Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Улупов, К. О. Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах? / К. О. Улупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91949/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», направленных на обеспечении участия адвокатских образований в качестве специального субъекта в тендерах на оказание квалифицированной юридической помощи. Дается оценка допустимости данного предложения с учетом ныне действующего законодательства и объективной действительности. Проводится рассуждение о конституционных юридически значимых интересах.

Ключевые слова: государственный контракт, квалифицированная юридическая помощь, юридически значимый интерес.

Предпосылкой для представленной проблемы послужила информация о заседании Совета Федеральной палаты адвокатов РФ (далее — Совета ФПА РФ), [6] на котором член Совета ФПА РФ Андрей Яковлев привлек внимание к тому, что адвокаты и адвокатские образования лишены возможности участвовать в конкурсах на заключение договоров об оказании юридической помощи государственным и муниципальным организациям, поскольку не отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства и не включены в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций. Для решения проблемы было предложено лоббировать изменения и дополнения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц». В частности, речь шла о выделении адвокатских образований в качестве специального субъекта юридической помощи наравне с субъектами малого и среднего бизнеса либо социально ориентированными некоммерческими образованиями.

По итогам обсуждения Совет ФПА РФ принял решение образовать рабочую группу для подготовки изменений в указанные законы, обеспечивающих участие адвокатских образований в качестве специального субъекта в тендерах на оказание юридической помощи.

Отметим, что названное предложение было предусмотрено еще Концепцией регулирования рынка профессиональной юридической помощи 2017 года (далее — Концепция), где критически оценивалась невозможность участия адвокатских образований в государственных и муниципальных закупках [5]. Согласно плану Концепции, обеспечение такой возможности предполагалось ввести в 2018 году, но этого не произошло.

Возникает вопрос: как обстоят дела на практике и чьи интересы выражает инновация по оказанию юридических услуг в сфере отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд?

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным, в том числе, с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве, а также с привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи. Таким образом, перечисленные выше услуги не закупаются путем проведения процедур определения исполнителя в соответствии с положениями Закона [2].

В свою очередь Министерством экономического развития РФ в письме от 08.08.2016 № Д28и-2023 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» [4] было отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Такое разъяснение признает отсутствие ограничений на участие адвокатов или адвокатских образований в процедурах определения исполнителя услуг.

Приведенные выводы подтверждают данные сайта «Ростендеринфо», где отражен обширный перечень профильных госконтрактов [7]. Предметом тендера в основном является оказание юридических услуг по вопросам взыскания задолженности по договорам строительного подряда и банковским гарантиям, представления интересов в делах о банкротстве, включая представительство в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также адвокатских услуг по представлению интересов заказчика и его работников при проведении следственных действий и судебных разбирательств по уголовным делам.

Так, АО «НоваВинд», являющимся дивизионом Госкорпорации «Росатом», отвечающей за реализацию программ в новой энергетике, 08.05.2021 был проведен конкурс на тендер по оказанию адвокатских услуг для представления интересов АО и его работников с начальной ценой в 20 миллионов рублей. Победителем стала коллегия адвокатов.

ФГБУ науки Институт проблем нефти и газа Российской академии наук также на конкурсной основе завершил 28.06.2021 тендер на оказание правовой помощи в форме адвокатских услуг с начальной ценой 117 500 р. Победителем стал частнопрактикующий адвокат, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель.

В целом данные сайта «Ростендеринфо» свидетельствуют о достаточно активном участии адвокатов и адвокатских образований в тендерах на оказание правовой помощи, реализующих права на свободу экономической деятельности и свободное перемещение услуг, провозглашенные ст. 8 Конституции РФ [1] и определённые Конституционным Судом Российской Федерации (далее — Конституционный Суд и Суд) одной из основ конституционного строя [3]. Правомочия, составляющие содержание конституционно гарантируемого права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, реализуя которое граждане могут выбирать сферу этой деятельности и осуществлять ее индивидуально либо совместно с другими лицами, пользуясь конституционными гарантиями права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции предопределены принципом экономической свободы, исходя из смысла стаей 8, 34 и 35 Конституции РФ.

Институт государственных закупок был введен как элемент системы поддержки социальной и экономической стабильности, обеспечения поступательного роста экономики. Государственные закупки реализуются с целью решения задач общенациональной важности и имеют приоритетом удовлетворение общественных потребностей и интересов, на что, собственно говоря, и направлена деятельность адвокатов и адвокатских образований в аспекте права на защиту прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечения доступа к правосудию.

Практика Конституционного Суда связана с конституционализацией ряда положений Закона № 44-ФЗ. В частности, в Постановлении от 09.04.2020 № 16-П содержит оценку конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 данного Закона по жалобе физического лица, который не являлся участником акционерного общества (акционером АО) к моменту заключения и исполнения этим АО контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но был, тем не менее, включен в реестр недобросовестных поставщиков. Один из главных выводов, к которому пришел Суд заключается в том, что реестр недобросовестных поставщиков, будучи информационным ресурсом в сфере размещения публичных заказов, т. е. источником общедоступной информации, позволяющим сформировать мнение о конкретной компании, оценить ее деловую репутацию, несет в себе как регулятивные, так и предупредительные функции, осуществляемые уполномоченным органом посредством признания того или иного участника или заказчика не выполнившим надлежащим образом свои обязательства. Вследствие этого лица, информация о которых внесена в реестр недобросовестных поставщиков, не смогут участвовать в этих закупках. Любое лицо также может ознакомиться с информацией, содержащейся в названном реестре, в целях оценки своих потенциальных деловых партнеров.

