В статье автор определяет основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. Особое место уделяется факторам повышения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, факторы повышения конкурентоспособности.
На сегодняшний день большую роль как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для национальной экономики в целом играет обеспечение экономической безопасности предприятий, что связанно с происходящими в мире кризисными явлениями, геополитической дестабилизацией, отсутствием совершенной нормативно-правовой базы в области регулирования бизнес-среды, которая могла бы в полной мере защитить права сторон, вытеснение отечественных производителей с международных рынков.
Кроме того, современные условия хозяйствования диктуют необходимость сохранения и увеличения конкурентоспособности предприятий вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности, поскольку поддержание конкурентоспособности является первоочередной задачей предприятий для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности в перспективе.
Рассматривая труды отечественных ученых в области изучения конкурентоспособности, можно отметить наличие различных толкований относительно определения конкурентоспособности.
Баринов В. пишет, что конкурентоспособность объектов определяется суммой конкурентоспособности его составных частей и их согласованности для того, чтобы достичь определенной цели.
Блинов А. О. и Захаров В. Я. отмечают, что конкурентоспособность предприятия — это его свойство, позволяющее превзойти конкурентов, и достичь определенных результатов.
Захаров А. Н. под конкурентоспособностью предприятия понимает наличие у него определенных черт, благодаря которым появляется преимущества у данной организации в конкурентной среде.
Проблема определения конкурентных позиций и факторов, которые на нее влияют, очень важна для определенных сегментов рынка, а также в целом для результативной деятельности предприятий.
Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта включает в себя следующие характеристики [1, с. 59]:
1) способность организации эффективно развиваться в условиях постоянной конкурентной борьбы;
2) способность хозяйствующего субъекта адаптироваться к постоянным изменениям внешней и внутренней среды;
3) способность организации обеспечивать, а в дальнейшем поддерживать определенный уровень конкурентных преимуществ, которые позволяют противостоять ближайшим конкурентам в части удовлетворения потребительскому спросу и ожиданиям потенциальных клиентов с целью эффективного осуществления деятельности;
4) способность предприятия производить и реализовывать актуальную для потребителей продукцию.
Конкурентоспособность малого предприятия — динамическая категория, которая зависит от ряда факторов, подразделяемых на внутренние и внешние (рисунок 1).
Рис. 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
Внешние факторы — факторы, которые при прочих равных условиях, не зависят от предприятия. Эти факторы делятся на:
– факторы макроуровня — это факторы национального характера, касающиеся экономической, международной, социальной политики государства, уровня развития научно-технического процесса, антимонопольной, финансово- кредитной политики государства. наличия и совершенствования государственных программ поддержки развития бизнеса и т. д.;
– факторы мезоуровня — факторы регионального характера, к числу которых можно отнести природно-климатические и экологические условия, уровень развития образования в регионе, особенности экономических механизмов регулирования регионального рынка, развитие и возможности сырьевой базы, емкость рынка отдельных сегментов и степень их насыщения.
Несмотря на независимость вышеуказанных факторов от предприятия, их воздействие на конкурентоспособность предприятия огромно.
На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние и внутренние факторы, которые находятся в полной зависимости от предприятия. Внутренние факторы можно разделить на следующие группы:
– материально-технические факторы, к которым относятся обеспеченность качественными сырьевыми ресурсами, производственными помещениями и современным технологическим оборудованием. необходимыми для производства качественной продукции заданного ассортимента, уровень развития инфраструктуры и т. д.,
– научно-технические факторы: уровень развития инновационной деятельности предприятия; наличие и уровень взаимоотношений с научными организациями — источниками инновационных разработок; наличие собственных разработок, позволяющих получать конкурентоспособную продукцию; возможность внедрения наукоемких технологий и т. д.,
– экономические факторы, в том числе: величина уставного капитала предприятия; стабильность экономических показателей развития; уровень развития инвестиционной деятельности; возможность осуществлять финансовые вложения; используемая политика в области управления рисками; эффективность управления капиталом и т. д.;
– организационно-управленческие факторы, в числе которых: уровень организационной структуры предприятия; степень мотивации персонала; эффективное распределение обязанностей внутри предприятия; уровень организации труда; наличие и эффективность системы менеджмента качества; организация системы контроля качества выпускаемой продукции; уровень развития логистической сферы деятельности предприятия и т. д.
– маркетинговые факторы: наличие собственной стратегии сбытовой политики и уровень ее ориентации на конечного потребителя; степень развития аналитической работы; использование эффективных методик расчета конкурентоспособности и анализа портфеля товаров; качество и экономическая эффективность используемых технологий продвижения и т. д.;
– кадровые факторы: обеспеченность необходимыми кадрами; уровень квалификации персонала; заинтересованность и степень направленности предприятия на высокий уровень профессиональной подготовки кадров; наличие собственных центров обучения; качество социального пакета и т. д. [1, с. 61].
Литература:
- Бубнов Ю. Т. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2017. — № 4 (30). — С. 59–62.