Данная статья посвящена потребности в современной науке в теоретическом описании способов, способствующих профилактике нарушений межличностных отношений у школьников. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление нарушений межлистных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, стрессовые ситуации, стресс, тревожность, негатив, агрессивность, агрессия, злость, беспокойство.
This article is devoted to the need in modern science for a theoretical description of methods that contribute to the prevention of violations of interpersonal relationships in schoolchildren. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying violations of inter-leaf relations.
Keywords: interpersonal relationships, stressful situations, stress, anxiety, negativity, aggressiveness, aggression, anger, anxiety.
Проблема межличностных отношений является достаточно сложной. Это объясняется параллельным проявлением в них как исключительно индивидуальных личностных качеств, так и приобретенных в процессе взаимодействия общественных норм и ценностей. Понятие межличностных отношений необходимо рассматривать с позиции системы «человек — человек» с учетом всех аспектов развития и функционирования такой системы. В рамках межличностных отношений человек демонстрирует весь приобретенный им опыт социальной жизни. Непосредственно активность и действия личности выступают ключевыми элементами непростой системы межличностных отношений [1].
Понятие «межличностные» указывает не только на то, что отношения выстраиваются между людьми, но и на то, что существует взаимная направленность этих отношений.
Мнения ученых по-разному интерпретируют эти понятия. На наш взгляд понятия общение и взаимодействие лежит в основе отношений.
Д. И. Фельдштейн отношениями называет ничем иным как явлением социального мира, которые вбирают в себя все смысловые, целевые, ценностные условия для здорового функционирования человека [3].
Вне зависимости от вида и формы межличностных отношений (в семье, со сверстниками, в деловой сфере и др.) человеку представляется возможность проявить себя как индивидуальную личность, оценить других и себя, свои умения и навыки в системе взаимодействия. Л. И. Божович, пришла к выводу, что личность можно изучить путем изучения ее отношения к окружающей среде и к социальной деятельности. В данном взгляде прослеживаются объективный и субъективный подходы к рассмотрению данного феномена [2].
Ученые выделяют 3 компонента межличностных отношений.
Первый компонент — когнитивный — состоит из познавательных процессов (память, внимание, восприятие, представление, ощущение и др.) Этот компонент направлен на понимание личностных особенностей участников взаимодействия и их взаимопонимание. В качестве характеристик взаимопонимания выступают адекватность восприятия партнера и идентификация (сравнение себя с другими).
Второй компонент — эмоциональный — указывает на вектор переживаний (положительный или отрицательный) людей, участвующих во взаимоотношениях. Данный компонент включает в себя такие переживания: симпатия или антипатия; удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; наличие или отсутствие эмпатии.
Составной частью третьего — поведенческого компонента — являются вербальные (речь) и невербальные элементы (мимика, жести, пантомимика, действия), с помощью которых человек выражает свое отношения к другим участникам взаимодействия [5]; [8].
Эмпирическое исследование было выполнено набазеМБОУ «ЦО № 12 имени Героя Советского Союза И. А. Маликова». Исследовательскую выборку составили 52 респондента подросткового возраста (от 12 до 14 лет).
Эмпирическое исследования проводилось в 4 основных этапа:
На первом — методологическом — этапе был подобран психодиагностический инструментарий, а также разработана программа профилактики нарушений межличностных отношений подростков.
На втором — экспериментальном — проведено диагностическое исследование на всей выборке испытуемых (констатирующий эксперимент/диагностический этап), реализована программа профилактики нарушений межличностных отношений подростков (формирующий эксперимент), проведена повторная диагностика (контрольный эксперимент/контрольный этап).
На третьем — аналитическом — осуществлялся подсчет, анализ и интерпретация полученных данных психодиагностики.
На четвертом — заключительном — подведены итоги проведенного исследования, сделаны выводы.
Методики исследования:
- Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» (адаптация Л. Н. Собчик).
- Методика «Диагностика межличностных отношений» (А. А. Рукавишников).
- Методика «Q -сортировка» (В. Стефенсон).
- Методика «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко).
- «Психометрический тест К. Э. Сишора».
Гипотеза исследования: предполагаем, что профилактика нарушений межличностных отношений у подростков возможна при занятии баскетболом.
Результаты исследования и их обсуждения:
Результаты сравнительного анализа показателей типов межличностных отношений в двух группах на контрольном этапе статистически достоверных различий не выявили (таблица 1). Все параметры имеют примерно одинаковые значения.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей типов межличностных отношений в двух группах на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
p |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Авторитарный |
7,3 |
6,6 |
59,500 |
0,688 |
- |
Эгоистический |
6,0 |
6,0 |
65,500 |
0,975 |
- |
Агрессивный |
6,4 |
5,9 |
61,000 |
0,757 |
- |
Подозрительный |
5,3 |
6,9 |
47,000 |
0,236 |
- |
Подчиняемый |
7,0 |
7,7 |
56,500 |
0,555 |
- |
Зависимый |
7,5 |
7,6 |
66,000 |
1,000 |
- |
Дружелюбный |
8,3 |
8,4 |
56,500 |
0,547 |
- |
Альтруистический |
9,0 |
8,3 |
47,000 |
0,231 |
- |
Сравнительный анализ показателей оценки поведения подростков в трех основных областях межличностных потребностей в двух группах на контрольном этапе статистически достоверных различий не выявил.
