Взаимосвязь ориентации на руководство и системы жизненных смыслов у молодежи г. Иркутска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Филатова, И. А. Взаимосвязь ориентации на руководство и системы жизненных смыслов у молодежи г. Иркутска / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 228-232. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91864/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данное время возросла актуальность проблемы руководства не только персоналом коммерческих организаций, но и государственных, в том числе и правоохранительных, структур. В условиях современно развития российского общества и перемен в системе жизненных смыслов — эффективность управления, адекватный стиль руководства выступают важным фактором межличностных отношений в любом коллективе.

Большинство студентов выходя за пределы университета является потенциальным руководителем, ибо карьерный рост очень важен для людей и любого профессионала.

Ключевые слова: взаимосвязь, стиль руководства, жизненные смыслы, студенты, молодежь.

At this time, the urgency of the problem of managing not only the personnel of commercial organizations, but also state, including law enforcement, structures have increased. In the context of the modern development of Russian society and changes in the system of life meanings — the effectiveness of management, an adequate style of leadership is an important factor in interpersonal relations in any team.

Most of the students outside the university are potential leaders, because career growth is very important for people and any professional.

Keywords : relationship, leadership style, meanings of life, students, youth.

Вопросы смысла жизни, которые связаны с понятиями целей, ценностей и т. п. и поэтому являются одними из основополагающих в изучении внутреннего пространства личности, всегда были и будут актуальны и в теоретическом, и в практическом плане. Особенно они важны в начале нового века и тысячелетия, а значит, для нашего поколения, живущего в условиях глубочайших социально-экономических и политических изменений [1].

В любой деятельности проявляются ценностные ориентации руководителя — на себя или на коллектив, базирующиеся на убеждениях, которые выступают как мировоззрение человека [2].

Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. Многое зависит от его стиля руководства. Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации [3].

Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющиеся в различных ситуациях [4].

Программа исследования была выполнена поэтапно.

Для проведения исследования были выбраны 2 методики:

Первая методика «Исследование системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова позволяет определить содержание системы ценностных ориентаций и последовательность представленности их в системе жизненных смыслов испытуемого [5].

Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Все категории делятся на 8 видов:

1.Альтруистическая (ценность бескорыстной помощи);

2.Экзистенциальные (придание ценности самому проживанию жизни);

3.Гедонистическая (ценность в получении удовольствия);

4.Самореализация (ценность своего предназначения);

5.Статусная (ценность высокого положения в обществе);

6.Коммуникативная (ценность общения с другими людьми);

7.Семейная (ценность заботы о своей семье);

8.Когнитивная (ценность в познании мира).

Вторая методика петербургского психолога Л. Л. Ершова предназначена для руководителей предприятий и изучает 4 вида ориентации руководителя.

Сущность методики в том, что связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия его интересов, и мотивов деятельности коллектива.

Максимальный показатель по каждому типу ориентации 20 баллов, минимальный — 0 баллов. Если у испытуемого выражены все 4 типа, у него будут средние оценки (по 5 баллов за каждый тип). Обращать внимание надо на:

  1. те показатели, которые выше 6 баллов (7 и больше), — это сильные стороны испытуемого
  2. ниже 4 баллов (3 и меньше) — это его слабые стороны.

Таким образом, в совокупности 2 данные методики рассматривают взаимосвязь системы жизненных смыслов с ориентацией на руководство у молодёжи г. Иркутска.

В эмпирическом исследовании, проведенном в 2020 году, приняли участие 30 респондентов, жители города Иркутска.

Генеральная совокупность представлена молодежью, т. е. лицами в возрасте от 18 до 35 лет, такой возрастной период соответствует периоду взрослости молодежи, по мнению психолога, Б. Г. Ананьева. Именно этот интервал, по мнению этого исследователя, является возрастными границами молодежи.

Всего в исследовании приняли участие 23 человек, из них 11 — юношей, 12 — девушек.

Это период, когда перед молодыми людьми стоят задачи по развитию планов на будущее, приобретения профессии и определенного социального статуса, построение межличностных отношений с противоположным полом. Почти все испытуемые на момент исследования находились в процессе получения высшего образования, что говорит о том, что соответственно они являются потенциальными руководителями.

Для начала на рисунке 1, мы покажем график распределения среднего значения по всем шкалам методики В. Ю. Котлякова.

Средние значения показателей по методике Ю. Котлякова

Рис. 1. Средние значения показателей по методике Ю. Котлякова

После представления общего распределения средних значений по шкалам, мы распределим все результаты средних значений шкал от большего к меньшему (табл. 1).

