Такая обширная тема как «управление человеческими ресурсам» была и будет значима в нашем обществе до тех пор, пока существуют организации. Ведь для любой организации одной из главнейших задач стоит получение прибыли. Естественно, прибыль получается с товара или услуг, но без одного из важнейших ресурсов организации — «человеческого» — это было бы невозможно. Соответственно, организации, как большие, так и маленькие должны заботиться о разработках новых стратегий или же улучшении старых. Данная тема должна быть актуальна для организаций с целью улучшения внутреннего климата и увеличения прибыли компании.
Ключевые слова: стратегия, человеческие ресурсы, стратегическое управление, менеджмент, организация.
Such a vast topic as «human resource management» has been and will be significant in our society as long as organizations exist. After all, one of the most important tasks for any organization is to make a profit. Naturally, profit is obtained from a product or service, but without one of the most important resources of the organization «human» it would be impossible. Accordingly, organizations, both large and small, must be concerned about the development of new strategies or the improvement of old ones. This topic should be relevant for organizations in order to improve the internal climate and increase the company's profits.
Keywords: strategy, human resources, strategic management, management, organization.
Стратегия — основа управления в организациях. Термин «стратегическое управление» был введен в 60–70-х гг. XX в. для того, чтобы отличить текущее управление от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление в 1980-х гг. начало новый этап. Отличительной особенностью было — обратить внимание высшего руководства на внешнее окружение. Это открыло дорогу своевременным реакциям на происходящие в нем изменения. Что, в свою очередь, дало возможность преимущества перед конкурентами.
Важность стратегического управления хорошо проглядывается в следующем. Во-первых, за последнее время радикально изменилась та самая окружающая среда, в которой существуют предприятия. Если вникнуть в суть правления многих организаций, можно проследить, что экономические проблемы в их организациях связаны с отсутствием у большинства руководителей знаний, управленческих навыков и опыта работы в условиях конкуренции. Что очень важно!
Во-вторых, уход от предыдущих видов планирования в деятельности организаций, приватизация, экономические преобразования требуют от руководителей умения предвидеть, создать свою неповторимую стратегию, определить, как можно точнее, свои преимущества. Также предотвратить стратегические угрозы и опасности, а значит использовать все инструменты стратегического управления.
В-третьих, применять стратегический менеджмент, внедрять изменения в систему управления так же актуальны для средних и малых предприятий, а не только для крупных компаний.
Стратегия управления персоналом — это план, последовательная реализация и ведение этого плана, с последующей оценкой и корректировкой результатов. Также не следует забывать о персонале. Обязательное учитывание потребностей и мнений персонала, в тесной связи с которым проходит внедрение стратегии. Тогда эта стратегия будет эффективной.
Стратегия управления персоналом должна учитывать интересы руководства организации и, обязательно, интересы персонала. Ее суть проявляется в следующем:
— определение целей управления персоналом.
В принятии решений об управлении персоналом обязательно учитываются соотношения принятой стратегии управления и интересы сотрудников. Для эффективности стратегии у работников должна быть достойная оплата труда, хорошие условия труда, возможность для развития и реализации способностей работников и др.;
— формирование принципов кадровой работы.
Принципы кадровой работы должны быть записаны в виде документа и выражаться в повседневной работе. Этот документ должен представлять собой набор этических норм, которые невозможно нарушить.
— определение баланса между экономической и социальной эффективностью. Экономическая эффективность означает оптимальное использование персонала для достижения целей организации. То есть в нашей стране это максимально допустимое использование рабочей силы. И даже больше… Социальная эффективность — это меры, направленные на удовлетворение потребностей и интересов работников организации. Так должно быть. Но опять же, в нашей стране все направлено на наименьшие затраты на работников. Получается, для руководителей идеальное соотношение, на данный момент, минимум затрат и максимум достигнутых целей.
Некоторые думают, что реализация стратегии являет обычную, скучную деятельность по выполнению долгосрочной тактики. Это — заблуждение, которое приводит к ошибкам на практике. Причина в том, что на самом деле традиционный процесс внедрения долгосрочной тактики и процесс реализации стратегии очень сильно отличаются.
