Классификация задач по информатике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 849 раз

Библиографическое описание:

Мухаметкалиева, Арайлым. Классификация задач по информатике / Арайлым Мухаметкалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 466-468. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91342/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современной методике по информатике классификация задач недостаточно подробно рассмотрена по причине сложности вопроса, а также в связи с очень быстрыми изменением содержания типовой программы по информатике в Казахстане, добавлением в нее новых тем, увеличением списка программных средств, изучаемых в школе.

Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование.

Н. А. Назарбаев, президент республики Казахстан поставил перед образованием высокие цели и сложные задачи. Среднее образование должно быть качественным, и давать возможность выпускникам школ, абитуриентам продолжать обучение в вузах. Школе необходимо подготовить школьника с развитым интеллектом, высоким уровнем функциональной грамотности, способного продолжать учится.

Переход на обновленное содержание образования, в частности, информатики, предъявляет новые требования к работе педагогов-информатиков, обеспечение ими здоровьесберегающих технологий, компетентностный подход в обучении, развитие критического, логического, алгоритмического мышления и индивидуализацию образовательного процесса.

В современном образовании за последние годы повысилась значимость школьной информатики, что повлияло на фундаментализацию предмета.

Современный урок информатики — это урок, на котором обучают получать и обрабатывать информацию.

Содержание предмета построено по принципу спирали, который позволяет увеличивать знания и умения обучающихся поэтапно от простого к сложному, что упрощает изучение информатики, а также определяет последовательность подачи учебного материала и взаимосвязь предмета с современными реалиями.

Основные содержательные линии школьного курса по информатике:

Представление об информации и информационных процессах;

компьютеры;

– информационные технологии;

– алгоритмизация;

– формализация и моделирование;

телекоммуникация и вопросы социальной информатики.

Одним из направлений школьного курса информатики, в соответствии с программой, является формирование у обучающегося умения решать задачи.

Решению задач можно научиться, только постоянно практикуясь. Логическое мышление необходимо развивать у ученика, внедряя в урок информатики занимательные задания, нетиповые и творческие задания, а также задачи профессиональной направленности, возникающие в какой-либо сфере человеческой деятельности: в математике, физике, химии, экономике, бухгалтерском учете и др. (многие из них можно легко и быстро решить, используя информационно-коммуникационные технологии) [1].

К задачам по информатике в особенности близки задачи по математике. Именно в учебниках по информатике присутствует большое количество задач математических. Например, это задачи логические и алгоритмические, комбинаторные, на системы счисления и др.

Классификация задач по разным признакам

Признаки классификации

Задачи

1

Содержательные

– виды информации;

– измерение информации;

– архитектура ЭВМ;

– моделирование;

– алгоритмизация.

2

Дидактические цели

– вводные (предварительные);

– тренировочные;

– творческие (эвристические).

3

Способ решения

– устные;

– вычислительные;

– графические;

– экспериментальные.

4

Степень трудности

– простые;

– более сложные;

– повышенной сложности;

– творческие.

5

Способ задания условия

– текстовые;

– графические;

– задачи-рисунки.

К простым задачам относятся задачи, которые используют одну формулу и один‐два вывода. А также простые задачи используют для закрепления материала. К сложным задачам относятся задачи, которые используют более одной формулы для решения, а также другие темы по информатике.

Задачи творческого характера отличаются большим разнообразием, например, это исследовательские, к которым относятся задачи программирования. Комбинированные задачи используют различные темы, материал и т. д., что повышает интерес к информатике.

Примеры задач на измерение информации.

Для отправки в сети 120 Мб информации за 8 минут нужно перевести мегабайты в биты, а минуты — в секунды, а потом разделить биты на секунды, и мы получим необходимую скорость передачи информации.

120 Мб = 122880 Кб = 125829120 байт = 1006632960 бит

8 мин = 480 сек

1006632960 бит/480 сек = 2097152 бод = 2097152 бит/сек = = 262114 байт/сек = 256 Кб/с

2) Во сколько раз больше 2 Мб информации 64 Кб информации?

Применяемая информация: 1 Мб = 1024 Кб.

Запишите задачу следующим образом.

3) Электронная книга содержит 150 страниц, на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Определите информационный объем книги.

Примечание: Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256 [3].

Таким образом, решение задач является обязательным элементом обучения информатике. Решая задачи, ученики овладевают умениями и навыками применения теоретических знаний на практике. Именно умение решать задачи, то есть выполнять определённые действия с информацией из условия задачи, и означает овладение знаниями. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач [4].

Литература:

1. Научный журнал «Вестник КГПУ им.В. П. Астафьева» 2016 № 1(35) (1/18)

2. Информатика: Учебник для учащихся 7 класс общеобразовательной школы. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2018.

3. Информатика: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения./Р. А. Кадиркулов, Г. К. Нурмуханбетова — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2018.

4. Методика решения задач в базовом курсе информатики и ИКТ.Информация взята с https://studopedia.net/4_68674_metodika-resheniya-zadach-v-bazovom-kurse-informatiki-i-ikt.html

Основные термины (генерируются автоматически): задача, информатик, бит, измерение информации, Казахстан, классификация задач, Мб информации, решение задач.


Задать вопрос