Выявление роли музеев среди современных вариантов культурного досуга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Гуцол, А. В. Выявление роли музеев среди современных вариантов культурного досуга / А. В. Гуцол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91876/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор исследует роль посещения музеев среди способов проведения культурного досуга в наши дни.

Ключевые слова: музеи, культурный досуг.

Сегодня музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально-значимых задач. Это передача исторической памяти и наследия предков, популяризация опыта предыдущих поколений, приобщение человека к культурному досугу и воспитание в нем стремления к познанию, поощрение любознательности.

С помощью экспонации визуальных образов музеи приобщают человека к прекрасному. «Насмотренность» — важное качество в любой профессии или области знания современного человека, некая «визуальная эрудиция».

В сфере культурного досуга существуют и другие представители услуг времяпрепровождения, например, библиотеки, театры, кинотеатры, художественные выставки и так далее. Необходимо выяснить, какова же роль музейной экспозиции в этом многообразии, что отличает ее от других и какие особенности являются наиболее значимыми для потребителя.

Досуг — свободное время человека, освобожденное от какой-либо рабочей деятельности. Люди выбирают для себя из 2 видов отдыха: пассивный досуг, предназначенный для восстановления сил через инертное положение или сон, и активный досуг, восполняющий энергию человека через виды физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки, не задействованные обычно в рабочей сфере. Культурный досуг — часть активного отдыха. Чаще всего люди предпочитают такой вид отдыха, чтобы приобщиться к области культурных ценностей или раздвинуть границы духовного мира.

В настоящее время, помимо популярных и хорошо известных вариантов культурного досуга, сфера предлагает и продукты соединения распространённых развлечений, например открытые кинотеатры позволяют совмещать отдых на природе с наслаждением от просмотра кино. Однако, основными распространенными вариантами остаются: чтение, прослушивание музыки, просмотр фильмов, творчество и наслаждение искусством, например, в форме смотра картин или скульптур великих авторов (сюда входит и посещение музеев). В таблице 1 приведены сравнения перечисленных видов досуга по основным характеристикам.

Таблица 1

Сравнение вариантов культурного досуга по основным характеристикам

Критерии сравнения

Чтение

Музыка

Фильмы

Творчество

Искусство

Место проведения досуга

Дома/ вне дома

Дома/ вне дома

Дома/ вне дома

Дома/ вне дома

Вне дома

Материальные затраты

Необходимы

Опционально

Необходимы

Необходимы

Необходимы

Социальный аспект

Наедине

Наедине/ в компании

Наедине/ в компании

Наедине/ в компании

В компании

Энергетические затраты

Нет

Опционально

Опционально

Необходимы

Необходимы

Таким образом, ясно, что чтение выбирают люди, стремящиеся провести время наедине с собой и избежать в процессе отдыха социальных контактов. Прослушивание музыки одновременно может выступать инструментом социализации (в случае похода на концерт, например) и недорогим способом одиночного культурного времяпрепровождения. Просмотр фильмов и занятия творчеством в любом случае предполагают материальные затраты (покупка билетов или лицензированный версии фильма в интернете, приобретение материалов для творчества), однако оставляют широкое поле выбора социальной вовлеченности и места проведения досуга. Отличительными чертами наслаждения искусством же являются необходимость в энергетических затратах (искусством невозможно наслаждаться дома) и необходимость пребывания в компании людей (в музее или галерее искусств всегда присутствуют другие посетители и сотрудники).

Результаты опроса о способах проведения культурного досуга

Рис. 1. Результаты опроса о способах проведения культурного досуга

Опрос разновозрастной и разнополой группы любителей культурного досуга на рис.1 показал следующие результаты: Чтение предпочитают 8 %, еще 8 % выбирают наслаждение искусством через посещение музеев, 44 % опрошенных выбрали просмотр фильма, 20 % предпочитают слушать музыку и 20 % в свободное время занимаются творчеством.

Популярность просмотра фильмов, занятий творчеством и прослушивания музыки очевидны, в то время как самыми непопулярными вариантами проведения досуга оказались наслаждение искусством в музее и чтение. Опрошенные утверждают, что творчество позволяет получить удовлетворение от реализации своих способностей. А кино и музыка являются самыми желанными способами организовать свободное время, потому что эмоционально вовлекают. Фильмы состоят из яркого, насыщенного событиями видеоряда, главный герой которого вызывает сопереживание своей личности или деятельности. Даже фильмы, рассказывающие историю неодушевленного предмета или исторического события внедряют главного героя, вызывающего эмоциональный отклик аудитории. Музыка вызывает приятные ощущения посредством влияния на органы слуха. Определённые сочетания музыкальных инструментов, мелодия и ритм вызывают у потребителя различные эмоции. Таким образом, кино и музыка нравятся людям, потому что позволяют им переживать яркие эмоции в рутине повседневных дел, не требуя усилий самого человека (как это требуется при чтении, например).

Непопулярность музеев опрошенные объясняют отсутствием ярких эмоций от посещения в предыдущем личном опыте. Маркетинговое агентство «Magram» с помощью опроса также выявило, что люди не выбирают музей, по основным причинам «Далеко добираться», «Время в пустую» и «Нет привычки ходить в музеи» [1].

