Информационная война представляет собой воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации.
Ключевые слова: информационная война, СМИ, пропаганда, военная кампания
В современном мире широкое распространение получила массовая компьютеризация, внедрение новых технологий практически во все сферы общественной жизни. Ни одна из существующих стран не может обойтись без прогресса, заключающегося в развитии информационно-коммуникационных технологий. Но с развитием информационных технологий более заметной становится уязвимость информационного пространства, порождающая новые угрозы безопасности. На первый взгляд может показаться, что война — это вооруженное столкновение людей, как правило представляющих разные страны, но информационно-коммуникационный прогресс привёл к совершенно новому способу ведения войны, без применения физической силы — к информационной войне.
Информационная война представляет собой воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации [3]. Данное понятие является очень важным для осознания того, как происходит давление на страны без применения физической силы, ведь информационная война не является открытым столкновением сил между противоборствующими странами. Это не война в её привычном понимании, так как основными задачи в данной войне являются не захват территории противника или подавление огневых позиций, а оказание психологического влияния, манипуляция и информационное превосходство.
Ключевое влияние на информацию в таких войнах оказывается с помощью средств массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1]. К неполноценным сми можно отнести также блоги в социальных сетях, которые направлены на распространение определённой информации, а также стримминговые каналы.
Нестабильность современной политической ситуации проявляется в явной агрессии многих стран против Российской Федерации. Опираясь на Средства массовой информации, на различные блоги и популярные интернет-сайты ведётся пропагандистская кампания, нацеленная на очернение статуса Российской Федерации и на дестабилизацию внутренней безопасности.
Так одна из информационных военных кампаний проводилась в отношении России в августе 2008 года. В результате нападения Грузии на Южную Осетию активную информационную борьбу предприняли такие известные СМИ, как CNN и BBC. Новостной канал CNN в эфире 13 августа 2008 года выдал во время одного из эфиров столицу Южной Осетии — Цхинвал, разрушенную после грузинского налёта за грузинский город Гори. Двое ведущих CNN во время эфира связались с российским вице-премьером Сергеем Ивановым, который рассказывал о том, что армия Российской Федерации не вела в районе города Гори боевых действий против мирных жителей и не разрушала гражданские объекты. И что действия российских войск — это всего лишь вынужденный ответ на агрессию со стороны режима Саакашвили. В том же репортаже американцы показали еще один видеоряд с титрами «Грузия, Гори». Этот сюжет снят другой российской телекомпанией. Тут с подписью «Гори» CNN прокрутила съемку из Абхазии, выдав её за свои кадры из Гори. На картинке, в частности, — 106-й российский миротворческий пост в Верхнем Кодоре. Колорит видеосъемкам придает разрушенная абхазская школа, в которой уже много лет живут миротворцы. Ее в начале девяностых годов разбомбили грузинские военные, и с тех пор ни одного целого приемлемого под казармы здания для миротворцев не нашлось [4]. Ориентировочно, СМИ данными кадрами из Абхазии пытались дискредитировать статус армии Российской Федерации, выставляя разрушенную школу в Абхазии за якобы захваченную школу в Грузии.
Президент США Джордж Буш и вовсе говорил, что возможной целью России является «свержение законно избранного правительства Грузии. Россия совершила вторжение в суверенное государства и угрожает демократическому правительству, избранному её народом. Такие действия являются неприемлемыми в 21-м веке». «Я глубоко обеспокоен сообщениями о том, что российские войска вышли за зону конфликта и нанесли удар по грузинскому городу Гори и угрожают столице Грузии Тбилиси. Имеются свидетельства того, что российские силы могут скоро начать бомбардировку гражданского аэропорта в столице» [5]. Из этих слов можно сделать вывод, что Америка заняла позицию, в которой их цель была не установление истины, а формирование в мировых СМИ и в растущем поколении мнения о том, что Россия — агрессивная страна. Такую же цель информационной пропаганды и преследовала Грузия с привлечением международных экспертов., когда обвиняла Россию в падении «российской» ракеты [6].
