В статье рассматриваются проблемы обеспечения занятости и профессионального обучения лиц предпенсионного возраста как средства повышения конкурентоспособности данной категории населения на рынке труда. Представлена характеристика лиц предпенсионного возраста. Рассмотрены отдельные аспекты реализации социальной политики Российской Федерации в области повышения конкурентоспособности лиц предпенсионного возраста на рынке труда. Показано, что решение проблемы повышения конкурентоспособности лиц предпенсионного возраста на рынке труда лежит в организации профессионального обучения и переквалификации.
Ключевые слова: предпенсионный возраст, профессиональное образование, занятость, рынок труда, конкурентоспособность.
The article discusses the problems of providing employment and vocational training for persons of pre-retirement age as a means of increasing the competitiveness of this category of the population in the labor market. The characteristics of persons of pre-retirement age are presented. Some aspects of the implementation of the social policy of the Russian Federation in the field of increasing the competitiveness of persons of pre-retirement age in the labor market are considered. It is shown that the solution to the problem of increasing the competitiveness of persons of pre-retirement age in the labor market lies in the organization of vocational training and retraining.
Keywords: pre-retirement age, vocational education, employment, labor market, competitiveness.
На сегодняшний день, в связи с демографическим старением населения, повышением пенсионного возраста в Российской Федерации и снижением уровня конкурентоспособности на рынке труда лиц предпенсионного возраста проблема обеспечения занятости как средства повышения качества жизни старшего поколения стоит очень остро.
Одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика занятости населения Российской Федерации, является обеспечение равных возможностей населения в реализации конституционно закрепленного права на труд. Учитывая статистические данные, на сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается тенденция к росту числа безработных граждан, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось пять и менее лет. При этом, в предпенсионном возрасте люди сохраняют свою работоспособность и могут спокойно продолжать трудиться на своих местах в случае их своевременной переквалификации и адаптации к условиям социально-экономических реалий свойственных рыночной экономике.
На протяжении последних лет в Российской Федерации активно обсуждаются вопросы о повышении уровня социальной защиты населения предпенсионного возраста. Отдельные аспекты этого вопроса, а именно проблема обеспечения занятости и организации профессионального обучения лиц предпенсионного возраста как эффективного средства повышения конкурентоспособности на рынке труда данной группы населения нашла отражение в работах: А. Ю. Нагорновой, К. Г. Кязимова, В. Д. Роик, И. А. Байкина, С. Х. Асланова, И. В. Бестужевой-Лады, Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой, И. А. Григорьевой, В. Н. Келасьева и др.
Понятие «предпенсионный возраст» характеризуется устанавливаемым государством или условно выделяемым возрастом на несколько лет ниже пенсионного, а само понятие «предпенсионер» появилось после вступления в силу закона о поэтапном увеличении пенсионного возраста. В рамках Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, предпенсионным определен возраст, который наступает за 5 лет до выхода на заслуженный отдых.
Жизненная ситуация человека, достигшего предпенсионного возраста, обычно отличается сложностью осуществления профессиональных перемен и поиском новой работы. При этом, невозможность получения востребованного профессионального обучения в предпенсионном возрасте порой становится причиной отчуждения и разобщенности поколений [1]. Лица предпенсионного возраста, чувствуя свою неконкурентоспособность на современном рынке труда, как правило, не прибегают к активному поиску работы и выбирают стратегию регистрации в центре занятости и получения пособия по безработице. Основными барьерами, препятствующими лицам предпенсионного возраста получить работу, являются следующие: предвзятое отношение работодателей; несоответствие имеющихся вакансий профессиональному опыту; недостаток знаний и умений для работы на новом оборудовании и по современными требованиями и др.
Необходимо отметить, что благосостояние людей предпенсионного возраста непосредственным образом зависит от наличия работы, поэтому на него крайне негативно влияет дискриминация по возрасту при трудоустройстве, которая в большей мере связана с потерей ими конкурентоспособности на рынке труда. Одним из вариантов решения этой проблемы является организация профессионального обучения и переподготовки по востребованным профессиям на рынке труда [3].
Государство принимает меры, гарантирующие защиту прав и интересов граждан предпенсионного возраста. В связи с этим, в Российской Федерации активно формируется система профессионального обучения и переквалификации лиц предпенсионного и пенсионного возраста, желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке занятости и продолжать трудиться, в рамках которой для расширения трудового потенциала и обеспечения занятости граждан предпенсионного возраста в 2013 году в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» были внесены изменения в области расширения полномочий региональных органов службы занятости путем наделения их правом направления на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям незанятых граждан предпенсионного и пенсионного возраста, стремящихся возобновить свою трудовую деятельность [6].
Сегодня, вследствие принятия закона о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации, профессиональная переподготовка лиц предпенсионного возраста является одним из основных направлением деятельности Правительства в области обеспечения занятости данной категории населения. В рамках реализации национального проекта «Демография», федерального проекта «Старшее поколение» с января 2020 года лица предпенсионного возраста могут бесплатно получить дополнительное профессиональное образование или пройти профессиональное обучение за счет средств национального проекта, а реализация государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации и социальной поддержки временно не работающих граждан предпенсионного возраста возложена на центры занятости начиная с 2019 года. На сегодняшний день, наиболее востребованными программами среди граждан предпенсионного возраста, стремящихся продолжить трудовую деятельность и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, являются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленные на повышение основ компьютерной грамотности и изучение информационных коммуникационных технологий; изучение иностранных языков.
