Обращение к образу реальной исторической фигуры маркирует установку поэта восстановить связь между человеком и историей. Мифологическая модель мира воспринимается через призму образа истории. Для поэтики Самойлова характерны черты неоакмеизма. Обращение к традициям литературного направления начала ХХ века обусловлено социокультурным контекстом. Согласно определению Лейдемарна и Липовецкого акмеистическая традиция предлагала мощную альтернативу как романтическому утопизму «шестидесятников», так и конформизму надвигающейся «застойной» поры. Иной масштаб культуры — общечеловеческий противопоставлялся советской действительности. Неоакмеизм семидесятых годов развивается в попытке воспринимать современность в контексте всеобщей истории. Вписать окружающую действительность в течение времени. Наследие культуры в таком случае воспринимается как надвременная категория. Тем более, лирический субъект в стихотворении не проявлен. Такая позиция наблюдателя позволяется как бы избавиться от детерминированности культурной и социальной. Он вписан в течение истории, в тоже время находится над ней, наблюдает через лирику весь процесс творения, закономерности, способы культурной и духовной связи.
София Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня, великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов. Эта женщина, по мнению многих историков в нашей стране, сыграла большую роль в формировании культурного развития Руси. Её образ в истории России оценивается довольно-таки своеобразно и, хочется отметить, везде упоминают её происхождение из Константинополя. Великая княгиня имела огромное влияние на мужа и, конечно же, на свой двор.
В духе традиций акмеизма начала ХХ использование изобразительных средств не нарушающих, а восстанавливающих связь человека с реальность. По мысли Лотмана, пространственная перспектива текста определяет и его смысловую, ценностную перспективу. Вертикаль маркирует стремление личности к духовной сфере жизни. Этот прием усиливается упоминанием сакральных мест — куполов храмов. Именно закон божий, а не воля человека определяет судьбу главной героини стихотворения: « Отмерено добро и зло
Весами куполов неровных». Нужды церкви в таком случае превалируют над индивидуальными стремлениями. Редуцируется ввиду этого личностное, на первый план выходит историческая потребность, руководящая поступками персоны. Точка зрения нарратора, наблюдающего картину прибытия Софьи на русскую землю смещается и постепенно совпадает с точкой зрения героини. Царьград — славянское название Константинополя, столицы Римской империи (330–395), Восточно-Римской (Византийской) империи (395–1204 и 1261–1453), Латинской империи (1204–1261) и Османской империи (1453–1922). Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как воплощенное отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия — наука на стыке истории, богословия, искусствоведения и других дисциплин. Это важнейшее место для православного христианства. Горизонтальную ось в пространстве стихотворения задает переход от куполов Царьграда к куполам первопрестольной Москвы. Эпитет «первопрестольная» отражает отношение к городу, как к истиной, первичной столице Руси.
Культурная и теологическая концепция Москва — Третий Рим сложилась в период Московского княжества (существовавшего с 1263 по 1478 годы). Представление о Москве как о третьем Риме сформировалось на почве политических и религиозных воззрений в связи с явлениями общеевропейской истории. Российское государство осознавалось наследующим византийскую традицию. Женитьба великого князя Ивана III на Софии Палеолог, племяннице (и наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского), освобождение от ига — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. Значение этого союза для политической и культурной жизни России высока и определяет развитие государства и его положение в мировом сообществе. Наследница последнего византийского императора служит проводником между двумя христианскими странами. Реализация этой концепции находит воплощение в образе Софьи Палеолог.
Описание внешности исторической фигуры представлено через знаковые детали, соотносимые с религиозной символикой. Акцент сделан рефреном « Полуулыбка губ бескровных ». Этот эпитет « бескровные » может быть интерпретирован с одной стороны как указание на мучительно долгий путь Софьи на русскую землю и соотносится с реальными историческими фактами. В тоже время кровь ассоциативно восходит к чувственной стороне жизни человека. Отсутствие крови указывает на холод, расчет, примат рационального начала. Несмотря на это, описание внешности начинается со словосочетания «византийское чело». Лоб человека ассоциативно восходит к умственной деятельности, проявлению разумного начала. Помимо очевидного указания на особенности внешности, обозначающие национальную и культурную принадлежность, «византийское чело» указывает на мысли героини о судьбе своей родины. Наследуя византийскую культуру, Софья становится проводником на русскую Землю «бескровно», т. е. добровольно становится частью процесса духовного соединения двух стран. Мимика героини сдержана и величественна. « Полуулыбка» может быть прочитана и как едва заметное проявление чувств, и как попытка скрыть истинное самоощущение героини, осознающей свою роль в ситуации.
Молитвенно сложенные руки — жест смирения, воплощающий одну из главных христианских ценностей: « Как белых ласточек ладони». В христианстве ласточка — символ воскрешения, так как, возвращаясь с приходом весны, она приносит новую жизнь, весть о пробуждении. Софья, в таком случае, — посланница великого христианского города Константинополя символически прибывает в Москву, своим прибытием оглашает новую эпоху в духовной и культурной жизни. К смирению способен человек, осознающий важность возложенной на него роли. Совокупность умственных и душевных качеств исторической персоны делает ее образ возвышающимся над реальностью, способным на значимые для целой эпохи поступки.
По формулировке Б. О. Кормана, точка зрения есть способ отношения субъекта сознания к объекту сознания, в таком случае акценты в описании топосов Моквы и Царьграда отражают этические ориентиры героини. Точка зрения лирического субъекта задает перспективу вечности, через описание вечных городов, изображает исторический процесс, как связанную через элементы культуры (архитектуры) цепь событий. В таком случае предметом осмысления для авторского субъекта становится связь эпох, с одной стороны, и связь духовная, надысторическая с другой.
Таким образом, выбранное для анализа стихотворение Давила Самойлова встраивается в концепцию неоакмеиза, в русле которого творит поэт. Образ исторической личности создается при помощи акцентирования внимания на деталях, связанных с функцией героини в историческом процессе, смены «точки зрения» лирического субъекта и культурных аллюзий. Через обращение к ситуации в русской и мировой истории поэт вписывает человека своего времени в общую историю развития человечества, подсвечивает непрерывную культурную и духовную связь между эпохами.
Литература:
- Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. — К., 1869
- Клочков М. В. София Фоминична // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896–1918.
- Корман Б. О., 1977, Практикум по изучению художественного произведения, Ижевск.