В данной статье рассматриваются электронные системы, используемые прокуратурами Российской Федерации, значение и результаты их использования, приводятся статистические данные, подтверждающие эффективность использования указанных в статье программ.
Ключевые слова: Российская Федерация, Генеральная прокуратура, необходимая информация, цифровизация.
В современном мире, в эпоху цифровизации всех отраслей государственной деятельности, актуальными явлениями выступают технологические инновации с использованием новых информационных технологий. Электронные системы, используемые прокуратурами Российской Федерации, позволяют облегчить и усовершенствовать деятельность работников в сфере документооборота, проводимый мониторинг в сети Интернет, позволяет в кратчайшие сроки отслеживать и пресекать правонарушения.
Проводимые мероприятия в области информатизации органов прокуратуры осуществляются во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 07.09.2017, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (далее — Концепция) [1]. Их реализация направлена на обеспечение инновационного, высотехнологичного прокурорского надзора и предусматривает использование цифровых технологий для координации деятельности правоохранительных органов.
Указанная Концепция предполагает последовательную реализацию информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в три взаимосвязанных этапа. Необходимо обозначить реализацию некоторых задач, включенных в первый (2017 год) и второй (2018–2020 годы) этапы Концепции.
Так, в ходе осуществления надзорной деятельности, для оперативного получения информации сотрудниками прокуратур Российской Федерации активно используется информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ИС МЭВ), которая позволяет сокращать количество бумажного документооборота, более продуктивно собирать информацию из различных ведомств. Наиболее востребованы данные ФНС России (сведения об участии граждан в юридических лицах в качестве руководителей, учредителей, о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, об их счетах (вкладах) в кредитных организациях) [2].
В 2021 году прокурорами направлено более 4,5 млн. запросов (в 2020 году сформировано около 2,5 млн.). Существенная часть запросов ориентирована на пресечение нарушений коррупционной направленности. Так, в обозначенный период посредством сервиса обработано 62 978 запросов прокуратуры Амурской области, из них 12 175 — в Росреестре, 10 410 — в органах МВД России. Однако наибольшее количество запросов (39 974) обработано налоговыми органами [3].
Генеральной прокуратурой Российской Федерации обеспечена возможность получения при помощи ИС МЭВ данных иных ведомств, Рослесхоза, Росфинмониторинга.
С каждым годом совершенствуется деятельность проведения аналитических работ, связанных с использованием общедоступных источников. Прокурорам предоставлена возможность без запроса отдельных документов найти необходимую информацию, что значительно упрощает работу, время на проведение проверки значительно сокращается. Информационные ресурсы «Спарк», X-Compliance, «Маркер» позволяют оперативно получать необходимую информацию о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сведения о деятельности организации, ее руководстве, об имеющихся долгах и судебных процессах. Кроме того, с помощью X-Compliance проверяется исполнение требований законодательства по противодействию отмыванию доходов, борьбе с коррупцией.
Однако, согласно Информационному письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.04.2022 № 113–03–2022/Ип8916 «Об итогах анализа работы по реализации мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации» установлено, что отдельными прокуратурами допускаются ситуации, препятствующие своевременному исполнению сторонами возложенных обязательств, не соблюдаются требования о своевременном представлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сведений об организации приемочных мероприятий, оперативной проверке первичных отчетных документов в отношении поставленного оборудования, их подписании в целях дальнейшего направления исполнителями государственных контрактов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для оплаты; а также отмечено недостаточное использование внешних источников информации «Спарк», X — Compliance, «Маркер».
В рамках Концепции, на сегодняшний день, осуществляется третий этап (2021–2025 годы), который включает: трансформацию ФГИС ЕРП в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; дальнейшее развитие (модернизацию) государственных и ведомственных информационных систем, и автоматизированных информационных комплексов органов прокуратуры; реализацию технологии единого входа в информационные системы и автоматизированные информационные комплексы органов прокуратуры; ввод в промышленную эксплуатацию единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры и многое другое.
Одной из задач третьего этапа Концепции выступает ввод в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее — ГАС ПС). ГАС ПС обеспечит открытость и полноту статистических данных, начиная с сообщения о совершенном преступлении до принятия судебного решения по уголовному делу. На базе ГАС ПС предполагается создание доступного, в том числе на мобильных устройствах, специального сервиса, с помощью которого каждый гражданин сможет подать заявление в правоохранительные органы в электронном виде. Этот документ будет заноситься в систему правовой статистики, регистрироваться под уникальным номером и автоматически направляться по подследственности. При этом автор обращения имеет возможность в любой момент навести справку о статусе своего заявления [4].
По мнению О. С. Капинус «внедрение современных технологий должно способствовать удобству повседневной деятельности, экономии средств».
Цифровизация деятельности правоохранительных органов сложный и многогранный процесс. При выявлении недостатков в работе прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированных прокуратур Генеральной прокуратурой Российской Федерации разъясняются недостатки в целях принятия незамедлительных мер по их устранению.
Таким образом, внедрение информационных технологий в деятельность органов прокуратуры позволяет достигать более эффективных результатов, повышать уровень и качество работы правоохранительных органов.
Литература:
- Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 627 от 14.09.2017 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // Законность. 2017. № 12
- Данные официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации: URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/expert_advice/news?item=620980
- Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.04.2022 № 113–03–2022/Ип8916 «Об итогах анализа работы по реализации мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации».
- Капинус, О. С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее / О. С. Капинус // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 4(66). — С. 5–10. — EDN YAAGCD.