В современной методике по информатике классификация задач недостаточно подробно рассмотрена по причине сложности вопроса, а также в связи с очень быстрыми изменением содержания типовой программы по информатике в Казахстане, добавлением в нее новых тем, увеличением списка программных средств, изучаемых в школе.
Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование.
Н. А. Назарбаев, президент республики Казахстан поставил перед образованием высокие цели и сложные задачи. Среднее образование должно быть качественным, и давать возможность выпускникам школ, абитуриентам продолжать обучение в вузах. Школе необходимо подготовить школьника с развитым интеллектом, высоким уровнем функциональной грамотности, способного продолжать учится.
Переход на обновленное содержание образования, в частности, информатики, предъявляет новые требования к работе педагогов-информатиков, обеспечение ими здоровьесберегающих технологий, компетентностный подход в обучении, развитие критического, логического, алгоритмического мышления и индивидуализацию образовательного процесса.
В современном образовании за последние годы повысилась значимость школьной информатики, что повлияло на фундаментализацию предмета.
Современный урок информатики — это урок, на котором обучают получать и обрабатывать информацию.
Содержание предмета построено по принципу спирали, который позволяет увеличивать знания и умения обучающихся поэтапно от простого к сложному, что упрощает изучение информатики, а также определяет последовательность подачи учебного материала и взаимосвязь предмета с современными реалиями.
Основные содержательные линии школьного курса по информатике:
– Представление об информации и информационных процессах;
– компьютеры;
– информационные технологии;
– алгоритмизация;
– формализация и моделирование;
– телекоммуникация и вопросы социальной информатики.
Одним из направлений школьного курса информатики, в соответствии с программой, является формирование у обучающегося умения решать задачи.
Решению задач можно научиться, только постоянно практикуясь. Логическое мышление необходимо развивать у ученика, внедряя в урок информатики занимательные задания, нетиповые и творческие задания, а также задачи профессиональной направленности, возникающие в какой-либо сфере человеческой деятельности: в математике, физике, химии, экономике, бухгалтерском учете и др. (многие из них можно легко и быстро решить, используя информационно-коммуникационные технологии) [1].
К задачам по информатике в особенности близки задачи по математике. Именно в учебниках по информатике присутствует большое количество задач математических. Например, это задачи логические и алгоритмические, комбинаторные, на системы счисления и др.
Классификация задач по разным признакам
№ |
Признаки классификации |
Задачи |
1 |
Содержательные |
– виды информации; – измерение информации; – архитектура ЭВМ; – моделирование; – алгоритмизация. |
2 |
Дидактические цели |
– вводные (предварительные); – тренировочные; – творческие (эвристические). |
3 |
Способ решения |
– устные; – вычислительные; – графические; – экспериментальные. |
4 |
Степень трудности |
– простые; – более сложные; – повышенной сложности; – творческие. |
5 |
Способ задания условия |
– текстовые; – графические; – задачи-рисунки. |
К простым задачам относятся задачи, которые используют одну формулу и один‐два вывода. А также простые задачи используют для закрепления материала. К сложным задачам относятся задачи, которые используют более одной формулы для решения, а также другие темы по информатике.
Задачи творческого характера отличаются большим разнообразием, например, это исследовательские, к которым относятся задачи программирования. Комбинированные задачи используют различные темы, материал и т. д., что повышает интерес к информатике.
Примеры задач на измерение информации.
Для отправки в сети 120 Мб информации за 8 минут нужно перевести мегабайты в биты, а минуты — в секунды, а потом разделить биты на секунды, и мы получим необходимую скорость передачи информации.
120 Мб = 122880 Кб = 125829120 байт = 1006632960 бит
8 мин = 480 сек
1006632960 бит/480 сек = 2097152 бод = 2097152 бит/сек = = 262114 байт/сек = 256 Кб/с
2) Во сколько раз больше 2 Мб информации 64 Кб информации?
Применяемая информация: 1 Мб = 1024 Кб.
Запишите задачу следующим образом.
3) Электронная книга содержит 150 страниц, на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Определите информационный объем книги.
Примечание: Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256 [3].
Таким образом, решение задач является обязательным элементом обучения информатике. Решая задачи, ученики овладевают умениями и навыками применения теоретических знаний на практике. Именно умение решать задачи, то есть выполнять определённые действия с информацией из условия задачи, и означает овладение знаниями. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач [4].
Литература:
1. Научный журнал «Вестник КГПУ им.В. П. Астафьева» 2016 № 1(35) (1/18)
2. Информатика: Учебник для учащихся 7 класс общеобразовательной школы. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2018.
3. Информатика: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения./Р. А. Кадиркулов, Г. К. Нурмуханбетова — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2018.
4. Методика решения задач в базовом курсе информатики и ИКТ.Информация взята с https://studopedia.net/4_68674_metodika-resheniya-zadach-v-bazovom-kurse-informatiki-i-ikt.html