Так относительно новым и малоизученным считаю такой способ ведения информационной войны, как воздействие на человека посредством социальных сетей медийными личностями или сообществами (политики, актёры, артисты, спортсмены и иные лица, пользующиеся популярностью в обществе, а также группы, объединяющие людей по различным религиозным, расовым или иным признакам). Так считаю правильным разделять такое воздействие на прямое и косвенное. Прямое — это целенаправленное влияние прямо на мышление человека с целью навязывания нужной позиции. Осуществляется в данном случае с помощью текстов на острые социально-политические темы. Например, широкое распространение получил текст, в котором автор, оставшийся анонимным, якобы развеивает мифы относительно истинных причин начала конфликта с Грузией в 2008 году. Автор этого текста пишет, что войну с Грузией планирует лично Путин и решение о её проведении принято ещё в июне-июле 2008 года. Утверждает, что Россия начала войну и её целью было вовсе не прекращение геноцида осетин и не защита своих граждан и миротворцев.
Косвенным воздействием на человека посредством социальных сетей медийными личностями или сообществами является манипулирование общественным мнением ботами, имитирующими поведение реальных людей. Используя автоматизированные алгоритмы, они оставляют многочисленные комментарии в социальных сетях политиков, выражая свою благодарность, восторженность действиями официальных лиц, тем самым формируя позитивное общественное мнение. При использовании данного типа воздействия на человека идёт расчёт на то, что люди, которые решат прочесть мнение общества по поводу какого-либо политического высказывания, поддадутся стадному чувству и примут точку зрения большинства, а не будут формировать свою собственную. Так почти половина подписчиков Байдена в Twitter оказались ботами [7], это около 11 миллионов подписчиков.
За последние годы Российской Федерации пришлось прочувствовать на себе постоянный прессинг информационной борьбы. На примере Информационного противоборства с Грузией можно понять, что Россия не была готова к полномасштабной информационной агрессии. Ведь Российская Федерация не проводила такого освещения работы своих войск, как это проводилось в Грузии, а это в свою очередь стало грубой ошибкой. Массовое распространение фейков по большинству грузинских СМИ, постоянные выступления официальных лиц Грузии, число которых превышало российские. Массовая пропаганда со стороны Грузии перед нападением на Южную Осетию для изменения общественного грузинского мнения, благодаря которому Россию выставили потенциальным агрессором. В народе буквально ходили слухи относительно того, что это Россия напала на Южную Осетию, а Грузия сражалась за Южную Осетию, за конституционный строй и за свой суверенитет. Все эти действия привели к тому, что Россия проиграла информационную войну в краткосрочной перспективе, но буквально через несколько месяцев ей удалось доказать законность своих действий и факт того, что именно Грузия является страной агрессором. Одними из первых западных СМИ, изменивших своё мнение в пользу России стали «Таймс» и «Гардиан». Джонатан Литтель одним из первых назвал Саакашвили «психопатом», начавшим войну с целью геноцида: «он напоминает Гамсахурдиа, называвшего осетин «индоевропейскими свиньями», а другие народы Грузии — «неблагодарными гостями, не желавшими огрузиниться». Д Сайм уже в сентябре пишет: как ни парадоксально, но несомненно, что маленькая Грузия напала на Россию, а не наоборот [2].
Таким образом, хотелось бы отметить, что роль средств массовой информации в информационной войне действительно высока. Воздействие прямиком на гражданина и на общество в целом является ключевым аспектом для дестабилизации положения противоборствующей стороны. Особенному вниманию подлежит изучение проблемы контроля и фильтрации публикуемой в социальных сетях информации медийными сообществами и лицами, а именно: актёрами, артистами, спортсменами и иными лицами, пользующимися популярностью в обществе, а также группами, которые объединяют людей по различным религиозным, расовым или иным признакам. Необходимо скорейшее совместное воздействие на данную проблему государством и учёными-правоведами.
Литература:
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
- Кадырова Ш. Н. «Информационная война в период Южноосетинского конфликта. Противостояние СМИ России и запада».
- Аскерова Л. Ф. Информационная война как вид манипуляции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6
- Российская газета — Федеральный выпуск № 0(4747). Текст: Тимофей Борисов //URL: https://rg.ru/2008/09/10/podlog-cnn.html
- РИА Новости URL: https://ria.ru/20080812/150290597.html
- http://csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/265/informaczionnaya-vojna-na-kavkaze-ili-kak-iz-chernogo-delali-beloe-426
- НТВ — Почти половина подписчиков Байдена в Twitter оказались ботами. 19.05.2022 // URL https://www.ntv.ru/novosti/2706370/