Следует отметить, что значения всех областей более выраженные в экспериментальной группе. Из этого можно заключить, что Программа профилактики способствовала заинтересованности подростков в межличностных отношениях.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей оценки поведения подростков в трех основных областях межличностных потребностей в двух группах на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
p |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Ie — Включение выраженное |
4,8 |
5,8 |
48,500 |
0,274 |
- |
Iw — Включение требуемое |
4,4 |
5,4 |
51,000 |
0,348 |
- |
Се — Контроль выраженный |
3,3 |
4,4 |
48,500 |
0,277 |
- |
Сw — Контроль требуемый |
3,3 |
4,1 |
53,500 |
0,433 |
- |
Aе — Аффект выраженный |
3,8 |
4,0 |
64,500 |
0,922 |
- |
Aw — Аффект требуемый |
4,3 |
4,7 |
56,000 |
0,529 |
- |
Индекс объема интеракций Включения |
9,2 |
11,3 |
51,000 |
0,350 |
- |
Индекс объема интеракций Контроля |
6,5 |
8,5 |
47,500 |
0,253 |
- |
Индекс объема интеракций Аффекта |
8,1 |
8,7 |
57,500 |
0,598 |
- |
Индекс противоречивости Включения |
0,5 |
0,4 |
61,500 |
0,773 |
- |
Индекс противоречивости Контроля |
0,0 |
0,3 |
54,000 |
0,455 |
- |
Индекс противоречивости Аффекта |
-0,5 |
-0,7 |
56,500 |
0,552 |
- |
Таблица 3 отображает результаты сравнительного анализа показателей тенденции в поведении при межличностном взаимодействии в двух группах на контрольном этапе.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей тенденции в поведении при межличностном взаимодействии в двух группах на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
p |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Зависимость |
13,2 |
12,3 |
57,000 |
0,578 |
- |
Независимость |
7,3 |
7,6 |
65,500 |
0,975 |
- |
Общительность |
10,5 |
11,0 |
63,000 |
0,848 |
- |
Необщительность |
8,8 |
6,8 |
29,000 |
0,019 |
p ≤ 0,05 |
Принятие «борьбы» |
7,8 |
8,1 |
60,000 |
0,707 |
- |
Избегание «борьбы» |
12,1 |
10,9 |
52,500 |
0,400 |
- |
Зависимость — независимость |
0,6 |
0,5 |
59,000 |
0,666 |
- |
Общительность — необщительность |
0,2 |
0,4 |
35,000 |
0,053 |
- |
Принятие «борьбы» — избегание «борьбы» |
-0,4 |
-0,3 |
56,000 |
0,535 |
- |
Как видим из таблицы 3, статистически достоверное различие выявлено на уровне значимости p ≤ 0,05 по показателю Необщительность. Данный показатель значимо ниже у подростков экспериментальной группы (6,8), чем у контрольной (8,8). Это свидетельствует о том, что обучающиеся экспериментальной группы, в сравнении с обучающимися контрольной группы, после участия в занятиях по баскетболу значимо реже стали проявлять необщительность, чувство понурости, безразличия к делам группы, вялости в общении, молчаливости и безучастности к проблемам группы, нелюдимость, пассивность и инертность. Они стали более ориентированы на общение и выстраивание эмоциональных связей в группе.
Сравнительный анализ показателей эмоциональных барьеров в межличностном общении в двух группах на контрольном этапе представлен в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей эмоциональных барьеров в межличностном общении в двух группах на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
p |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Неумение управлять эмоциями |
2,2 |
2,3 |
62,000 |
0,797 |
- |
Неадекватное проявление эмоций |
2,1 |
2,4 |
56,500 |
0,534 |
- |
Неразвитость эмоций |
2,5 |
2,7 |
63,000 |
0,850 |
- |
Доминирование негативных эмоций |
1,7 |
2,4 |
50,500 |
0,328 |
- |
Нежелание сближаться с людьми |
2,5 |
1,7 |
33,500 |
0,030 |
p ≤ 0,05 |
Общая шкала эмоциональных «помех» |
11,1 |
11,5 |
61,500 |
0,780 |
- |
Исходя из полученных результатов, было выявлено статистически достоверное различие на уровне значимости p ≤ 0,05 по показателю Нежелание сближаться с людьми. Данная шкала более выражена у подростков контрольной группы (2,5), чем у испытуемых экспериментальной (1,7). Это указывает на то, что эмоциональный барьер в виде нежелания сближаться с людьми на эмоциональной основе значимо чаще встречается в межличностном общении учеников контрольной группы. Подростки экспериментальной группы после участия в секционных занятиях по баскетболу реже стали чувствовать барьеры для выстраивания теплых и дружеских отношений, они стали более открыты, стали стараться понимать и принимать каждого.