Таким образом, условия включения информации об учредителе юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков обусловливают необходимость обеспечения ее объективной достоверности. На наш взгляд, в целях обеспечения надежности и добросовестности сторон договорных обязательств, как условия стабильности гражданского оборота, факт предварительного ознакомления заказчика услуг с информацией об исполнителе заказа на предмет возможного включения последнего в реестр недобросовестных поставщиков, является проявлением надлежащей заботливости и осмотрительности при заключении контракта. При осуществлении государственных и муниципальных закупок данные условия приобретают особое значение в силу необходимости удовлетворения конституционных публичных интересов. Престиж и публичное реноме адвокатской профессии, в свою очередь, преимущественно коррелируют бытующим представлениям о сути таких интересов.

Возвращаясь, с учетом сказанного, к доводам ФПА, полагаем, они входят в противоречие не только с разъяснениями Минэкономразвития, но и с объективной действительностью. Так, если изучить данные официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок [8], можно увидеть, что некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по оказанию юридических услуг, отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков (чего не скажешь о субъектах собственно коммерческих форм деятельности). Косвенным образом это говорит в пользу того, что адвокатские образования, как НКО, могут потенциально быть внесенными в данный реестр. Кроме того, предложение Совета ФПА РФ не вполне согласуется с положениями упомянутой Концепции, где речь идет об обеспечении условий для создания коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности в целом, а не сугубо в рамках права на участие в тендерах.

Конституционное правопонимание исключает представление о том, что в ситуации, когда деятельность адвокатов легально трансформируется, в рамках института государственного контракта, в факультативно-коммерческую форму, от этого качественно изменятся (коммерциализируются) и их профессиональные интересы. Поскольку не изменится конституционная сущность отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи: заказчик будет продолжать выступать в роли доверителя, а исполнитель (адвокат или адвокатское образование) — в роли его представителя и конституционно уполномоченного гаранта реализации конституционного права на доступное правосудие.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 02.10.2021).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 02.10.2021).
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с жалобой гражданина В. В. Сонина» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350042/ (дата обращения: 02.10.2021).
  4. Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 августа 2016 г. N Д28и-2023 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71479070/ (дата обращения: 02.10.2021).
  5. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи» (по состоянию на 24.10.2017) (подготовлен Минюстом России) // Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy (дата обращения: 02.10.2021).
  6. Новые решения Совета ФПА РФ 15 июля в режиме видео-конференц-связи состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ с участием вице-президентов ряда региональных адвокатских палат [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/news/fpa/novye-resheniya-soveta-fpa-rf/ (дата обращения 12.10.2021)
  7. Сайт ООО «Тендеры и закупки» «РостендерИнфо» [Электронный ресурс]. URL: https://rostender.info/tendery-yuridicheskie-uslugi (дата обращения: 02.10.2021).
  8. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Раздел «Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организаций» [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html (дата обращения: 02.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): оказание, РФ, услуга, квалифицированная юридическая помощь, Конституционный Суд, образование, специальный субъект, сфера закупок товаров, юридическая помощь, государственный контракт.


Ключевые слова

квалифицированная юридическая помощь, государственный контракт, юридически значимый интерес

Похожие статьи

Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ

В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...

Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

К дискуссии об основах правового регулирования публичного сервитута на земельные участки

В статье проводится анализ введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» соотн...

Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...

Ключевые изменения в законе № 223-ФЗ: новая классификация способов закупки, их назначение при осуществлении закупочной деятельности

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 01.07.2018 года изложен в новой редакции, представляющей собой очередной этап проводимой Правительством РФ реформы закупок отдельных вид...

Пути повышения эффективности договорных отношений по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд

С 1 января 2022 г. в силу вступил Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внёс многочисленные изменения в механизм осуществления поставки товаров для нужд госу...

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

О проблеме введения юридической ответственности за неэффективное использование государственных средств

В статье на примере законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрен вопрос о необходимости введения ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора в связи с ненадлежащим качеством товара

Статья посвящена проблеме практического применения нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей право покупателя на отказ от исполнения договора в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара. Автор ра...

Похожие статьи

Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ

В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...

Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

К дискуссии об основах правового регулирования публичного сервитута на земельные участки

В статье проводится анализ введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» соотн...

Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...

Ключевые изменения в законе № 223-ФЗ: новая классификация способов закупки, их назначение при осуществлении закупочной деятельности

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 01.07.2018 года изложен в новой редакции, представляющей собой очередной этап проводимой Правительством РФ реформы закупок отдельных вид...

Пути повышения эффективности договорных отношений по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд

С 1 января 2022 г. в силу вступил Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внёс многочисленные изменения в механизм осуществления поставки товаров для нужд госу...

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

О проблеме введения юридической ответственности за неэффективное использование государственных средств

В статье на примере законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрен вопрос о необходимости введения ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора в связи с ненадлежащим качеством товара

Статья посвящена проблеме практического применения нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей право покупателя на отказ от исполнения договора в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара. Автор ра...

Задать вопрос