В этой статье представлены данные исследования, посвященного динамике развития онлайн-торговли сегодня. Цель — продемонстрировать, что в настоящее время онлайн-торговля захватила многие сферы и помогла многим предприятиям розничной торговли.
Ключевые слова: интернет-торговля, онлайн, технология, маркетинг.
В настоящее время интернет-торговля набирает обороты и становится все более популярной. Сейчас уже сложно представить отсутствие возможности заказать какой-либо товар через интернет, хотя совсем недавно об этом никто не знал. Сеть интернет имеет широкие возможности, поэтому и сфера маркетинга претерпевает существенные изменения, поскольку технология продаж, осуществляемых в режиме «онлайн», и продвижение товаров к конечным потребителям меняются.
Розничная торговля относится к секторам экономики, темпы развития которых достаточно высоки. Следует отметить, что главная движущая сила эволюции и взаимодействия субъектов рынка — это конкуренция. Об успешности предприятия можно говорить, если оно остается конкурентоспособным на рыночной нише и наряду с этим набирает обороты в своем развитии [2, с. 207]. В сети интернет набирают популярность инновационные инструменты, применяемые в сфере розничной торговли, поэтому самое перспективное направление внедрения инноваций в условиях жесткой конкуренции- создание интернет-сервисов.
Каналами распространения информации об ассортименте, ценах, скидках, акциях и т. д. являются собственные сайты, которые есть у большинства крупных магазинов.
На сегодняшний день довольно много покупателей предпочитают приобретать товары через интернет, и с каждым годом число таких покупателей увеличивается. Это объясняется огромными преимуществами перед покупками в реальных магазинах. Во-первых, интернет- магазин доступен в любом месте, главное- выход в интернет и элементарные навыки осуществления покупок. Во- вторых, совершить покупку можно в любое время дня и ночи. В- третьих, в интернет- магазине нет очередей. В- четвертых, нет необходимости тратить время на дорогу и пробки. В- пятых, покупки анонимны. В- шестых, ассортимент интернет- магазина гораздо больше, чем в реальном магазине. Наряду с этим, несомненными преимуществами являются бонусы и подарки за совершенные покупки, большой объем информации на сайтах, возможность оплаты электронными деньгами и ряд других.
Текущий XIX век является веком информационных технологий, поэтому любой человек может создать свой интернет- магазин. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Успех предприятия не гарантируется после создания собственного сайта, и рассчитывать на получение прибыли с самого начала не стоит. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы интернет- магазин пользовался спросом и был интересен потенциальным покупателям. Для этого необходимо проведение грамотного интернет- маркетинга, благодаря которому можно преподнести информацию покупателю более правильно.
Следует отметить, что, совершая покупки на интернет- площадках, покупатель не видит, что он покупает, он не общается с продавцами и другими покупателями. В связи с этим можно сделать вывод о том, что разделение онлайн- и оффлайн- рынков основывается на характеристиках товаров. Именно поэтому существует деление товаров на 2 большие группы. В первую группу входят товары, реализация которых через интернет-магазины довольно успешна. Вторую группу образуют все остальные товары.
Если провести анализ самых продаваемых через интернет товаров, то можно сделать вывод о том, что к ним относятся туристические путевки, книги, диски. Что касается бытовой техники, одежды, обуви, продуктов питания, то эти товары пользуются меньшей популярностью у покупателей интернет-магазинов. Недвижимость, дорогие украшения, автомобили через интернет почти не покупают. Соответственно, возникает вопрос о причинах этого. В первую очередь, следует учитывать, что очень важной характеристикой товара является его транспортабельность. Понятно, что при доставке обуви или книг не возникает таких проблем, как при доставке крупногабаритного груза, например, бытовой техники или мебели. Вторая причина, обуславливающая меньшую популярность продажи крупных и дорогих товаров через интернет, связана с простотой оценки. Потенциальному покупателю гораздо легче оценить стоимость книги, чем стоимость шкафа, поэтому реализация крупных товаров более проблематична. И третья причина связана с ценой товара. Интернет-покупатели гораздо легче совершают покупки недорогих товаров, чего нельзя сказать о приобретении драгоценностей, недвижимости, транспортных средств и т. п.
В настоящее время постоянно растет количество людей, предпочитающих приобретать в интернет-магазинах обувь, одежду и аксессуары. Если верить статистике, то 25 % от всего объема обуви продается через интернет. Такой небольшой объем продаж связан с необходимостью примерки и физиологическими особенностями покупателя. Именно это является причиной большого процента возврата обуви. Одежды покупают гораздо больше, чем обуви- 62 %. Что касается продажи аксессуаров, то 13 % от всего объема покупатели приобретают в интернет-магазинах.