Исследования МОСГОРТУР, указанные на рис.2, утверждают, что большинство опрошенных ходят в музей единожды в два-три месяца или раз в полгода [1].

Опрос МОСГОРТУРА о частоте посещения музеев

Рис. 2. Опрос МОСГОРТУРА о частоте посещения музеев

Таким образом, складывается неблагоприятный имидж музеев как элемента досуговый деятельности. Исследование показало, что популярность похода в музей низкая по причинам отсутствия приятных эмоций. Предложение не стоит своих трудовых затрат и, как следствие, люди не хотят тратить время на то, чтобы добраться до музея, тем более, делать это на постоянной основе.

Исследование выявило, что при высокой культурной ценности музеев, их роль среди других методов проведения досуга теряет актуальность. Новые современные средства культурного времяпрепровождения привлекают людей более высокой эмоциональной вовлеченностью. Исправить ситуацию и укоренить музей в качестве актуального времяпрепровождения можно с помощью использования элементов, присущих другим, более распространенным методам культурного досуга. К примеру, использования ярких визуальных образов, выбора главного героя и превращения похода по музею в путешествие внутри последовательной эмоционально-полной истории. Конечно, все эти элементы должны гармонировать с основной тематикой выставки и служить главной цели существования музея — культурному просвещению, передаче опыта наших предков.

Уже сейчас существуют музеи, чье экономическое положение доказывает пользу применения упомянутых параметров. Например, Ельцин-центр в Екатеринбурге позволяет посетителям окунуться в историю становления русской демократии через сопереживание истории жизни и политической деятельности первого президента России. Выставку сопровождают яркое оформление, периодические видеоряды на больших экранах, а оформление помещений музея в духе действительности затрагиваемых событий позволяет человеку эмоционально погрузиться в процесс просвещения.

Литература:

  1. Маркетинговое агентство Magram: “Почему мы не ходим в музеи”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.magram.ru/news/muzeums.html
Основные термины (генерируются автоматически): культурный досуг, музей, главный герой, дом, наслаждение искусством, прослушивание музыки, вид отдыха, место проведения досуга, посещение музеев, свободное время.


Ключевые слова

музеи, культурный досуг

Похожие статьи

Современные особенности управления молодежным досугом

В статье автором рассматриваются особенности современного молодежного досуга, описывается актуальность развития системы предоставления услуг в данном направлении. Отдельное внимание уделяется вопросам использования информационно-коммуникационных техн...

К вопросу формирования культуры семейного досуга в условиях любительской театральной студии

В статье представлен исторический обзор развития любительского театра, рассмотрены особенности формирования культуры семейного досуга в условиях любительского театра. На основании анализа научных источников по проблеме исследования, автор раскрывает ...

Досуг как элемент повседневной культуры студентов

Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...

Актуальные вопросы детских и молодежных медиацентров

В данной статье автором затрагиваются вопросы создания и функционирования детских и молодежных центров. Рассмотрены результаты проведенного исследования, по итогам которых определены основные проблемы создания и функционирования в образовательных орг...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Реализация принципа индивидуализации в процессе организации досуга детей дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность индивидуализации как ведущего принципа организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Автор раскрывает возможности различных форм организации досуга детей дошкольного возраста в реализации...

Обзор лучших практик регионального управления в области организации молодежного досуга

Статья посвящена исследованию практики развития системы молодежного досуга с использованием конкретных инструментов и методов регионального управления. Автором проводится исследование лучших практик управления в данной сфере, а также определяется воз...

Социально-педагогическое сопровождение как условие формирования культуры досуга школьников в образовательном пространстве

В статье автор пытается определить значение социально-педагогического сопровождения для формирования культуры досуга школьников в условиях образовательного пространства.

Похожие статьи

Современные особенности управления молодежным досугом

В статье автором рассматриваются особенности современного молодежного досуга, описывается актуальность развития системы предоставления услуг в данном направлении. Отдельное внимание уделяется вопросам использования информационно-коммуникационных техн...

К вопросу формирования культуры семейного досуга в условиях любительской театральной студии

В статье представлен исторический обзор развития любительского театра, рассмотрены особенности формирования культуры семейного досуга в условиях любительского театра. На основании анализа научных источников по проблеме исследования, автор раскрывает ...

Досуг как элемент повседневной культуры студентов

Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...

Актуальные вопросы детских и молодежных медиацентров

В данной статье автором затрагиваются вопросы создания и функционирования детских и молодежных центров. Рассмотрены результаты проведенного исследования, по итогам которых определены основные проблемы создания и функционирования в образовательных орг...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Реализация принципа индивидуализации в процессе организации досуга детей дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность индивидуализации как ведущего принципа организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Автор раскрывает возможности различных форм организации досуга детей дошкольного возраста в реализации...

Обзор лучших практик регионального управления в области организации молодежного досуга

Статья посвящена исследованию практики развития системы молодежного досуга с использованием конкретных инструментов и методов регионального управления. Автором проводится исследование лучших практик управления в данной сфере, а также определяется воз...

Социально-педагогическое сопровождение как условие формирования культуры досуга школьников в образовательном пространстве

В статье автор пытается определить значение социально-педагогического сопровождения для формирования культуры досуга школьников в условиях образовательного пространства.

Задать вопрос