В статье автор исследует роль посещения музеев среди способов проведения культурного досуга в наши дни.
Ключевые слова: музеи, культурный досуг.
Сегодня музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально-значимых задач. Это передача исторической памяти и наследия предков, популяризация опыта предыдущих поколений, приобщение человека к культурному досугу и воспитание в нем стремления к познанию, поощрение любознательности.
С помощью экспонации визуальных образов музеи приобщают человека к прекрасному. «Насмотренность» — важное качество в любой профессии или области знания современного человека, некая «визуальная эрудиция».
В сфере культурного досуга существуют и другие представители услуг времяпрепровождения, например, библиотеки, театры, кинотеатры, художественные выставки и так далее. Необходимо выяснить, какова же роль музейной экспозиции в этом многообразии, что отличает ее от других и какие особенности являются наиболее значимыми для потребителя.
Досуг — свободное время человека, освобожденное от какой-либо рабочей деятельности. Люди выбирают для себя из 2 видов отдыха: пассивный досуг, предназначенный для восстановления сил через инертное положение или сон, и активный досуг, восполняющий энергию человека через виды физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки, не задействованные обычно в рабочей сфере. Культурный досуг — часть активного отдыха. Чаще всего люди предпочитают такой вид отдыха, чтобы приобщиться к области культурных ценностей или раздвинуть границы духовного мира.
В настоящее время, помимо популярных и хорошо известных вариантов культурного досуга, сфера предлагает и продукты соединения распространённых развлечений, например открытые кинотеатры позволяют совмещать отдых на природе с наслаждением от просмотра кино. Однако, основными распространенными вариантами остаются: чтение, прослушивание музыки, просмотр фильмов, творчество и наслаждение искусством, например, в форме смотра картин или скульптур великих авторов (сюда входит и посещение музеев). В таблице 1 приведены сравнения перечисленных видов досуга по основным характеристикам.
Таблица 1
Сравнение вариантов культурного досуга по основным характеристикам
Критерии сравнения |
Чтение |
Музыка |
Фильмы |
Творчество |
Искусство |
Место проведения досуга |
Дома/ вне дома |
Дома/ вне дома |
Дома/ вне дома |
Дома/ вне дома |
Вне дома |
Материальные затраты |
Необходимы |
Опционально |
Необходимы |
Необходимы |
Необходимы |
Социальный аспект |
Наедине |
Наедине/ в компании |
Наедине/ в компании |
Наедине/ в компании |
В компании |
Энергетические затраты |
Нет |
Опционально |
Опционально |
Необходимы |
Необходимы |
Таким образом, ясно, что чтение выбирают люди, стремящиеся провести время наедине с собой и избежать в процессе отдыха социальных контактов. Прослушивание музыки одновременно может выступать инструментом социализации (в случае похода на концерт, например) и недорогим способом одиночного культурного времяпрепровождения. Просмотр фильмов и занятия творчеством в любом случае предполагают материальные затраты (покупка билетов или лицензированный версии фильма в интернете, приобретение материалов для творчества), однако оставляют широкое поле выбора социальной вовлеченности и места проведения досуга. Отличительными чертами наслаждения искусством же являются необходимость в энергетических затратах (искусством невозможно наслаждаться дома) и необходимость пребывания в компании людей (в музее или галерее искусств всегда присутствуют другие посетители и сотрудники).
Рис. 1. Результаты опроса о способах проведения культурного досуга
Опрос разновозрастной и разнополой группы любителей культурного досуга на рис.1 показал следующие результаты: Чтение предпочитают 8 %, еще 8 % выбирают наслаждение искусством через посещение музеев, 44 % опрошенных выбрали просмотр фильма, 20 % предпочитают слушать музыку и 20 % в свободное время занимаются творчеством.
Популярность просмотра фильмов, занятий творчеством и прослушивания музыки очевидны, в то время как самыми непопулярными вариантами проведения досуга оказались наслаждение искусством в музее и чтение. Опрошенные утверждают, что творчество позволяет получить удовлетворение от реализации своих способностей. А кино и музыка являются самыми желанными способами организовать свободное время, потому что эмоционально вовлекают. Фильмы состоят из яркого, насыщенного событиями видеоряда, главный герой которого вызывает сопереживание своей личности или деятельности. Даже фильмы, рассказывающие историю неодушевленного предмета или исторического события внедряют главного героя, вызывающего эмоциональный отклик аудитории. Музыка вызывает приятные ощущения посредством влияния на органы слуха. Определённые сочетания музыкальных инструментов, мелодия и ритм вызывают у потребителя различные эмоции. Таким образом, кино и музыка нравятся людям, потому что позволяют им переживать яркие эмоции в рутине повседневных дел, не требуя усилий самого человека (как это требуется при чтении, например).
Непопулярность музеев опрошенные объясняют отсутствием ярких эмоций от посещения в предыдущем личном опыте. Маркетинговое агентство «Magram» с помощью опроса также выявило, что люди не выбирают музей, по основным причинам «Далеко добираться», «Время в пустую» и «Нет привычки ходить в музеи» [1].
Исследования МОСГОРТУР, указанные на рис.2, утверждают, что большинство опрошенных ходят в музей единожды в два-три месяца или раз в полгода [1].
Рис. 2. Опрос МОСГОРТУРА о частоте посещения музеев
Таким образом, складывается неблагоприятный имидж музеев как элемента досуговый деятельности. Исследование показало, что популярность похода в музей низкая по причинам отсутствия приятных эмоций. Предложение не стоит своих трудовых затрат и, как следствие, люди не хотят тратить время на то, чтобы добраться до музея, тем более, делать это на постоянной основе.
Исследование выявило, что при высокой культурной ценности музеев, их роль среди других методов проведения досуга теряет актуальность. Новые современные средства культурного времяпрепровождения привлекают людей более высокой эмоциональной вовлеченностью. Исправить ситуацию и укоренить музей в качестве актуального времяпрепровождения можно с помощью использования элементов, присущих другим, более распространенным методам культурного досуга. К примеру, использования ярких визуальных образов, выбора главного героя и превращения похода по музею в путешествие внутри последовательной эмоционально-полной истории. Конечно, все эти элементы должны гармонировать с основной тематикой выставки и служить главной цели существования музея — культурному просвещению, передаче опыта наших предков.
Уже сейчас существуют музеи, чье экономическое положение доказывает пользу применения упомянутых параметров. Например, Ельцин-центр в Екатеринбурге позволяет посетителям окунуться в историю становления русской демократии через сопереживание истории жизни и политической деятельности первого президента России. Выставку сопровождают яркое оформление, периодические видеоряды на больших экранах, а оформление помещений музея в духе действительности затрагиваемых событий позволяет человеку эмоционально погрузиться в процесс просвещения.
Литература:
- Маркетинговое агентство Magram: “Почему мы не ходим в музеи”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.magram.ru/news/muzeums.html