В данной статье автор раскрыл тему коронавирусного кризиса и предоставил аналитическую информацию об антикризисных мерах как в Казахстане, так и за рубежом.
Ключевые слова: антикризисное управление, коронавирус, кризис, МСБ.
В результате коронавирусного кризиса страдает мировая экономика. Так, согласно обновленным прогнозам международных финансовых институтов, рост мировой экономики в 2020 году снизится с -4,4 % до -7,6 %. Со своей стороны, МВФ заявляет, что кризис этого года стал худшим со времен Великой депрессии за 30 лет и преодолел все предыдущие кризисы. Всего МВФ прогнозирует рецессию в 157 из 194 стран [1, с 160].
Антикризисные меры в основном направлены на восстановление деятельности малых и средних предприятий и недопущение простоев, в соответствии с международным опытом развитых и развивающихся стран. Например, в Германии финансовая помощь для финансирования малого и среднего бизнеса и крупного бизнеса, а также государственные гарантии для обеспечения выполнения деловых обязательств, экстренные кредиты малым и средним предприятиям, краткосрочные кредиты для увеличения оборотных средств, каникулы в банковской системе США и до 6 месяцев под процентную ставку МСП предоставляли льготные кредиты для финансирования жилищных программ и корпораций путем погашения облигаций. программа поддержки стабилизации проблемных секторов экономики и др [2, с 285].
Казахстан предпринимает аналогичные шаги для восстановления экономического роста. С начала пандемии Нацбанк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка приняли меры по приостановке выплат по кредитам физическим и юридическим лицам сроком на 90 дней с 16 марта по 15 июня 2021 года. За этот период 1,9 млн физических лиц отсрочили платежи на сумму 268 млрд тенге, 12 тыс. организаций — 164,8 млрд тенге.
Затем, 15 июня прошлого года, был принят новый порядок, который, помимо отсрочки, предусматривает рефинансирование этих предприятий по программе внутреннего рефинансирования банков или по трем национальным программам. С 15 июня по 1 октября 2021 года 4 711 кредитных организаций малого и среднего бизнеса подали 12 200 заявлений на отсрочку по кредиту, из которых удовлетворено 92 %.
Рис.1. Отсрочка МСБ с 15 июня по 1 октября 2021 года [3, с 280].
В стране действуют национальные программы, такие как Программа льготного кредитования для развития простой экономики и предпринимательства. По состоянию на 6 ноября 2021 года банками одобрено 487 заявок на ПИД на общую сумму 447,6 млрд тенге и выдан 691 кредит на сумму 427,9 млрд тенге.
С другой стороны, по состоянию на 18 ноября 2021 года в рамках Программы льготного коммерческого кредитования Национального банка Казахстана в БТД поступило 2 311 заявок на общую сумму 567,4 млрд тенге, из них 1 370 заявок для малых и средних компаний.
Выдано кредитов на сумму 455,3 миллиарда тенге, в том числе 101,6 миллиарда тенге за счет средств, поступивших на погашение ранее выданных кредитов. Большая часть этих средств приходится на сферу торговли — 319 млрд тенге (70 %), строительство — 44,9 млрд тенге (9,9 %), переработку — 39,8 млрд тенге (8,7 %), в сфере малого и среднего бизнеса. При этом Центральный банк Казахстана 27 октября 2020 года внес изменения в программу льготного кредитования. Теперь крупные компании получат кредиты, на которые будет выделено дополнительно 200 млрд тенге. Программа продлена до 31 декабря 2021 года (включительно).
Кроме того, поддержка жилищного строительства будет продолжена за счет средств Национального банка. По состоянию на 5 ноября по программе «7–20–25» удовлетворено 25,2 тыс. заявок на сумму 295,3 млрд тенге, по программе «Жилищный хит» — 45,9 тыс. заявок на сумму 404,5 млрд тенге.
Центральный банк дополнительно выделил 600 млрд тенге из республиканского бюджета на финансирование антикризисных мер по поддержке предпринимательства и занятости в рамках Плана мероприятий по занятости на 2020–2021 годы.
Всего Нацбанк финансирует 2,3 трлн программ ПТО.
Рис.2. Выданные кредиты БВУ РК с 2013 по 2020 год
Антикризисные меры, принимаемые в настоящее время правительством и НБ РК, уже оказали влияние на негативные последствия пандемии КОВИД-19. Благодаря принятым мерам экономическая деятельность страны улучшилась, а реальный сектор экономики восстановился, несмотря на глобальный экономический спад. За первые 10 месяцев текущего года строительный сектор вырос на 10,7 %, информационно-коммуникационный сектор — на 8,2 %, сельское хозяйство — на 5,2 % и обрабатывающая промышленность — на 3,2 %. Ускорился рост производства. Фармацевтика выросла на 40 %, промышленность на 16 %, техника на 17 % и автомобилестроение на 54 %.
Следует отметить, что должностные лица МВФ также приветствуют ответные меры правительства на эту пандемию и поддерживают приверженность более устойчивому и инклюзивному росту в посткризисный период. МВФ считает, что центральный банк и реакция правительства на пандемию COVID-19 и резкое ухудшение внешних условий были решительными и своевременными. Миссия МВФ также приветствовала целевую политику Национального банка в области инфляции [4, 5].
Литература:
- Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С. Антикризисное управление. — М.: T8RUGRAM, 2020. — 160 c.
- Бобылева А. З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 285 c.
- Бобылева А. З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 280 c.
- Бобылева А. З. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли. — М.: Юрайт, 2020. — 327 c.
- Борщова А. В., Ермилина Д. А., Санталова М. С. Антикризисное управление социально-экономическими системами. — М.: Дашков и Ко, 2019. — 236 c.