Современный процесс реализации стратегии, как это не странно звучит, является творчеством. Это творчество обязывает постоянно мониторить результаты реализации стратегии. Оно так же предполагает гибкую систему ее коррекции. Как правило, это современные и своевременные изменения.
При этом существует критерий, который говорит о явном положительном результате этих изменений — это бизнес-успех.
Таким образом, самое первое отличие процесса реализации стратегии от процесса внедрения долгосрочной тактики заключается в обязательном наличии творческого подхода и эффективной обратной связи.
Второе отличие есть то, что на этапе реализации стратегии происходит разностороннее творение всевозможных условий для осуществления, как данной реализуемой стратегии, так и будущих.
Третье отличие есть традиционное исполнение. Как говорится: «вот план — выполняй, только думай о точном выполнении; а содержание плана, его внутренности — не твоя забота».
Со стратегией все совсем иначе. Процесс реализации стратегии с самого начала своего осуществления — это не просто начало внедрения уже принятой стратегии, но и зарождение следующей, т. е. будущей стратегии организации.
С самого начала реализации стратегии через обратную связь начинает приходить информация о результатах. Тут же запускается механизм обобщения этих результатов, т. е. включается процесс стратегической рефлексии. А также вся система стратегического анализа в целом.
То есть, начало реализации стратегии, которое являет собой конец одного цикла стратегического развития, одновременно является началом другого такого же цикла.
Ознакомившись с материалами по данной теме, мы можем выделить условия, которые необходимо обязательно выполнять для успешной реализации любой стратегии.
- Менеджеры всех уровней должны быть ознакомлены со стратегией организации, иметь понимание и четкие указания. Понятно, что осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим планом реализации стратегических перемен.
Менеджмент организации на протяжении всего процесса осуществления стратегии обязан обеспечить поступление всех необходимых ресурсов.
Топ-менеджерам очень важно осуществлять мониторинг реального осуществления стратегии через контроль всех стратегических целей.
- Основные моменты стратегии должны быть донесены до всего персонала организации.
Желательно, чтобы общая стратегия организации соответствовала всем критериям эффективности.
Достаточная мотивация, а значит и желание, всего персонала организации на осуществление стратегии — это существенное и необходимое условие ее успешной реализации.
На стадии запуска стратегии каждый уровень ответственности должен решать свои задачи. Но при этом главную и ведущую роль играют решения топ-менеджеров. Они на данном этапе реализации стратегии должны решить следующие вопросы:
Во-первых, топ-менеджеры проводят сканирование внешней среды, сравнивая ее с данным вариантом стратегии.
Во-вторых, они же проводят окончательную коррекцию стратегии через внесение в нее необходимых изменений с вектором, направленным на все ключевые стратегические цели.
В-третьих, после окончательной коррекции, стратегия сначала утверждается высшими руководством организации, а затем по всей организации дается приказ о запуске стратегии в действие.
До официального объявления о запуске процесса реализации стратегии на всех уровнях организации нужно провести необходимую работу и ознакомление по осуществлению стратегии.
Далее, на этапе реализации стратегии, самым основным будет воплощение в жизнь всех стратегических изменений, предусматриваемых в данный конкретный период.
В соответствии с канонами стратегического менеджмента гибкая коррекция осуществляемой стратегии происходит постоянно. На практике это проявляется в виде изменений, которые необходимы и воплощаются в реальном времени. Как в отдельных специализированных стратегий, так и по всей стратегии в целом.
Литература:
- Бакирова Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 597 c.
- Захаров Д. К. Исследование российского рынка труда и корректировка кадровой стратегии организаций // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2018. № 3. С. 54–59.
- Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами. Саратов: Профобразование, 2018. 319 c.
- Меньшикова О. Л. Методы и модели стратегического управления предприятием. Монография. Саратов: Вузовское образование, 2017. 183 c.
- Накарякова В. И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2017. 275 c.
- Селивоненко О. Г., Павленко Д. В. Профессиональное развитие персонала как фактор успешного функционирования компании // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. 2017. № 21. С. 291–293.
- Управление персоналом: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2017. 280 c.