В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее образование предполагает сложный процесс развития познавательных, социальных, эмоциональных и культурных особенностей личности будущих специалистов.
Ключевые слова: культурное сознание, обучение, обучение культуре, межкультурная коммуникативная компетенция.
Современные процессы международной интеграции обуславливает необходимость поиска новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, основной частью которой является обучение иностранным языкам с применением инновационных методов и технологий. В статье представлены основные подходы и принципы формирования межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов. В результате стремительного развития межкультурной коммуникации и глобальных трансформаций, происходящих в мире с конца 90-х гг. ХХ в., назрела необходимость в создании личности с новым набором качеств и компетенций, остро необходимых для рационального функционирования в поликультурном мире.
В настоящее время мир сталкивается с новыми вызовами, связанными с взаимопониманием, сотрудничеством и согласием в условиях глобализации. В реализации указанных ценностей для понимания образовательной реальности должно принять участие новое поколение молодых людей, которым предстоит жить, работать и развивать наше будущее. Итак, создавая наш будущий мир, мы должны прививать молодежи определенные ценности с первых шагов воспитательного воздействия, чтобы сделать последствия глобализации положительными.
Среди различных компетенций студентов в контексте высшего образования межкультурная компетенция является одной из мультимодальных. Это помогает студентам стать более осведомленными и гибкими по отношению к другим культурам во всем мире. Это помогает развивать у учащихся такие положительные качества, как гибкость, любознательность, открытость и принятие разнообразия. Это показывает международную актуальность полученной компетенции, поэтому результаты и выводы должны быть применимы для высшего образования на мировой арене. Межкультурная компетенция важна для студентов, потому что они видят себя работающими в международной среде, знают и понимают разные культурные границы, хорошо ориентируются в разных культурах, зная, какие ценности и модели поведения помогут им в их будущих международных рабочих местах.
Одной из задач систем высшего образования является подготовка высококвалифицированного международного профессионала, который будет адаптирован к общему рынку труда, несмотря на деконструкцию ценностей. Такой профессионал должен быть обеспечен межкультурной компетенцией, которая необходима в поликультурной, полиэтнической и полиязычной среде как своего рода культурная матрица и, несомненно, будет способствовать решению общемировых задач.
Межкультурная компетенция важна, поскольку обучение студентов становится все более и более международным, что является «непосредственным следствием недавней европейской интеграции и общим следствием более широкого явления глобализации». Без сомнения, «во времена всепоглощающей глобализации развитие межкультурной компетентности стало одной из важнейших задач высших учебных заведений во всем мире».
Реальность современного глобализованного мира такова, что все больше и больше молодых людей стремятся воспользоваться межкультурной компетенцией в различных международных образовательных программах, перспективах трудоустройства или учебы, которые в большинстве случаев требуют глубокого знания иностранного языка. Первоначальным инструментом для этой цели признано знание языка.
Значительные изменения произошли в цели обучения иностранным языкам. Проблема развития межкультурной компетенции при обучении английскому языку очень актуальна, особенно в условиях высшего образования. Это отражает растущий интерес исследователей к различным ее аспектам. Теперь это не просто передача лингвистических знаний и умений, а даже усвоение энциклопедических краеведческих знаний для географического и исторического осмысления. Собственно, это развитие у студентов навыков участия в межнациональном общении, что должно стать центральной идеей обучения иностранным языкам.
Однако при обучении иностранным языкам считается, что преподавателям иностранных языков необходимо развивать не только коммуникативную компетенцию. Также следует развивать межкультурную компетенцию. На самом деле, это очень важно в наше время, потому что разнообразное смешение народов, языков, культур достигло небывалого уровня, и перед нами, как всегда, встала задача воспитания терпения к другой культуре, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления чувства раздражение избытком, недостатком или инаковостью других культур.
Существуют разные мысли об эмпирическом, идеологическом и методологическом измерениях глобализации, плюрализации, локализации английского языка. Именно этим и вызван общий акцент на межкультурную коммуникацию. «В нынешнем мире, где все становится глобальным, межкультурная коммуникация является «обязательной»… В контексте недавней европейской интеграции мы больше не ограничены государственными границами и, таким образом, стали частью международной сети» [5].
Итак, развитие межкультурной компетенции имеет жизненно важное значение, так как поможет достичь взаимопонимания в процессе общения с представителями разных культур.
Таким образом, не вызывает сомнений, что мысль о необходимости развития межкультурной компетенции крайне актуальна, так как обучение общению на иностранном языке предполагает овладение некоторыми социокультурными знаниями и умениями, являющимися неотъемлемыми частями практического владения иностранным языком.
Межкультурная компетенция представляет собой довольно сложное понятие, определяемое как способность учащихся обеспечивать общее понимание людей с различной социальной идентичностью и их способность взаимодействовать с людьми как со сложными человеческими существами с множественными идентичностями и собственной индивидуальностью. Межкультурная компетенция заключается в «понимании и взаимодействии с людьми, принадлежащими к разным культурам» [1].
Литература:
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2005.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. для вузов / Э. Ф. Зеер. — М.: Академия, 2009. — 378 с.
- Зникина, Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: дис… д-ра пед. наук / Л. С. Зникина. — Кемерово, 2004. — 406 с.