Как видно из таблицы 1, были выявлены статистически достоверные различия по методике «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) — показатель Нежелание сближаться с людьми (p ≤ 0,05). Это свидетельствует о том, что школьники экспериментальной группы, в сравнении со школьниками, которые вошли в контрольную группу, реже переживают чувство нежелания сближаться с людьми на эмоциональной основе. После участие в секционных занятиях по баскетболу в процессе взаимоотношений подростки реже стали чувствовать барьеры для выстраивания теплых и дружеских отношений.
Сравнительный анализ показателей групповой сплоченности в двух группах на контрольном этапе статистически достоверных различий не выявил. Уровень групповой сплоченности в обеих группах практически одинаков (таблица 5).
Таблица 5
Сравнительный анализ показателей групповой сплоченности в двух группах на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
p |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Уровень групповой сплоченности |
9,9 |
9,8 |
66,000 |
1,000 |
- |
Далее с помощью применения непараметрического Т-критерия Вилкоксона мы сравнили как изменились показатели в каждой группе после реализации программы профилактики. Сравнению подлежали показатели первичной и повторной диагностики.
Проведенный анализ различий показателей типов межличностных отношений в экспериментальной группе на диагностическом и контрольном этапах эксперимента представлен в таблице 6.
Таблица 6
Тип межличностных отношений в экспериментальной группе на контрольном этапе
Переменные |
Средние значения |
Величина сдвига |
Абсолютное значение разности |
p |
|
Диагностический этап |
Контрольный этап |
||||
Авторитарный |
6,4 |
6,6 |
-0,2 |
0,2 |
- |
Эгоистический |
6,8 |
6,0 |
0,8 |
0,8 |
p ≤ 0,05 |
Агрессивный |
6,3 |
5,9 |
0,4 |
0,4 |
- |
Подозрительный |
7,4 |
6,9 |
0,5 |
0,5 |
- |
Подчиняемый |
8,3 |
7,7 |
0,6 |
0,6 |
p ≤ 0,05 |
Зависимый |
7,8 |
7,6 |
0,2 |
0,2 |
- |
Дружелюбный |
8,3 |
8,4 |
-0,1 |
0,1 |
- |
Альтруистический |
8,3 |
8,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
Заключение
Теоретические основы научного исследования позволили прийти к выводу, что командные виды спорта, в частности баскетбол, являются эффективным средством воздействия на развитие конструктивных межличностных отношений в коллективе.
Результаты диагностического этапа позволили выявить «группу риска». Эту группу составили 44 % испытуемых (23 человека), имеющие нарушения в межличностных отношениях: пассивность, безучастность и незаинтересованность в общей деятельности, зависимость и подчиняемость другим, проявления агрессивности, эгоизма, авторитарности по отношению к членам группы, наличие сложностей в установлении межличностных контактов.
Подростки «группы риска» были разделены на контрольную и экспериментальную группы. На диагностическом этапе значимых различий между нами не наблюдалось.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что участие в секционных занятиях по баскетболу способствовало снижению проявления эгоизма во взаимодействии. Пассивные и скромные подростки стали более уверенно отстаивать свое мнение. Школьники эксперментальной группы стали чаще проявлять стремления быть включенным в коллектив сверстников. Участие обучающихся в секционных занятиях повысило их общительность и заинтересованность в общем деле, снизило негативные эмоциональные ощущения в общении. Атмосфера в коллективе стала более благоприятной, подростки стали более удовлетворительны совместной групповой деятельностью.
Состояние межличностных отношений подростков контрольной группы остались практически неизменными.
Итак, можно сделать вывод об эффективности использования занятий баскетболом в профилактике нарушений межличностных отношений. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Следует отметить, что более продолжительное участие в секционных занятиях по баскетболу может существенно повлиять на результативность.
Литература:
- Авраменко Т. С. Межличностные отношения старшеклассников как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды: Вып. квалификац. работа: Магист. дис.: Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Магистерская программа «Психология безопасности в образовании» / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2017. — 101 с. — [Электронный ресурс]. http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=370160 (дата обращения 13.01.2022).
- Айгунова Б. К. Взаимосвязь личностных особенностей подростков группы риска и их статуса в классе: дис. … канд.псих.наук. — Москва, 2010. — 296 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. / под ред. Н. А. Логиновой; отв. ред. и сост.: Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2007. — Т. 2: Развитие и воспитание личности. — 549 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 376 с.
- Антонян Ю. М. Криминология: избранные лекции / Ю. М. Антонян. — М.: Логос, 2004. — 448 с.
- Баринов В. В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Москва: Рос. гос. акад. физ. Культуры, 2001. — 28 с.