Политика содействия занятости лиц предпенсионного возраста предусматривает создание системы эффективных стимулов для самих работников и их работодателей продолжать трудовые отношения. Как показывает опыт европейских стран, такими стимулами являются:
– финансовые стимулы для работодателей оставлять пожилых работников на работе: снижение ставки социальных взносов работодателя за работников старшего возраста — прогрессивная скидка (Швеция, Испания и др.);
– финансовые стимулы для работников — увеличение налогового кредита для пожилых работников (Швеция); повышение размера пенсий за отсрочку выхода на пенсию и продолжения работы (Нидерланды, Венгрия, Великобритания и др.);
– мероприятия по профессиональному развитию пожилых работников;
– дополнительные гарантии защиты пожилых работников при коллективных увольнениях или сокращении штата: приоритетное право на сохранение работы для лиц предпенсионного возраста (в Латвии, Швеции, Нидерландах и др. кому до пенсии осталось 5 лет и менее).
Примером программ повышения конкурентоспособности на рынке труда и трудоустройства пожилых людей, реализующихся при непосредственном участии государственных служб занятости, может служить программа «Новый старт», введенная в Швеции. В рамках программы работодателям, которые берут на работу лиц предпенсионного возраста предоставляются дополнительные фискальные льготы в виде налогового кредита, величина которого эквивалентна двойному размеру ставки налога — социальных взносов на заработную плату для работодателя. Практика зарубежных стран показывает, что профессиональное обучение людей пожилого возраста способствует продолжению их трудовой активности и значимо поднимает уровень социального благополучия данной группы населения.
В нашей стране, для оказания помощи людям предпенсионного возраста, предоставления им возможности как можно дольше оставаться профессионально востребованными и не отставать от развития технологий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает принимать на бесплатное обучение — новой профессии или в рамках повышения квалификации — всех желающих, достигших возраста 50 лет. Одновременно с этим, Минэкономразвития внесло предложение о предоставлении компаниям, которые вкладывают в подготовку и переподготовку кадров старшей категории, дополнительных налоговых льгот. Основой целью организации обучения лиц предпенсионного возраста является повышение их конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и социальной защиты в трудовой сфере. Обучение устремлено на приобретение или развитие имеющихся знаний, компетенций и навыков для сохранения и поддержки занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста. При этом, профессиональное обучение осуществляется по профессиям, востребованным на рынке труда, или под гарантированное работодателем рабочее место.
Главной целью организации профессионального обучения и переквалификации людей предпенсионного возраста является их развитие, приобретение новых знаний, умений навыков и компетенций, достижение возможности продолжения активного участия во всех сферах общественной жизни.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система профобразования людей предпенсионного и пенсионного возраста в соответствии с концепцией «непрерывного образования», ставящей в фокус всех образовательных начал человека, которому необходимо создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни [2].
Методологической основой организации профессионального обучения и переквалификации лиц предпенсионного и пенсионного возраста служит личностный подход, в рамках которого учитываются индивидуальные, психологические и социальные особенности лиц данной категории.
Среди особенностей системы профессионального обучения лиц предпенсионного выделяются: ориентация на динамичные изменения происходящие в социально-экономической и производственной среде, образовательные потребности людей предпенсионного возраста; обеспечение различных образовательных услуг в соответствии с потребностями безработных граждан предпенсионного возраста; гибкая трансформация содержания, форм и методов обучения; доступность профобучения; способность учитывать потребности региональных рынков труда и соискателей рабочих мест и взаимодействовать с социальными партнерами [4].
В современных условиях развития социально-экономических отношений все большую актуальность приобретает проблема повышения конкурентоспособности и обеспечения занятости лиц предпенсионного возраста на рынке труда. На сегодняшний день меры повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц предпенсионного возраста и содействия их занятости в Российской Федерации являются одним из приоритетных направлений государственной политики занятости и надлежащим образом учитываются при формировании программно-стратегических документов. Большая роль в данной работе отведена профессиональной переподготовке и переквалификации за счет роста уровня необходимых на сегодняшний день профессиональных знаний, умений и навыков, повышения квалификации. Таким образом, формирование системы мероприятий по регулированию занятости лиц предпенсионного возраста включает в себя не только создание рабочих мест, но и обеспечение обучения и повышения квалификации уволенных работников с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Литература:
- Бестужев-Лада И. В. Социальные проблемы занятости в России // СОЦИС: Социологические исследования. — 2020. — N 12. — С. 113–119
- Боровик В. С. Занятость населения / Боровик В. С. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 318 с.
- Кязимов К. Г. Профессиональное обучение и трудоустройство лиц пенсионного возраста с учетом принципов геронтообразования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2246–2254
- Нагорнова А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
- Попов С. Б. Трудоустройство и занятость // Социальное обеспечение. — 2015. — № 2. — С. 32–33.