертной группы Digital Mckinsey, цифровизация экономики нашей страны увеличит ВВП на 4,1–8,9 млрд рублей к 2025 году [5]. Планируется обеспечить функционирование и развитие цифрового правительства, а также дальнейшее развитие и совершенствование тех информационных систем, которые направлены на предоставление государственных услуг и выполнение государственных функций в цифровой форме.
Таким образом, необходимо изучить пользовательский опыт во всем мире, требуется проанализировать существующие цифровые системы и разработать общие требования к модернизации, которые учитывали бы лучшие практики. Стоит разработать еще более подробные способы улучшения процесса оцифровки информации для государственного управления и государственных услуг, что повысит эффективность организаций в этой области.
Несомненно применение мировых стандартов на национальную почву будет обусловлено местными особенностями, но сами попытки в этом направлении будут способствовать цифровой трансформаций России.
Необходимо продолжить дальнейшую стандартизацию цифровых систем и утверждение единых технологических стандартов, повысить уровень информационной безопасности и внедрить новые инструменты оцифровки, сочетающие простоту использования с высокой функциональностью.
Литература:
- Бахтаирова Е. А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 6. — С. 2673–2692.
- Москвитина Н. В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. — 2021. — № 4. — С. 114–128.
- Сухарева М. Н. Цифровая трансформация как приоритетный вектор совершенствования механизма государственного управления // В сборнике: Актуальные проблемы развития государства и права. сборник научных статей научно-практического круглого стола. — 2021. — С. 160–162.
- Belyakova O. V. Digital Transformation Of Public Administration: Achievements And Problems // Conference: Global Challenges and Prospects of The Modern Economic Development. — 2021. — 174–180.
- Digital government 2020: Prospects for Russia — Текст: электронный // World Bank Group official website: [сайт]. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/24402 (дата обращения: 25.04.2022).