В статье автор анализирует рынок электронной коммерции.
Ключевые слова : электронная торговля, оборот, динамика.
Роль электронной торговли в развитии государственной и мировой экономики обусловливает потребность постановки задачи исследования статистических показателей и соответственных методик расчета и анализа для оценки развития электронной торговли в РФ.
В России единообразная и всеохватывающая статистика в области электронной торговли отсутствует. Данные, приводимые Росстатом, Банком России, бизнес-ассоциациями и профессионалами значительно различаются, время от времени в разы, что заметно на последующих примерах [1].
Приведенные характеристики по российскому электронному рынку отображают общепризнанный мировым рынком позитивный финансовый результат электронной торговли, обязанный значительному уменьшению расходов на проведение торговых операций, решению проблем, связанных с нерентабельным географическим положением предпринимателей, и подходящим условиям для установления прямых контрактных взаимоотношений между заказчиками и поставщиками, торговцами и покупателями. Возможность успешно конкурировать на рынке в таких условиях получают в том числе микро-, малые и средние предприятия, что способствует появлению на рынке новых участников и, в конечном счете, обеспечивает рост национального ВВП.
По данным Росстата за 2019 год, доля пользователей сети «Интернет» в общей численности населения составила 67,9 % (то есть 99,7 млн чел). Численность населения в возрасте 15–72 лет, использующих сеть «Интернет» — 84 млн чел, из которых 25 млн чел используют сеть «Интернет» в том числе для заказа товаров (услуг). По экспертным оценкам аудитория российского Интернета в 2019 году составила также 84 млн человек, однако, количество покупателей, осуществивших покупку через Интернет, оценивается более чем 30 млн человек.
В то же время государственная статистика розничной электронной торговли выражается единственным показателем: «доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли». По итогам 2019 года значение этого показателя составило 1,1 %, то есть объем внутренней розничной электронной торговли в Российской Федерации, согласно предварительным данным Росстата, составил в 2019 году 303 млрд руб.
Центробанк России оценивает российский рынок электронной торговли на основе отчетностей об операциях с использованием платежных карт. По данным Центробанка России, в 2019 году объем внутреннего рынка розничной электронной торговли товарами и услугами составил 1,95 трлн. руб., объем трансграничной электронной торговли товарами и услугами — 308,9 млрд руб.
Оценки специализирующихся исследовательских агентств и отраслевых ассоциаций сильно отличаются от данных Росстата и Центробанка и разнятся в зависимости от методологии исследования [3]:
Таблица 1
Оборот электронной торговли в секторе В2С в 2019 году
Источник оценки |
Оборот электронной торговли в секторе B 2 C в 2019 г., млрд руб. |
||
Внутренний рынок |
Трансграничная торговля |
Итого |
|
Ассоциация компаний интернет-торговли |
618,2 |
301,8 |
920 |
Национальная ассоциация дистанционной торговли |
576 |
183 |
759 |
Российская ассоциация электронных коммуникаций |
705 |
- |
- |
Data Insight |
810 |
250 |
1060 |
Росбизнесконсалтинг |
944 |
220 |
1166 |
Price.ru |
600 |
170 |
770 |
Объем внутренней электронной торговли в секторах B2B и B2G, по оценке Ассоциации электронных торговых площадок, в 2019 году составил 35 трлн рублей. На данный момент в Российской Федерации действуют более шести тысяч электронных торговых площадок B2B и пять федеральных электронных торговых площадок B2G. Число компаний, участвующих в электронных торгах, оценивается приблизительно в 1,2 млн.
Далее в таблице 2 представлены данные о динамике объемов заказов на рынке интернет-торговли за последние 10 лет.
Таблица 2
Динамика объемов заказов на рынке интернет-торговли
Год |
Количество заказов, млн. руб. |
Относительное изменение, % |
Абсолютное изменение, млн. руб. |
2011 |
89 |
100,00 |
- |
2012 |
114 |
128,09 |
25 |
2013 |
142 |
124,56 |
28 |
2014 |
166 |
116,90 |
24 |
2015 |
178 |
107,23 |
12 |
2016 |
215 |
120,79 |
37 |
2017 |
258 |
120,00 |
43 |
2018 |
330 |
127,91 |
72 |
2019 |
465 |
140,91 |
135 |
2020 |
830 |
178,49 |
365 |
Рынок электронной коммерции является динамично развивающимся по количеству онлайн-заказов. За последние 10 лет объемы заказов выросли более чем в 9 раз по сравнению с 2011 годом. За последние 3 года темп роста ускорялся с плавного ежегодного роста в 20 процентов до 40–70 процентов, чему послужила пандемия Covid-19 и переходу общества к электронным покупкам.
Для наглядного отображения динамика представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика количества заказов [4]
Объем рынка интернет-торговли в России составил 2,7 трлн рублей. Всего было сделано 830 млн заказов. За 2020 год количество заказов онлайн В2С выросло на 78 %.
Далее в таблице 3 представлены данные о показателях среднего чека на электронный заказ в России за последние 5 лет.
Таблица 3
Показатели среднего чека на электронный заказ в России
Год |
Средний чек, руб. |
Относительное изменение, % |
Абсолютное изменение, млн. руб. |
2015 |
4350 |
100,00 |
- |
2016 |
4600 |
105,75 |
250 |
2017 |
4560 |
99,13 |
-40 |
2018 |
4330 |
94,96 |
-230 |
2019 |
3700 |
85,45 |
-630 |
2020 |
3260 |
88,11 |
-440 |
За период с 2015 года по 2020 год средний чек на электронные заказы в России упал на 25 % или на 1090 руб., чему поспособствовало снижение доходов населения за последние годы.
Наглядная динамика падения среднего чека в России представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели среднего чека по России [4]
На фоне роста числа заказов сократился средний чек. Снижение среднего чека составило 12 % в 2020 году по сравнению с 2019 годом.
Основные факторы, которые повлияли на данное снижение:
– превращение онлайн-заказов в повседневную практику;
– растущая доступность заказов с бесплатной или дешевой доставкой;
– опережающий рост универсальных маркетплейсов с низким средним чеком;
– опережающий рост сегментов с низким средним чеком (интернет-аптеки, локальная доставка продуктов питания).
Приведенные показатели по российскому электронному рынку отражают признанный мировым рынком положительный экономический эффект электронной торговли, обязанный значительному сокращению расходов на проведение торговых операций, решению проблем, связанных с невыгодным географическим положением предпринимателей, и благоприятным условиям для установления прямых контрактных отношений между заказчиками и поставщиками, продавцами и потребителями. Возможность успешно конкурировать на рынке в таких условиях получают в том числе микро-, малые и средние предприятия, что в конечном счете, обеспечивает рост национального ВВП.
Литература:
- Артамонов Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 2019. № 9.
- Гречков В. Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход) // Маркетинг в России и за рубежом, № 6 (38), 2018.
- Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.04.2022).