В статье рассмотрена историко-правовая сущность цифровых прав в системе международного права и федерального законодательства России, а также перспективы влияния цифровых прав на гражданские правоотношения.
Ключевые слова: цифровые права, федеральное законодательство Российской Федерации, гражданские правоотношения, информационные технологии, информационная система.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью современного мира. Каждый человек из года в год сталкивается с новыми гаджетами, техническими устройствами и иными элементами составляющие часть технологического прогресса. Компьютеризация, информатизация многих сфер жизни человека и общества приводит к закономерным тенденциям правового регулирования информационных технологий. Человек непосредственно является одновременно и объектом, и субъектом в области информационных технологий, так как создание, логическое развитие и эксплуатация результата информационно-технологической разработки лежит целиком и полностью на плечах человека. Поэтому, появление все более новых результатов интеллектуальной деятельности в области информационных технологий способствует обособлению зарождающихся цифровых прав человека.
Цифровые права явление развивающееся и требующее внимание в международно-правовой и государственно-правовой действительности. Например, в 2003 году на саммите Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу была принята Декларация принципов: Построение информационного общества: глобальная задача в новом тысячелетии, которая провозгласила важность складывающегося информационного общества обеспечивать защиту и укрепление прав человека [1]. Естественно, в первую очередь под «защитой и укреплением прав человека» в контексте данной Декларации подразумевались так называемые «базовые цифровые права», которые на момент 2003 года появлялись в информационной действительности. Так как базовые цифровые права явление неоднородное ввиду отсутствия окончательного общего правового оформления как в сфере международного права, так и на уровне законодательства отдельных государств, следует выделить следующие устойчивые в информационно-правовой реальности базовые цифровые права: право на доступ к Интернету; право на забвение; право на защиту персональных данных. Например, право на забвение как элемент действующего законодательства в Европейском Союзе, в Российской Федерации и других государствах. Так, решением Суда Европейского Союза от 13 мая 2014 г. по делу № C-131/12, Google Spain SL, Google Inc. v Agencia Española de Protección de Datos (AEPD), Mario Costeja Gonsale было констатировано, что оператор поисковой машины Google Inc. должен обеспечить удаление из системы поиска ссылок, касающихся спорных сведений, в отношении которых их субъект (заявитель) подал требование об их удалении [2]. Право на забвение в российском законодательстве появилось не так давно, и регулируется статьей 10.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]. Статья регламентирует категорию удаления следующей информации в сети Интернет по требованию заявителя: информация, нарушающая законодательство РФ; недостоверная информация; неактуальная информация; информация, утратившая значение в силу последующих событий или действий заявителя.
Цифровые права и их развитие в системе федерального законодательства России условно начинают свой отсчет с принятия, например, Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (утратил силу) [4]. В статье 1 данного Федерального закона было указано, что «подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Ныне действующий Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», аналогично, в статье 6 указывает на то, что информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, имеет равное значение для документа, который подписан собственноручной подписью [5]. Рожкова М. А. справедливо подмечает, что цифровые права — это оформленные электронно субъективные гражданские права [6].
Институт цифровых прав как элемент гражданского оборота был введен Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [7] и на данный момент отображен в статье 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [8]. Согласно статье 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются «названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». В ч. 2 ст. 141.1 ГК РФ содержится термин «правила информационной системы», который не раскрывается, по существу, в системе федерального законодательства России. Например, в вышеупомянутом Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» существует упоминание об информационной системе в статье 2, но трактовка понятия «информационная система» в настоящем законе разноплановая и вариативная на что и указывают другие статьи закона. Гольцов В. Б. и Голованов Н. М. справедливо указывают на то, что «приведенный текст трудно признать легальным определением цифровых прав, скорее, это их характеристика, которая прослеживается и в других пунктах данной статьи» [9, с. 11]. Гольцов В. Б. и Голованов Н. М. также указывают на «недостатки правового регулирования цифровых прав», а именно: конкретные виды цифровых прав, их содержание и условия осуществления должны определяться правилами информационной системы, которая, в свою очередь, должна отвечать правилам, установленным в законе. Поскольку соответствующих законов пока не принято, законодательные формулировки в этой части носят декларативный характер; правила информационной системы могут меняться по усмотрению учредителей такой системы, соответственно, не исключен риск возможных злоупотреблений с их стороны.
Немаловажно подчеркнуть, что усовершенствование законодательства в области цифровых прав и информационных технологий не стоит на месте. Например, был принят Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») который в свою очередь регламентирует цели и основные задачи развития искусственного интеллекта в Российской Федерации [10]. Аналогично в правовой действительности России ныне действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью которого является правовое регулирование цифровых финансовых активов, их информационных систем [11].
Таким образом, цифровые права активно внедряются в повседневную жизнь. Представляется возможным скорейшее правовая детализация цифровых прав на уровне международного права для имплементации в различные национальные правовые системы. Федеральный законодатель России поэтапно вводит в гражданские правоотношения новеллы, касающиеся цифровых прав для того, чтобы среднестатистический гражданин РФ имел возможность ознакомиться с новой реальностью непосредственно.
Цифровизация экономической сферы России имеет открывает далеко идущие перспективы, тем самым расширяя цифровые права граждан РФ и возможности участия в более углубленных гражданских правоотношениях.
Литература:
1. «Declaration of Principles», WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E, World Summit on the Information Society, Geneva, 12 December 2003.
2. Михайлов С. В. Что такое право на забвение? // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2017. № 17 (сентябрь). С. 19–25 URL: http://ipcmagazine.ru/legal-issues/what-is-the-right-to-oblivion (дата обращения: 17.05.2022).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета, № 165, 29.07.2006.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи» // Парламентская газета, № 9, 12.01.2002.
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
6. Рожкова М. А. Цифровые активы и виртуальное имущество: как соотносится виртуальное с цифровым / М. А. Рожкова // Закон.ру. — 2018. — 13 июня. URL: https://zakon.ru/blog/2018/06/13/cifrovye_aktivy_i_ virtualnoe_imuschestvo_kak_sootnositsya_virtualnoe_s_cifrovym (дата обращения: 18.05.2022).
7. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 № 34-ФЗ (последняя редакция) // Российской газете от 20 марта 2019 г. № 60.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
9. Гольцов В. Б. Цифровые права: понятие и проблемы использования: [новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации] / В. Б. Гольцов, Н. М. Голованов // Журнал правовых и экономических исследований. — 2020. — № 1. — C. 10–15.
10. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2019 г. № 41 ст. 5700.
11. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью которого является правовое регулирование цифровых финансовых активов, их информационных систем // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. № 31 (часть I) ст. 5018.