Оценка эффективности внедрения информационных технологий в банковском секторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Бражников, И. Б. Оценка эффективности внедрения информационных технологий в банковском секторе / И. Б. Бражников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91967/ (дата обращения: 17.10.2024).



В рамках данной статьи рассматривается оценка эффективности банковских инноваций. Автор объяснил, для чего необходимо оценивать эффективность внедрения инновационных технологий в банковском секторе. Также автор определил, по каким принципам банкам строить свою систему оценки и каким требованиям она должна соответствовать.

Ключевые слова: банковские инновации, эффективность, показатели.

За последнее десятилетие мир сделал большой инновационный скачок. Цифровая трансформация затронула буквально все сферы общественной жизни. Каждый день вокруг нас рождаются новые инновационные бизнес модели и предприятия, а те компании, которые до сих пор не представлены в интернете рискуют проиграть огромную долю рынка своим конкурентам.

Одним из самых инновационных секторов экономики России по праву является банковский сектор. Более того, российская банковская система, одна из самых инновационных в мире. И дело не только в уходе от стандартной модели обслуживания клиентов в отделении, переходе на дистанционные каналы обслуживания, но и в подходе к созданию продуктов, управлению персоналом и рисками.

Сами инновации — это не случайность или стихийное событие; это управляемый процесс преобразования новых идей для достижения бизнес-целей компании. А управлять можно только тем, что поддается измерению и оценке. Именно поэтому банки так много ресурсов затрачивают на оценку эффективности внедрения конкретного новшества.

Однако, оценить эффективность конкретной введенной инновации зачастую не представляется возможным. Все дело в следующих факторах:

— эффект от многих внедряемых инноваций является долгосрочным и стратегическим;

— внедрение нововведений всегда сопровождается повышенными рисками и зачастую совершается в условиях полной неопределенности. Всё дело в том, что разработка — это довольно длительный процесс, а мир вокруг меняется невероятно быстро.

Для того, чтобы принять решение относительно внедренной инноваций и понять эффект банкам необходимо разрабатывать свою систему показателей эффективности инновационной деятельности по следующим причинам:

— Система показателей эффективности инновационной деятельности основывается на измеримых данных, позволяющих оценить результат нововведения, и в конечном итоге принять правильное управленческое решение;

— Система показателей эффективности инновационной деятельности поможет грамотно распределить ресурсы между «традиционной» и инновационной деятельностью компании;

— Наличие собственной системы показателей может отображать стратегические цели компании. Инновационный процесс должен быть интегрирован в деятельность банка, а она в свою очередь должна быть направлена на достижение поставленных бизнес-целей.

— Плановые и фактические значение показателей такой системы помогут понять насколько подтвердились или опроверглись ожидания от внедренных нововведений.

— Показатели эффективности инновационной деятельности являются стимул для персонала и заставляют их мыслить нестандартно. Ведь для того, чтобы сделать банк по настоящему инновационным необходимо понимать, что инновации не могут рождаться в обыденности. И именно от сотрудников зависит доведение новых продуктов, услуг и технологий до клиентов. Персонал должен понимать, и принимать стратегические цели развития банка и вносить свой вклад в достижение общего результата.

Таким образом можно понять почему важна корпоративная система показателей эффективности инновационной деятельности. Но также необходимо, чтобы она отвечала требованиям, которые в своей работе четко описала Л. В. Кох:

  1. «Показателей не должно быть слишком много, опыт успешно функционирующих систем показывает, что оптимально иметь в системе восемь-десять показателей для уровня топ-менеджеров. Чем понятнее и практичнее показатели эффективности инновационной деятельности, тем больше шансов установить разумные значения целевых величин и разработать научно обоснованные стратегии для их достижения.
  2. Создавая систему, следует отбирать в ее состав показатели, не коррелирующие друг с другом. Иными словами, показатели эффективности должны быть максимально независимы между собой и отражать различные стороны инновационной деятельности.
  3. Система показателей должна включать не только качественные, но и количественные показатели. Динамика изменений качественных показателей поможет вовремя выявить проблемы в корпоративной системе управления инновациями и принять меры до наступления кризиса.
  4. Система показателей эффективности инновационной деятельности должна быть встроена в систему корпоративных показателей эффективности банка. Показатели должны быть соотносимы с принятой в банке системой финансовых и других внутрикорпоративных показателей или в идеале быть её частью.
  5. Недопустима разработка автономной системы показателей эффективности инновационной деятельности для отдельных подразделений предприятия» [5]. Это требование наиболее актуально для банка, где зависимость подразделений друг от друга минимальна. Так, например, дополнительное размещение акций банка на фондовом рынке может привести к появлению новых банковских продуктов и услуг. Этот маневр позволит банку не только привлечь дополнительные ресурсы, но и разместить их. В этом случае результат внедрения новых банковских продуктов будет напрямую зависеть от той цены, по которой были размещены привлекаемые активы, а также от стоимости ресурсов, используемых на активных операциях фондового рынка. В таком случае практически всегда можно оценить абсолютную эффективность, что и будет являться примером показателей инноваций. Но не стоит рассматривать деятельность банка только со стороны привлечения и размещения ресурсов. Существует множество альтернатив фондовому рынку. Здесь не стоит забывать про первоначальную бизнес-модель банка, а именно привлечение депозитов и выдачу кредитов. Выход на фондовый рынок как инновацию следует также рассматривать в совокупности со всеми видами банковской деятельности.

