Сюжетное рисование — это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Оно предполагает воспроизведение в рисунке отдельного сюжета, а также чаще всего выражение своего отношения к изображаемому.
Существует три основных разновидности сюжетного рисования: по собственному замыслу; рисование на заданную тему; рисование иллюстраций к прочитанным произведениям [1].
Главное в создании сюжетного рисунка — композиция, определяющая размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени. С создания замысла композиции начинается работа над сюжетным рисунком.
Сюжетное рисование развивает мелкую моторику, что очень важно, так как развитие мелкой моторики — прямая подготовка к письму. Кроме того, рисуя сюжет, ребенок развивает в себе творческие и изобразительные способности.
Наблюдая за природой, знакомясь с литературными произведениями, дети старшего дошкольного возраста испытывают яркие впечатления, которые и учатся передавать в процессе сюжетного рисования. Во время обучения сюжетному рисованию дети знакомятся с основными требованиями к композиции сюжетного рисунка и иллюстраций, учатся передавать в рисунках формы, пропорции, пространственное размещение предметов [2].
Для детей дошкольного возраста характерно изображать предметы схематически. Дети рисуют предметы, располагая их в один ряд. Поэтому схематизм — один из самых значимых особенностей детского рисунка [3].
Первые занятия начинают вводить на занятиях по изобразительному искусству в средней группе. Обучение идет по следующему сценарию: сначала дети помещают 2–3 предмета на одной линии, потом постепенно научаются размещать их по всему листу бумаги. В старшем дошкольном возрасте дети уже воспринимать окружающую среду и мыслить пространственными категориями. При этом присутствует одна характерная особенность в сюжетном рисовании этого возраста: рисуя центральный объект композиции, дети не меньше внимания уделяют и предметам, которые его окружают.
Прежде чем определиться с тематикой сюжета в рисунке в старшей группе, педагог первым делом должен отталкиваться от знаний и впечатлений детей, которые получают их в процессе наблюдения за окружающим миром. При озвучивании темы для рисунка обязательно соблюдение двух условий: конкретизация задачи и четко определенная тема сюжетной линии [4].
Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6–7 лет. Для этого необходимо:
— разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
— научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
— развивать композиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (без изменения размеров);
— развивать чувство цвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету [6].
Самое сложное для детей такого возраста — найти главное, разобраться в отношениях и связях объектов сюжета. При сюжетном рисовании очень важна правильная передача пропорций между предметами. В свою очередь, это достигается только тогда, когда ребенок уже умеет сравнивать и сопоставлять объекты, а также умеет устанавливать смысловую связь между ними [2].
Для детей старшего дошкольного возраста творческий процесс воображения базируется на разнообразии личного опыта. Поэтому так важно использовать на занятиях по рисованию наглядность в виде картин. Это позволяет педагогу убедиться в том, что именно дети знают о том или ином предмете, а также дает возможность познакомить их с некоторыми изобразительными приемами [6].
Очень важную роль в процессе обучения детей сюжетному рисованию играет поощрение. Слушая в свой адрес похвалу, дети чувствуют, что педагог рад их творчеству, оно ему нравится, и тогда они с большим усердием и самостоятельностью будут стремиться работать.
Еще один действенный метод обучения, который способствует развитию творческой инициативы и расширяет круг тем для рисунков, — использование литературных произведений [5].
Дети старшей группы уже умеют сравнивать продукт своей изобразительной деятельности с оригиналом: натурой, образом или внутренними представлениями. Во время анализа работ педагог задает ребенку наводящие вопросы, и тот, сравнивая, уже видит и положительные моменты в своем рисунке, и ошибки.
Очень важны в обучении детей сюжетному рисованию разные упражнения, благодаря которым можно отработать отдельные приемы.
Еще одним видом наглядности, применяемым в работе со старшими дошкольниками, являются педагогические эскизы.
Важным методом обучения является показ. Он применяется в различных ситуациях. Показ может быть полным и частичным. При полном показе происходит объяснение последовательности изображения какого-либо предмета, объекта. Частичный показ подразумевает наиболее глубокое и подробное демонстрирование отдельного приема [5].
Литература:
- Погодин, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. − Москва: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с. — Текст: непосредственный.
- Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. — Москва: Издательство «Академия», 2008. − 344 с. — Текст: непосредственный.
- Доронова, Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. — Москва: Школа-Пресс, 2005. — 96 с. — Текст: непосредственный.
- Погодин, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. − Москва: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с. — Текст: непосредственный.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищу по специальности 2002 и 2010 / [В. А. Езикеева и др.]/ — Просвещение, — 272 с. — Текст: непосредственный.
- Ковалева, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Ковалева. — Москва: Мозаика-Синтез, 2016. — 190 с. — Текст: непосредственный.