Таблица 1

Распределение средних значений по шкалам от большего к меньшему по методике «Исследование системы жизненных смыслов» Ю. Котлякова

Ср. значение

Девушки

Ср. значение

Юноши

Семейные

16,08

Альтруистические

16,73

Когнитивные

15,42

Когнитивные

15,18

Статусные

14,92

Семейные

14,91

Коммуникативные

14,92

Гедонистические

14,36

Альтруистические

14,25

Статусные

12,91

Гедонистические

11,42

Коммуникативные

12,36

Экзистенциальные

11,17

Самореализации

11,27

Самореализации

9,83

Экзистенциальные

10,27

После распределение средних значений по шкалам от большего значения к меньшему сделаем выводы, исходя из самых высоких и самых низких средних значений шкал.

Группа девушек:

  1. имеют самые высокие средние значения по шкале семейные. Что говорит о том, что потребности человека заботиться о членах своей семьи, жить ради нее, передавать все лучшее собственным детям, участвовать в судьбе родных и близких людей;
  2. наиболее слабо выражены смыслы самореализации, что означает, женщины не имеют стремления к собственному выражению, исполнить свое предназначение, совершенствовать свою личность и отношение с окружающим миром, реализовывать свои способности и возможности.

Группа юношей:

  1. самое высокое значение имеют альтруистические смыслы. Они основаны на потребности человека бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие, делать добро, служить общему благу, пренебрегая собственной выгодой;
  2. имеют самые низкие значения экзистенциальные смыслы. Основаны на потребности человека придавать ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях.

Исторически сложилось так, что в длительный отрезок времени ущемлялись права женщин и только лишь на современном этапе развития общества женщины начинают и могут активно продвигаться в карьере и поэтому семейные ценности сейчас ниже статусных, но все так же являются лидирующими смыслами в жизни женщины.

Также и у в группе мужчин в консервативном или традиционном представлении семьи мужчина является «добытчиком», как во времена проживания мамонтов на земле. Поэтому альтруистические смыслы наиболее выражены, а также обратные тому смыслы это экзистенциальные. Можно предположить, что тому виной подобное стереотипное мышление.

Далее рассмотрим результаты исследования по методике Ершова Л. Л. «Мотив власти». Для начала рассмотрим средние значения результатов опроса (рис. 2).

Средние значения результатов по методике Л. Л. Ершова «Стили руководства»

Рис. 2. Средние значения результатов по методике Л. Л. Ершова «Стили руководства»

Из рисунка видно, что девушки более на строены на дело, нежели мужчины. По шкале отношения с людьми или психологический климат коллектива значения почти равны. По остальным средним значениям шкал: официальная субординация и на себя преобладают юноши.

Можно провести параллели: девушки более направленны на дело, потому что для них являются важным семья, а к семье человек всегда относится серьёзно, с трепетом. Поэтому и стиль руководства больше подходит этот.

У юношей же ситуация такова: им важно оказывать помощь бескорыстно, т. к. высший средний балл по альтруистическим смыслам, поэтому им так важно быть направленные на себя.

Направленность на себя — это прежде всего о том, что человеку надо добиться своих целей, к примеру, заработать как можно больше, чтобы стать более независимым, прокормить семью и тем самым показать свой авторитет, что можно отнести к направленности на соблюдение субординации.

Будущие компетентные руководители, обеспечивающие психологическую безопасность современной организации, особенно необходимы в эпоху непрерывных нововведений в экономической, культурной, социальной и в управленческой среде. Особое место в управленческой среде занимает определение стиля руководства у должностных лиц. Эффективность управленческой деятельности определяется не только личными качествами руководителя, но и стилем поведения по отношению к подчиненным

Наибольшее влияние на коллектив имеет конечно руководитель. Своим стилем поведения, стилем управления, общением и особенностями личности [6].

Выбор стиля руководства также, обусловлен и жизненными ценностями человека, на которые он опирается на своем жизненном пути [7].

Под стилем руководства понимается совокупность конкретных способов и методов, при помощи которых происходит взаимодействие руководителей с коллективом, не обязательно это может быть внутри фирмы, а в любом коллективе, например, в студенческой группе.

А также, новые особенности ценностных установок и поведения молодых людей могут стать основой более динамичного развития образования, включения молодых людей в реальную практику, подготовки их к ожидаемым экономическим и социальным изменениям, к изменениям в управлении организации, а, возможно, и к появлению новых стилей руководства.