Подводя итог всему вышесказанному следует сказать, что любая система показателей эффективности инновационного процесса должна согласовываться с системой самого банка, тем самым реализуя подход от частного к общему.

Для того чтобы современный банк оставался конкурентоспособным на рынке необходимо, чтобы его деятельность носила клиентоориентированный подход. В свою очередь, система показателей эффективности инновационной деятельности должна в первую очередь отражать удовлетворенность клиентов от предлагаемых им инновационных продуктов, услуг, технологий. Если банк начнет фокусироваться только на прибыли, то о его конкурентоспособности можно забыть.

В данном случае Л. В. Кох рекомендует использовать в системе такие показатели как:

— «отношение количества клиентов, принимающих и использующих банковские инновации, к общему числу клиентов банка;

— отношение количества клиентов, считающих банк инновационным, к общему числу клиентов банка и т.п.» [5].

Банк — это динамично развивающийся бизнес. Необходимо постоянно актуализировать используемые показатели эффективности инновационной деятельности, т. к. они просто-напросто могут устаревать.

Для избегания ошибок в будущем система показателей должна показывать не только положительный эффект инновационного процесса, но и отрицательный. Создание такой системы показателей — сложная задача. Однако для успешного функционирования коммерческого банка в нынешних условиях необходимо уделять ей должное внимание.

Литература:

  1. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. — 2007. — № 3. — С. 60–66.
  2. Борлакова А. И. Развитие инноваций в коммерческом банке: автореферат дис. на соискание ученой степени к. э.н. — Ростов-на-Дону, 2020. — С. 13–15.
  3. Викулов В. С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегий коммерческого банка //Финансовый менеджмент. ― 2010. ― № 5. ― С. 106.
  4. Кох Л. В. Банковский менеджмент: учеб. пособие / JI. В. Кох, Ю. В. Кох. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 280 с.
  5. Кох Л. В. Методологические подходы к оценке экономической эффективности инноваций в банковском бизнесе // π-Economy. 2008. № 5 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-ekonomicheskoy-effektivnosti-innovatsiy-v-bankovskom-biznese (дата обращения: 20.05.2022).
  6. Кох JI. В. Нейросетевые экспертные системы как пример инноваций в области банковских информационных технологий / JI. В. Кох, В. С. Просалова // Научно-технические ведомости СПбГТУ. — 2006. — № 5. — Т. 2. — С. 299 304.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, система показателей эффективности, фондовый рынок, банк, инновационный процесс, инновация, показатель, показатель эффективности, система показателей, банковский сектор.


Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов коммерческих предприятий

В статье авторы исследуют существующие методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и предлагает способы их совершенствования в целях повышения финансовой устойчивости.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Проблемы формирования политики управления заемным капиталом

Статья посвящена рассмотрению проблеме формирования эффективной политики управления заемным капиталом. В ней рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается менеджмент компаний в ходе разработки данной политики. В ходе исследования были предло...

Мероприятия по повышению эффективности банковской деятельности

В данном исследовании рассматриваются ключевые области для повышения эффективности коммерческого банка за счет снижения затрат.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...

Система показателей эффективности инвестиционных проектов

В статье представлен ряд методов для оценки инвестиционных проектов. Рассмотрены критерии, по которым происходит деление показателей эффективности, детальное внимание уделено более распространенным показателям.

Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов коммерческих предприятий

В статье авторы исследуют существующие методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и предлагает способы их совершенствования в целях повышения финансовой устойчивости.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Проблемы формирования политики управления заемным капиталом

Статья посвящена рассмотрению проблеме формирования эффективной политики управления заемным капиталом. В ней рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается менеджмент компаний в ходе разработки данной политики. В ходе исследования были предло...

Мероприятия по повышению эффективности банковской деятельности

В данном исследовании рассматриваются ключевые области для повышения эффективности коммерческого банка за счет снижения затрат.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...

Система показателей эффективности инвестиционных проектов

В статье представлен ряд методов для оценки инвестиционных проектов. Рассмотрены критерии, по которым происходит деление показателей эффективности, детальное внимание уделено более распространенным показателям.

Задать вопрос