Анализ рынка электронной коммерции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Тихая, А. Г. Анализ рынка электронной коммерции / А. Г. Тихая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91501/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор анализирует рынок электронной коммерции.

Ключевые слова : электронная торговля, оборот, динамика.

Роль электронной торговли в развитии государственной и мировой экономики обусловливает потребность постановки задачи исследования статистических показателей и соответственных методик расчета и анализа для оценки развития электронной торговли в РФ.

В России единообразная и всеохватывающая статистика в области электронной торговли отсутствует. Данные, приводимые Росстатом, Банком России, бизнес-ассоциациями и профессионалами значительно различаются, время от времени в разы, что заметно на последующих примерах [1].

Приведенные характеристики по российскому электронному рынку отображают общепризнанный мировым рынком позитивный финансовый результат электронной торговли, обязанный значительному уменьшению расходов на проведение торговых операций, решению проблем, связанных с нерентабельным географическим положением предпринимателей, и подходящим условиям для установления прямых контрактных взаимоотношений между заказчиками и поставщиками, торговцами и покупателями. Возможность успешно конкурировать на рынке в таких условиях получают в том числе микро-, малые и средние предприятия, что способствует появлению на рынке новых участников и, в конечном счете, обеспечивает рост национального ВВП.

По данным Росстата за 2019 год, доля пользователей сети «Интернет» в общей численности населения составила 67,9 % (то есть 99,7 млн чел). Численность населения в возрасте 15–72 лет, использующих сеть «Интернет» — 84 млн чел, из которых 25 млн чел используют сеть «Интернет» в том числе для заказа товаров (услуг). По экспертным оценкам аудитория российского Интернета в 2019 году составила также 84 млн человек, однако, количество покупателей, осуществивших покупку через Интернет, оценивается более чем 30 млн человек.

В то же время государственная статистика розничной электронной торговли выражается единственным показателем: «доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли». По итогам 2019 года значение этого показателя составило 1,1 %, то есть объем внутренней розничной электронной торговли в Российской Федерации, согласно предварительным данным Росстата, составил в 2019 году 303 млрд руб.

Центробанк России оценивает российский рынок электронной торговли на основе отчетностей об операциях с использованием платежных карт. По данным Центробанка России, в 2019 году объем внутреннего рынка розничной электронной торговли товарами и услугами составил 1,95 трлн. руб., объем трансграничной электронной торговли товарами и услугами — 308,9 млрд руб.

Оценки специализирующихся исследовательских агентств и отраслевых ассоциаций сильно отличаются от данных Росстата и Центробанка и разнятся в зависимости от методологии исследования [3]:

Таблица 1

Оборот электронной торговли в секторе В2С в 2019 году

Источник оценки

Оборот электронной торговли в секторе B 2 C в 2019 г., млрд руб.

Внутренний рынок

Трансграничная торговля

Итого

Ассоциация компаний интернет-торговли

618,2

301,8

920

Национальная ассоциация дистанционной торговли

576

183

759

Российская ассоциация электронных коммуникаций

705

-

-

Data Insight

810

250

1060

Росбизнесконсалтинг

944

220

1166

Price.ru

600

170

770

Объем внутренней электронной торговли в секторах B2B и B2G, по оценке Ассоциации электронных торговых площадок, в 2019 году составил 35 трлн рублей. На данный момент в Российской Федерации действуют более шести тысяч электронных торговых площадок B2B и пять федеральных электронных торговых площадок B2G. Число компаний, участвующих в электронных торгах, оценивается приблизительно в 1,2 млн.

Далее в таблице 2 представлены данные о динамике объемов заказов на рынке интернет-торговли за последние 10 лет.

Таблица 2

Динамика объемов заказов на рынке интернет-торговли

Год

Количество заказов, млн. руб.

Относительное изменение, %

Абсолютное изменение, млн. руб.