Стоит заметить, что купить товар в оффлайн-магазинах дороже, потому что на содержание реального магазина требуются большие вложения. Нужно оплачивать труд работников, нужно оплачивать аренду помещения, нужно оплачивать коммунальные услуги и др. Кроме того, значительные затраты связаны с контролированием сохранности товара на полках. Для этого дополнительно нужно вкладываться в средства наблюдения, платить зарплату охранникам. Зачастую наблюдается снижение цен на товары, которые находятся в лёгком доступе в обычном магазине. Это делается для поддержания конкурентоспособности. Стратегия лучшей цены в теории менеджмента выдерживается не всегда. В основном лишь крупные магазины получают доход за счёт нее [2, с. 208]. Важно, чтобы в онлайн-магазинах цены постоянно контролировались. Нужно обеспечить их конкурентоспособность в сравнении с обычным розничным магазином.
Сайт, на котором осуществляются продажи и даётся реклама товаров, и есть местом продаж (place). Нужно продумать не только его дизайн, но и условия для простого и удобного пользования при условии размещения всех нужных данных. Клиентская база будет расти, если товары будут качественно отформатированы, подробно описаны карточки товаров, будут указаны условия оплаты и условия доставки, а сам сайт будет работать быстро. Кроме того, нужно постоянно работать над качеством обслуживания.
Место размещения рекламы о товаре и самой компании тоже входит в place. Важна и сама реклама, и сайт, на котором она публикуется. На клиента влияет визуальная составляющая сайта. На сегодняшний день активно развивается совершенствование площадок электронной торговли и информационной графики.
На сайте Facebook, Инстаграмм, ВКонтакте и Twitter пользователи не только общаются, но и продают и покупают товары. Сейчас в социальных сетях увеличился процент рекламы и процент продаж. Успех огромный. Большинство продавцов сегодня регистрируются в социальных сетях для увеличения своего дохода. Они используют соцсети для представления огромного разнообразия товаров и услуг через интернет. Мультиканальные формы используются для развития розничной торговли.
Сейчас продавцы, которые на рынке имеют довольно большой опыт, развивают продажи и онлайн, и оффлайн. В дополнении к основным розничным магазинам они открывают страницы в соцсетях и продают товар по электронным каналам [4, с. 105].
Реклама и продвижение (promotion) представляют собой комбинацию несколько методов товарного продвижения в интернете [6, 7]. Сюда входят и интернет-магазин, и web-сайты. Развивается блог, социальные сети, вкладываются средства в баннерную рекламу, контекстную рекламу. Спонсируется скрытый маркетинг и рассылка по электронной почте. Однако даже в случае успешного продвижения к магазину или к определенной марке товаров клиенты могут относиться нелояльно из-за того, что есть много других товаров с подобными свойствами. В этой связи, если интернет-магазин хочет занять лидирующую позицию на рынке, нужно использовать несколько промоушенов. Допустим, магазин может организовывать дополнительные акции, а также начислять бонусы за покупку на определенную сумму. Подобная схема будет привлекать клиентов и в обычном магазине, и в онлайн-магазине. К примеру, сейчас крупная интернет-площадка AliExpress предоставляет скидки в день создания сайта. Выдаются купоны на скидки, если на какой-то товар падает спрос. На таких крупных площадках, как Wildberries и Lamoda организуют скидки на товар вне сезона.
В маркетинге сейчас набирает оборот персонализация в результате роста конкуренции и повышения клиентских требований. Персонализация позволяет индивидуально подходить к каждому клиенту. Каждому клиенту индивидуально предлагается скидка и подарок к покупке.
Итак, открыть онлайн-магазин легко, но нужно грамотно подойти к выбору стратегии маркетинга для его развития. Нужно грамотно продвигать магазин в сети. Эффективность продвижения будет достигнута при уточнении клиентских потребностей, анализа рынка и основных конкурентов. В условиях нынешней цифровизации экономики нужно тщательно изучать потребности клиентов. Только тогда бизнес в интернете будет успешным.
Литература:
- Береза А. И. Маркетинг в Интернет-торговле: исследование покупательского восприятия // Сб. материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства» п. Персиановский (11–12 марта 2015 года). С. 202–205
- Буркова Д. С. Разработка конкурентных преимуществ интернет-магазина в условиях цифровой трансформации в розничной торговле // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 8. С. 206–209.
- Гнатченко Д. О. Интернет как двигатель розничной торговли // Научные записки молодых исследователей. 2014. № 2. С. 25–28.
- Евсина И. Ю. Интернет маркетинг. Сегментация рынка интернет торговли товарами моды // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 1–1 (59). С. 104–106.
- Савинов Ю. А., Конюхова Ю. А. Эффективность международного маркетинга в сети Интернет // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 12. С. 51- 62.
- Тхориков, Б. А. Дополненная реальность как инструмент маркетинга: место в концепции маркетинг-микса и перспективы использования // Маркетинг в России и за рубежом. — 2016. — № 5. — С. 46–54.
- Тхориков Б. А. Виральность медицинского контента в социальных медиа // Маркетинг в России и за рубежом. — 2016. — № 2. — С. 56–64.