Литература:

  1. Фомина, Н. А. Система жизненных смыслов студентов вуза / Н. А. Фомина, Т. В. Рогожкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — № 3. — С. 66–71.
  2. Пахомов, Ю. Н. Политические убеждения и стили руководства как фактор эффективности работы менеджеров компании игорного бизнеса / Ю. Н. Пахомов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — Т. 7. — № 1. — С. 133–139.
  3. Карпов, В. В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом / В. В. Карпов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — № 3(39). — С. 230–234.
  4. Пугачев, В. П. Руководство персоналом организации / В. П. Пугачев. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 279 с.
  5. Котляков, В. Ю. Методика «система жизненных смыслов» / В. Ю. Котляков // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — № 2–1(54). — С. 148–153.
  6. Королькова, Е. И. Связь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе / Е. И. Королькова, А. А. Аршинова // Всероссийская конференция молодых исследователей «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2018»: сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей, Москва, 12 декабря 2018 года. — Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. — С. 73–76.
  7. Фонталова Н. С. Взаимосвязь потребности во властвовании и системы жизненных смыслов у современной молодежи / Н. С. Фонталова, Ю. О. Рюмкина. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).23 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.
  8. Бадалян, Ю. В., Барткевич Е. В. Взаимосвязь стиля руководства и типа межличностных отношений в коллективе сотрудников правоохранительных органов / Ю. В. Бадалян, Е. В. Барткевич. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-stilya-rukovodstva-i-tipa-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-kollektive-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov (дата обращения: 21.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): стиль руководства, смысл, методика, потребность человека, ценность, Ершов, значение шкал, распределение средних значений, самое проживание жизни, управленческая среда.


Похожие статьи

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Оценка и сравнение физической подготовленности студенток Читинской государственной медицинской академии

На современном этапе становления жизнедеятельности человечества наблюдается преображение всех видов его работы. Возрастают требования к молодежи, для важной и успешной трудовой деятельности в условиях высококачественного переустройства всех сторон жи...

Изучение способов оптимальной адаптации молодых специалистов газовой и нефтяной промышленности

Данная статья посвящена вопросу адаптации молодых специалистов отрасли газовой и нефтяной промышленности. В настоящее время, в момент экономического и социального развития России, учитывая условия реального отсутствия государственных рычагов регулиро...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи

В ходе изменения старых традиций и зарождения новых, воспитание молодёжи, развитие творческих способностей, духовно- нравственное совершенствования в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план. В сравнении с прошлыми годами, когда личнос...

Ожидания молодых банковских специалистов в социально-трудовой сфере

В настоящее время человеческий фактор выступает в качестве важнейшего показателя в оценке привлекательности банковского учреждения. В условиях расширения эффективности средств производства и конкуренции соответствие предполагаемых результатов труда и...

Личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к изменениям (в профессиональной сфере)

В современном обществе, в котором постоянно происходят изменения в социально-экономической сфере, актуальна готовность человека сообразно идентично реагировать на происходящие изменения и, в частности, выбирать релевантные сценарии выполняемых задач ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Похожие статьи

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Оценка и сравнение физической подготовленности студенток Читинской государственной медицинской академии

На современном этапе становления жизнедеятельности человечества наблюдается преображение всех видов его работы. Возрастают требования к молодежи, для важной и успешной трудовой деятельности в условиях высококачественного переустройства всех сторон жи...

Изучение способов оптимальной адаптации молодых специалистов газовой и нефтяной промышленности

Данная статья посвящена вопросу адаптации молодых специалистов отрасли газовой и нефтяной промышленности. В настоящее время, в момент экономического и социального развития России, учитывая условия реального отсутствия государственных рычагов регулиро...

Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи

В ходе изменения старых традиций и зарождения новых, воспитание молодёжи, развитие творческих способностей, духовно- нравственное совершенствования в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план. В сравнении с прошлыми годами, когда личнос...

Ожидания молодых банковских специалистов в социально-трудовой сфере

В настоящее время человеческий фактор выступает в качестве важнейшего показателя в оценке привлекательности банковского учреждения. В условиях расширения эффективности средств производства и конкуренции соответствие предполагаемых результатов труда и...

Личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к изменениям (в профессиональной сфере)

В современном обществе, в котором постоянно происходят изменения в социально-экономической сфере, актуальна готовность человека сообразно идентично реагировать на происходящие изменения и, в частности, выбирать релевантные сценарии выполняемых задач ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Задать вопрос