2011

89

100,00

-

2012

114

128,09

25

2013

142

124,56

28

2014

166

116,90

24

2015

178

107,23

12

2016

215

120,79

37

2017

258

120,00

43

2018

330

127,91

72

2019

465

140,91

135

2020

830

178,49

365

Рынок электронной коммерции является динамично развивающимся по количеству онлайн-заказов. За последние 10 лет объемы заказов выросли более чем в 9 раз по сравнению с 2011 годом. За последние 3 года темп роста ускорялся с плавного ежегодного роста в 20 процентов до 40–70 процентов, чему послужила пандемия Covid-19 и переходу общества к электронным покупкам.

Для наглядного отображения динамика представлена на рисунке 1.

Динамика количества заказов [4]

Рис. 1. Динамика количества заказов [4]

Объем рынка интернет-торговли в России составил 2,7 трлн рублей. Всего было сделано 830 млн заказов. За 2020 год количество заказов онлайн В2С выросло на 78 %.

Далее в таблице 3 представлены данные о показателях среднего чека на электронный заказ в России за последние 5 лет.

Таблица 3

Показатели среднего чека на электронный заказ в России

Год

Средний чек, руб.

Относительное изменение, %

Абсолютное изменение, млн. руб.

2015

4350

100,00

-

2016

4600

105,75

250

2017

4560

99,13

-40

2018

4330

94,96

-230

2019

3700

85,45

-630

2020

3260

88,11

-440

За период с 2015 года по 2020 год средний чек на электронные заказы в России упал на 25 % или на 1090 руб., чему поспособствовало снижение доходов населения за последние годы.

Наглядная динамика падения среднего чека в России представлена на рисунке 2.

Показатели среднего чека по России [4]

Рис. 2. Показатели среднего чека по России [4]

На фоне роста числа заказов сократился средний чек. Снижение среднего чека составило 12 % в 2020 году по сравнению с 2019 годом.

Основные факторы, которые повлияли на данное снижение:

– превращение онлайн-заказов в повседневную практику;

– растущая доступность заказов с бесплатной или дешевой доставкой;

– опережающий рост универсальных маркетплейсов с низким средним чеком;

– опережающий рост сегментов с низким средним чеком (интернет-аптеки, локальная доставка продуктов питания).

Приведенные показатели по российскому электронному рынку отражают признанный мировым рынком положительный экономический эффект электронной торговли, обязанный значительному сокращению расходов на проведение торговых операций, решению проблем, связанных с невыгодным географическим положением предпринимателей, и благоприятным условиям для установления прямых контрактных отношений между заказчиками и поставщиками, продавцами и потребителями. Возможность успешно конкурировать на рынке в таких условиях получают в том числе микро-, малые и средние предприятия, что в конечном счете, обеспечивает рост национального ВВП.

Литература:

  1. Артамонов Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 2019. № 9.
  2. Гречков В. Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход) // Маркетинг в России и за рубежом, № 6 (38), 2018.
  3. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, электронная торговля, показатель среднего чека, рынок интернет-торговли, абсолютное изменение, внутренний рынок, конечный счет, мировой рынок, относительное изменение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Инвестиционный рынок и его конъюнктура

Данная статья посвящена изучению структуры и конъюнктуры инвестиционного рынка.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Тенденции развития конкуренции на национальном рынке банковских услуг

В статье автор рассматривает текущее состояние конкуренции на национальном рынке банковских услуг.

Информационные технологии в экономике. Использование Internet в бизнесе. Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины

В статье рассмотрены основные перспективы развития электронной коммерции и достоинства использования информационных технологий в бизнесе. Проведен подробный анализ элементов электронной коммерции. Проведен анализ объёма розничной онлайн-торговли за 2...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Похожие статьи

Инвестиционный рынок и его конъюнктура

Данная статья посвящена изучению структуры и конъюнктуры инвестиционного рынка.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Тенденции развития конкуренции на национальном рынке банковских услуг

В статье автор рассматривает текущее состояние конкуренции на национальном рынке банковских услуг.

Информационные технологии в экономике. Использование Internet в бизнесе. Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины

В статье рассмотрены основные перспективы развития электронной коммерции и достоинства использования информационных технологий в бизнесе. Проведен подробный анализ элементов электронной коммерции. Проведен анализ объёма розничной онлайн-торговли за 2...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Задать вопрос