В данной статье рассмотрены современные реалии риск-менеджмента страховой отрасли, проанализированы характерные особенности риска в данной сфере, выявлены наиболее существенные проблемы риск-менеджмента в страховых компаниях.
Ключевые слова: страхование, риск-менеджмент, риск, управление, финансы, стратегия.
Риск-менеджмент в существующих экономических особенностях является основным и активно развивающимся направлением. Из названия следует, что для предприятия важно уделять особое внимание управлению рисками, для стабилизации своего финансового состояния и перспективы развития. Таким образом, риск-менеджмент представляет особую систему по управлению экономическими рисками, предусматривает стратегию развития и тактику для развития финансовых отношений.
Такое понятие как «стратегия управления» было введено для последовательных действий со стороны руководства компании, чтобы с помощью различных рычагов управления достигались поставленные цели. Благодаря чётко прописанным этапам можно эффективно аккумулировать средства, находящиеся в пользовании компании, нормативно закрепить набор правил и ограничений на период действия данной стратегии. Такой подход к развитию коммерческой организации позволяет выбрать оптимальный вариант для развития и улучшения экономических показателей. После рассмотрения всех предложенных вариантов, руководитель одобряет один из них и запускает механизм в работу, по достижению поставленных целей стратегия перестаёт действовать. По окончанию успешного применения стратегии управления предприятие оценивает полученный эффект и ставит перед собой новые цели, для которых необходимо будет разработать новый план.
Основная цель риск-менеджмента — снижение опасности принятия ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений [1].
Страхование, как особая отрасль, влияющая на экономику, основывается на оценке рисков. В настоящий момент, между страховщиками не хватает налаженной системы обмена информации, например, по наступлениям страховых случаев, по уровню мошенничества, по процентам раскрытия преступления. Поэтому не существует актуальной статистики, которая смогла бы отразить действительность, с её помощью страховые компании могли бы использовать свои инструменты управления и влиять на улучшение экономического состояния не только собственной фирмы, но и страны в целом. Благодаря чему уровень защищённости государства мог конкурировать с западными странами и вывести Россию в конкурентную среду.
Сейчас страховые компании вынуждены повышать тарифы на свои страховые продукты, так как рынок спроса стремительно меняется, поэтому каждый день приходят новые установки и приказы для адаптации услуг под потребителей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в своём исследовании продемонстрировало совокупные риски страховых организаций и их влияние на страховую отрасль и экономику общества. [2].
В страховых компаниях принято выделять следующие этапы Риск-менеджмента [3]:
1. Выявление рисков.
2. Оценка рисков.
3. Управление рисками.
4. Мониторинг и контроль рисков.
При мониторинге и контроле оценивается как повлияли введённые мероприятия на деятельность компании и как изменилось воздействие рисков. Если результат не устраивает руководителя, то план корректируется и страховая компания вынуждена поменять своё поведение на рынке.
Основные риски в страховом секторе связаны с самым масштабным сегментом страхования — ОСАГО, но существуют и другие:
– кредитные риски;
– регулятивные риски;
– риск отсутствия глобальной цели развития отрасли;
– риск в продуктах инвестиционного страхования жизни;
– качество используемых активов компании.
Страховые компании так же выступают в роли инвестора для экономики страны, так как аккумулирует значительные финансовые ресурсы, поэтому необходимо выстраивать систему управления рисками.
В ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в РФ» более подробно сформулированы основы финансовой устойчивости страховщиков [4]. Наличие достаточного капитала — неотъемлемое условие стабильной деятельности страховых компаний. Эффективность использования капитала во многом определяется качеством управления риском.
Следовательно, анализируя риск-менеджмент, нужно учитывать такие показатели, как:
– уровень платёжеспособности и финансовой устойчивости;
– баланс активов и пассивов страховщика;
– рациональное использование средств компании.
При заключении страхового договора, страховщик уже заранее знает какие риски влекут разные виды страхования, какой ущерб может причинить то или иное негативное событие. Так как для любого коммерческого предприятия главной целью является — получение прибыли, в тарифы уже заранее заложена стоимость возможного ущерба, зарплата агентов и процент, который будет направлен в страховые фонды для предотвращения дальнейших угроз [5].
Согласно Закону РФ от 27.11.1992 N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4] задачами системы управления рисками в страховой компании являются:
– идентификация и оценка существенности принимаемых рисков;
– оценка и прогноз уровня потенциально существенных рисков;
– установление лимитов и ограничений существенных рисков;
– мониторинг за принимаемыми в страхование и перестрахование рисками, действия по снижению уровня принятого риска с целью его поддержания в пределах установленных внешних и внутренних ограничений;
– оценка достаточности финансовых средств для покрытия основных и наиболее крупных рисков;
– развитие в страховой отрасли риск-культуры и компетенций по управлению рисками с учетом лучших мировых практик.
Формирование культуры рисков способствует упрощению структуры защиты и направленности развития для страховых компаний. При формировании комитета по рискам и отлаженной работе между подразделениями возможно уменьшение кредитного, валютного и рыночного рисков, а также появляется случай положительно влиять на процентную ставку.
Из всего вышесказанного можно выделить главные проблемы риск-менеджмента в страховых компаниях:
– Ряд страховых организаций не имеет выстроенной системы риск-менеджмента.
– Не существует прописанных должностных инструкций для сотрудников, оценивающих риски компании. Для этого стоит создать коллегиальный орган и документально закрепить обязанности.
– Нет взаимодействия между страховыми компаниями.
– Отсутствует актуальная статистика.
– Изменчивость экономической среды не позволяет прописать универсальные риски и применять стандартные мероприятия по борьбе с ними.
Обязательным этапом построения системы риск-менеджмента является стресс-тестирование. Компании предлагается сформировать ряд негативных сценариев и обсчитать их с точки зрения воздействия на капитал, маржу платежеспособности, коэффициенты ликвидности. Для реализации данной задачи необходимо сформировать ряд динамически изменяющихся параметров и провести тесты с обязательным присутствием мультивариантности.
Литература:
1. Гончаренко, Л. П. Риск-менеджмент: учебное пособие / Гончаренко Л. П., Филин С.А., Олейников Е. А. под ред. — Москва: КноРус, 2016. — 215 с.
2. Журнал «Вестник Евразийской науки», № 3, 2018 Редькина А. А., Гребеник В. В. Особенности риск-менеджмента в страховых компаниях, 11 с.
3. Рудская Е. Н., Десятниченко Л. В. Роль BIG DATA в управлении рисками: развитие умного страхования // Вектор экономики. 2017. № 6 (12). С. 55.
4. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015–1 (с изменениями на 1 апреля 2020 года).
5. Солодов, А. К. Основы финансового риск-менеджмента: учебник и учебное пособие / А. К. Солодов; Финуниверситет. — Москва: Издание Александра К. Солодова, 2018–286 с.