В настоящее время одной из важнейших задач высших учебных заведений, готовящих будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС РФ), является регулярное пополнение учреждений и органов, исполняющих различные уголовные наказания, профессионально подготовленными специалистами, наделенными в процессе обучения такими качествами как хорошая психологическая устойчивость и отличная физическая подготовка. Именно эти качества будут свидетельствовать о том, способны ли сотрудники противостоять противоправным действиям, преступивших закон граждан, а также о том, насколько они готовы оказывать необходимое сопротивление в повседневных и чрезвычайных условиях.
Под физической подготовкой, рассматриваемой нами в данном контексте, следует понимать одну из важнейших учебных дисциплин в образовательных учреждениях ФСИН России, в процессе изучения которой необходимо изучить не только теоретическую часть, включающую в себя знания закона об уголовно-исполнительной системе и нормативных правовых актов, содержащих наставления по физической подготовке сотрудников УИС, но и практическую [3]. Изучение практической части выражается в систематическом выполнении определённых физических упражнений, направленных на улучшение физической формы курсантов и обладание достаточными навыками приёмов борьбы. Именно так наилучшим образом удастся не только привить будущим сотрудникам УИС необходимые морально-волевые качества, но и развить у них отличные физические, необходимые для работы в исправительных учреждениях.
Находясь на современном этапе развития, общество ежедневно приобретает новый жизненный опыт, умения и навыки. Поскольку деятельность сотрудников учреждений и органов УИС в современном мире постоянно находится на виду у обычных граждан, к таким профессионалам соответственно предъявляются высокие требования. Так, сотрудникам необходимо быть квалифицированными специалистами с высоконравственными идеалами, а также добросовестно относиться к выполнению своих должностных обязанностей и быть верными государству. Именно в связи с повышением требований, предъявляемых в настоящее время к сотрудникам УИС, физическая подготовка, являясь одним из главных качеств, квалифицирующих их как хороших специалистов, приобретает новое значение в высших учебных заведениях (далее — вуз) ФСИН России [2].
На сегодняшний день в ВУЗах ФСИН России в рамках дисциплины физической подготовки создаются все необходимые условия для успешного развития хорошей физической формы курсантов. Для этого учебным отделом в начале каждого учебного года разрабатываются такие учебные планы, которые предусматривают освоение различных спортивных программ. В них, как правило, входят: прикладная гимнастика, боевые приемы борьбы, легкая атлетика, лыжная подготовка, а также разнообразные специальные упражнения на силу и на выносливость, позволяющие ускорить физическое развитие обучающихся [1].
Хотя образовательный процесс и организован таким образом, что физической подготовке уделяется немалое количество учебных часов в течение каждого семестра, все же нельзя сказать, что проблемы, связанные с должным спортивным развитием курсантов, в настоящее время отсутствуют.
Мы считаем, что проблемы с физической подготовкой курсантов существуют, поскольку развитие таких качеств, как сила, скорость, выносливость, ловкость, возможно только в том случае, если в жизни курсантов будут присутствовать дополнительные часы тренировок, не входящие в учебный план.
В этом случае остро встает вопрос о нехватке свободного времени курсантов, которое им необходимо для дополнительных занятий спортом с целью улучшения своих физических показателей. К примеру, из распорядка дня курсантов Кузбасского института ФСИН России мы видим, что в течение учебного дня у них есть время, отведенное на самостоятельную подготовку, в рамках которой они могли бы заниматься улучшением своей физической формы. Однако на практике это время не всегда может использоваться для данных целей. В силу различных обстоятельств, возникающих в связи со специфической формой обучения, курсант далеко не всегда может посветить время самостоятельным занятиям спортом. Причиной этого может быть, например то, что четвертая пара учебных занятий заканчивается в 16:55, и остается лишь 1 час и 35 минут, до окончания самостоятельной подготовки, в течении которой необходимо подготовиться к учебным занятиям на следующий день, а также в некоторых случаях исправить пропуски по занятиям, в связи с заступлением в служебный наряд. Еще одной проблемой может выступать привлечение курсантов к выполнению различных хозяйственных работ либо к иным видам деятельности, непосредственно связанных с вопросами, возникающими в процессе обучения, особенно это актуально на младших курсах.
Также стоит отметить материально-техническое оснащение вуза. В нашем институте имеется лишь один спортивный и один борцовский зал, которые в вечерние часы заняты курсантами входящими в группы спортивного совершенствования, что исключает возможность использования этих залов для обычных курсантов. Остается лишь открытые спортивные сооружения, а именно комплекс турников и беговой круг.
Исходя из этого, сформулированная нами проблема нехватки времени в течение учебного дня для дополнительных физических нагрузок может быть решена следующим образом. Ввести в план выходного дня в обязательном порядке выход за пределы территории учебного заведения с целью посещения курсантами различных спортивных секций по их личному усмотрению в зависимости от целей, которые они желают достичь в плане физического усовершенствования. Это может быть посещение различных стадионов, парков, в которых имеется возможность провести тренировку по легкой атлетике, тренажерных залов, иных спортивных площадок, причем делать данные выходы необязательно строго всем курсом, в полном составе и под руководством офицеров. Курсанты, желающие повысить свою выносливость, лучше освоить приемы борьбы, а также улучшить иные показатели, необходимые для оценки их физического развития, не станут пренебрегать временем, предусмотренным планом выходного дня для занятий спортом.
Также мы считаем возможным предусмотреть систему поощрений, для курсантов показывающие высокие спортивные показатели, по итогам проведения соревнований на курсе. Мерой поощрения может выступать увольнение вне очереди, либо снятие ранее наложенного взыскания, а также другие.
Таким образом, процесс физического совершенствования курсантов образовательных организаций ФСИН России включает в себя улучшение их общего физического состояния, а также формирование связанных с этим убеждений, потребностей, знаний и умений в ходе системного выполнения действий и воздействия соответствующих благоприятных условий. При этом, стоит отметить, что достижение курсантами нужной физической формы зависит не только от них самих, но и от специфичных деловых качеств педагога, от его знаний и опыта, умения грамотно проводить учебные занятия и тренировки по различным видам спорта, подводить итоги проведенных занятий и соревнований, а также добросовестного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Методически правильно организованная, такая учебная дисциплина как физическая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России существенно влияет на успешное формирование целостной профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов.
Литература:
- Будина, Е. В. Развитие и совершенствование физических качеств у курсантов вузов ФСИН России / Е. В. Будина // Novainfo, 2019. — № 96. — С. 198–203.
- Долгин, Д. С., Гарифулин, Р. Ш. Повышение качества физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России как важнейшее условие профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы / Д. С. Долгин, Р. Ш. Гарифулин// Теория и практика общегуманитарных наук. — 2018. — С. 43–46.
- Казначеев В. А. Современный подход к совершенствованию физической подготовки курсантов в системе ФСИН России / В. А. Казначеев// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2022. — № 82. — С. 43.